Вы здесь

«Задача депутата — обозначить проблему и предложить пути решения»


Что ждать от народного избранника, как организовать работу с населением, почему важно знать «своего» депутата в лицо — все это в разговоре с председателем Могилевского областного Совета депутатов.


В депутатском деле Дмитрий Харитончик человек не новый. Работал в составе Жодинского горсовета, возглавлял Постоянную комиссию по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи в Палате представителей Национального собрания Беларуси. В этом году он занял очень ответственный пост председателя Могилевского областного Совета депутатов 28-го созыва. До этого занимал должность заместителя председателя Могилевского облисполкома. «В моей новой работе есть свои особенности, — говорит депутат. — Раньше я курировал вопросы промышленности, меньше уделял внимания сельским районам. Сейчас активно посещаю сельсоветы, знакомлюсь ближе с сельскими депутатами, изучаю состояние материально-технической базы в районах. Все это нужно для того, чтобы наш депутатский корпус смог работать с максимальной отдачей». График нового главы облсовета расписан по минутам, но в нем нашлось место для разговора с корреспондентом «МС». Дмитрий Харитончик признался, что очень заинтересованы в открытом диалоге и искренне делился своими планами и соображениями.

Проверка на местах

— Дмитрий Иванович, как вы видите свою работу на новом месте, какие задачи ставите перед собой и другими депутатами в роли председателя облсовета?

— Во-первых, собираюсь выстроить системную работу с сельскими Советами, райсоветом, органами территориального общественного самоуправления. На месте людям всегда лучше видны проблемы их населенного пункта. Почему это так важно? Когда областной Совет депутатов утверждает бюджет, необходимо, чтобы средства направлялись именно в те сферы, которые больше всего волнуют, требуют срочного решения. Учитывая, что финансы всегда ограничены, очень важно, чтобы обратная связь с избирателями была максимально активной. Чтобы депутатские структуры существовали не только на бумаге, а чтобы работали, аккумулировали общие проблемные вопросы и поднимали их на уровне района, области, а если надо — и страны. Эта работа велась и раньше, много чего сделано, и нужно, чтобы она не остановилась, а наоборот — набирала темп.

— С момента назначения на эту должность вы активно посещаете отдаленные районы. Как вам первые впечатления от работы сельских и районных депутатов?

— Нельзя сказать, что все работают ровно и одинаково. Но многое зависит не только от кадрового состава и главы исполнительной власти. Надо учитывать и финансовое состояние организаций, работающих на территории того или иного сельсовета. Это основные помощники председателя. Если базовая организация имеет финансовые проблемы, местной власти также будет сложно решать определенные вопросы. Ведь своей техники у сельского Совета нет.

— Что кардинально нужно было бы изменить в депутатской работе?

— Кардинально менять ничего не нужно, а вот для улучшения работы необходимо укрепить материально-техническую базу сельских Советов, должны быть инструменты для проведения благоустройства. Это сложно, так как существует ограниченное финансирование. Возможно, нужно подумать над созданием каких-либо звеньев, так называемых центров, где бы находился определенный набор техники и им могли бы пользоваться сельские исполкомы. И чтобы таких центров было 1-2 на район. Пока трудно сказать, в какой форме это будет сделано. Но это должно быть.

— Расскажите подробнее о команде, с которой предстоит работать.

— Если брать областной уровень, это 55 депутатов, из которых большинство мужчины. Сильно представлена система здравоохранения (это руководители областного диагностического центра, детской областной больницы, областного управления здравоохранения и так далее), образование (ряд директоров детских садов, школ), аграрная сфера (в том числе фермеры), промышленный сектор (руководители «Белшины»,«Бабушкина крынка», «Могилевоблгаз», СЭЗ «Могилев»), экономика. Очень гармоничный подобрался состав депутатов, широко представлены все социально-экономические сферы области. И это позволит эффективно рассматривать многие вопросы.

Ощутимо обновился состав председателей сельских и райсоветов, поэтому важно провести определенную учебу для того, чтобы вновь избранные смогли увидеть подходы в работе коллег из других районов, перенять опыт. Учиться будем у лучших, а выезжать к худшим. Это даст стимул подтянуть себя. Планирую также провести учебу с депутатами сельских и районных Советов, чтобы показать, какая существует нормативная база для их работы, какими они обладают возможностями для решения тех или иных вопросов. Надеюсь, что наша работа будет плодотворной.

Что зависит от депутата?

— Чего не хватает депутату, чтобы его работа была наиболее эффективной?

— Мы знаем, что все депутаты, кроме председателей сельских Советов, райсоветов и горсоветов, — это не освобожденные от своей основной работы люди. Поэтому все общественные дела делаются ими в свободное от работы время. Бывает, человек имеет желание что-то сделать, но не может из-за большой основной нагрузки. Но встречаются люди, которые стали депутатами, но до конца не понимают, насколько это серьезная нагрузка, и их активность со временем начинает немного падать. Свою роль вижу в том, чтобы поддерживать инициативы депутатов, чтобы они в течение срока своих полномочий не переставали вносить предложения по улучшению уровня жизни избирателей.

— Некоторые скептически высказываются о деятельности депутата. Мол, от них ничего не зависит...

— Всегда как депутат максимально старался держать руку на пульсе, встречаться с людьми, вникать в их проблемы. И когда говорят: «Ну что вы можете?», Мол, власть у «вертикали», а у вас — ничего, у меня это вызывает удивление. Мы все живем в одной стране и все нацелены на содействие ее развитию, каждый на своем рабочем месте. Конечно, у депутата нет серьезных экономических рычагов, но он может вовремя донести ту или иную проблему, предложить пути ее решения на уровне администрации, исполнительной власти. Это помогает правильно направлять те ресурсы, которые есть в области, для максимально эффективного развития и создания комфортных условий для населения. Только вместе депутат и исполнительная власть смогут добиться большего.

— Многие районы сейчас хорошо работают с европейскими грантами, предлагают инициативы, поощряют местное население. И депутаты при этом выполняют не последнюю роль...

— Это очень хорошее направление. В рамках семинаров мы собираемся такой опыт также распространить. Здесь мне очень импонирует Славгородский район, который втягивает в инициативную деятельность другие районы. Каждая копейка дорога, и если кто-то умеет ее привлечь, это хорошо.

— Как должна строиться работа депутата с населением? Часто люди не знают даже, кто у них депутат?

— К сожалению, это так. Когда мне, еще как заместителю председателя облисполкома, звонили на прямые линии, я интересовался, как вопрос был проработан с депутатом. Многих он ставил в тупик. Это не говорит о том, что депутаты работают плохо, это свидетельствует, что правовое просвещение населения оставляет желать лучшего. Люди не привыкли тесно работать с депутатами. Известно, что здесь есть вина и самих депутатов. Надо чаще встречаться с избирателями, трудовыми коллективами, представителями территориального самоуправления, участвовать в совместных акциях, рассмотрении трудных жизненных ситуаций на местах. И так должно быть в течение всего депутатского срока.

Полезный опыт

— Что лично вам помогает в работе? Учитываете опыт других коллег?

— Да. Теперь внимательно знакомлюсь с литературой, которая непосредственно касается работы народных избранников. Вот отчет депутата парламента Ольги Петрашовой, практические пособия депутатов по Брестской, Гродненской областям, сборник материалов Могилевского Совета депутатов, брошюра по деятельности ассоциаций местных Советов депутатов. Могилевской областью был разработан Дневник старосты, а Чаусы сделали в помощь депутату полезную брошюру, где собраны нормативные акты, на которые нужно опираться. Есть опыт, практика, но информация очень разрозненная. Поручим комиссии по самоуправлению изучить наш опыт и выработать рекомендации, которые утвердим на уровне облсовета и предлагаем всем депутатам работать в рамках этих рекомендаций. Это будет своеобразный дневник депутата, или паспорт избирательного округа, где будут отражены нормативные документы, рекомендации по организации работы, характерные особенности района, округа (сколько живет людей, сколько из них ветеранов, инвалидов, социально опасных и так далее). Чтобы депутат четко понимал проблематику своего района, аккумулировал проблемные вопросы и расписывал, как работал по тому или иному вопросу, что из этого получилось. Такая работа позволит нам систематизировать вопросы, которые поступают, проанализировать их на районном, городском, областном уровнях и найти какие-то основные проблемы, характерные для того или иного района.

О себе:

— По характеру я принципиальный и упрямый. Если вижу, что без жесткого решения вопрос не тронется, принимаю его. Не должно быть топанье на месте. Но перед тем как определиться, мне всегда нужно убедиться, что жесткая позиция принесет делу пользу. Поэтому внимательно изучаю ситуацию, выслушиваю мнение компетентных людей, анализирую свой опыт и опыт других. А если решение принято, добиваюсь, чтобы оно было еще и выполнено. Иначе люди просто не будут тебе верить.

 

Нелли ЗИГУЛЯ

Выбор редакции

Жилищный «квадрат» в собственность

Жилищный «квадрат» в собственность

В последние годы количество очередников существенно уменьшается

Общество

Как греться, чтобы не загореться?

Как греться, чтобы не загореться?

Вместе с МЧС разбираемся в нюансах печного отопления.

Регионы

Чем привлечь людей к деревне?

Чем привлечь людей к деревне?

Место для трудолюбивых и смелых.