«Кино — это необъяснимая или неразрешимая загадка. Я ее придумываю, а публика вольна разгадывать так, как пожелает». Эти слова принадлежат знаменитому японскому режиссеру, актеру, сценаристу, поэту и художнику Такеши Китано. А французский киносценарист и кинорежиссер Рене Клер назвал кинематограф «опасным изобретением, его безумными лентами можно опоясать всю Землю, и стоит только поднести спичку...» Так все же кино — это добро или зло?
Вне рамок урока
Учитель истории и обществоведения из бобруйской гимназии № 3 Иван ПЕСЕНКО уверен, что кино — универсальный язык нашего времени и отличный воспитательный ресурс. Учитывая, что нынешнее поколение школьников принадлежит к экранному типу культуры (поколение Z — визуалы) и интернет и телевидение оно ставит выше книги, просто непростительно такой ресурс не использовать. На фестивале педагогических идей «Медиаобразование в современной школе: опыт, проблемы, перспективы» педагог поделился своим опытом с коллегами по созданию в школе Киноклуба социального кино.
— Современное экранное творчество представлено множеством феноменов, прежде всего это кинематограф, видео, телевидение и компьютерные технологии. Молодой человек, который уже вырос внутри экранной культуры, общается с внешним миром (получает информацию, социализируется и так далее) преимущественно через них. К тому же клиповое мышление, свойственное новому поколению, приведет молодых людей, скорее, не в картинную галерею, а в кинотеатр или к экрану монитора, — рассуждает педагог. — Однако современная киноиндустрия ориентирована преимущественно на забавленне аудитории, и ее образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. В определенной степени изменить данную ситуацию может киноклуб как составная часть медиаобразования.
Идея его создания давно была в моих планах. Но, как часто бывает, от появления идеи до ее реализации могут пройти долгие годы. Почему я решил создать киноклуб? Для этого было несколько предпосылок. Во-первых, я сам люблю кино и пересмотрел уже достаточно много фильмов, владею опытом, который могу и хочу передать другим. Во-вторых, мне в какой-то степени обидно за современных детей — жертв массовой культуры. Трудно представить, что они смотрят. В нынешнем разнообразии кинофильмов очень проблематично остановиться на чем-то на самом деле важном и ценном — нужно уметь это найти. Мне же хотелось показать своим ученикам хорошие фильмы, классику кинематографа, фестивальные ленты... Но в рамках традиционной классно-урочной системы это сделать почти невозможно. Наш урок ограничен 45 минутами, поэтому в рамках занятий можно посмотреть только короткий видеофрагмент. В связи с этим мне часто приходилось просто советовать посмотреть дополнительно к уроку тот или иной фильм. В-третьих, я сам в свое время посещал киноклуб в моей «альма матер» — лицее № 1 Могилева. А решающим фактором создания киноклуба стала медиашкола в Украине «Роль медиаобразования в современной школе», которую мне посчастливилось посетить в августе 2014-го. Совместная работа с белорусскими и украинскими коллегами меня вдохновила. Запустить киноклуб удалось в октябре 2014 года.
«Послание» зрителю
— Для себя я выбрал два главных правила: две встречи в месяц и просмотр фильмов на определенную тематику. Киноклуб — это система, а не разовое мероприятие. Хотел показать, прежде всего те фильмы, которые когда-то повлияли на меня. Выбор был полностью моей инициативой, — признается Иван Песенко, — а тематику клуба я определил как социально-правовую. В данном случае это позволило рассматривать самый разный спектр проблем: от взаимоотношений в обществе и роли педагога в современной школе до понятия «патриотизм». Многие коллеги скептически отнеслись к моей идее, поскольку проект — трудоемкий и затратный по времени. Однако вскоре они убедились, что учащиеся с большим интересом восприняли создание клуба, они хорошо отзывались на подготовку заданий и проектов, в том числе и коллективных. Более того, киноклуб продолжают посещать и мои выпускники: если они приходят, значит, им здесь было интересно?
Для тех, кто решится на создание киноклуба, Иван Песенко дал следующие советы. Во-первых, определитесь с целями (вы хотите расширить тему, поднятую на уроке, привлечь внимание детей к социальным проблемам, научить языку кино или что-то другое?) и тематикой своего киноклуба. Просто показывать фильмы или новинки Голливуда нет никакого смысла. Для каждого учреждения образования можно выбрать уникальную тематику или обозначить определенный диапазон проблем. С точки зрения медиаобразования любой фильм является медиатекстом, своеобразным «посланием» зрителю, но и учитель, который ведет киноклуб, должен быть медиаобразованным.
Найдите свою аудиторию, так как невозможно смотреть фильм одновременно с детьми 5 и 11 классов. Хотя прийти в киноклуб могут все, если не установлен возрастной ценз на просмотр той или иной кинокартины. Не надо бояться идти на эксперименты: на заседания киноклуба можно приглашать экспертов, например, представителей церкви, юристов, сотрудников МВД, психологов.
Диалог поколений
Очень важно подготовить ключевые вопросы для просмотра фильма. «Нужно помнить, что киноклуб не должен превратиться в кинотеатр. Поэтому необходимо подготовить зрителя еще до показа, — объясняет педагог. — В общем каждое заседание состоит из трех частей. Сначала я представляю сам кинофильм, очерчиваю проблему, ставлю ключевой вопрос. Затем идет коллективное чтение медиатекста (просмотр кинофильма) и потом его обсуждение, подведение итогов занятий. От того, как будет сформулирован ключевой вопрос, зависит, сможет ли он правильно настроить детей на просмотр».
Иван Песенко привел несколько примеров ключевых вопросов, которые он использовал на своих занятиях в киноклубе: для фильма «Жизнь прекрасна» — «Можно ли остаться человеком на войне?», Для фильма «Одержимость» — «Учитель может быть деспотом?», «7 жизней» — «На что вы готовы ради других людей?», «Бен Икс» — «Трудно ли быть не таким, как все?», «Отморозки» — «Трудно быть хулиганом?», «Меня зовут Кхан» — «Как выглядит террорист?» и так далее.
Часто бывает, что фильм так сильно задевает, что обсуждение на заседании киноклуба занимает больше времени, чем сам просмотр. Глава киноклуба должен работать с аудиторией, провоцировать, быть своеобразным менторов в дискуссии. При этом важно не навязывать свою точку зрения, а давать высказаться каждому участнику. В общем, мнение педагога и детей может и не совпасть. Обсуждение фильма — не просто интеллектуальная «задачка», а еще и попытка заглянуть вместе с режиссером туда, откуда приходит кино.
«Поверьте моему опыту: даже если вы на сто процентов заранее все спланируйте, никогда все по вашему плану не получится, — предупреждает педагог. — Особенно трудно предвидеть ход дискуссии. Иногда она совсем не складывается, а случается, что детей трудно остановить. Например, после просмотра фильма «Бен Икс» (Ben-X) в аудитории просто установилась тишина, кто-то заплакал. Лента затрагивает проблему социальной адаптации или, скорее, дезадаптации людей с синдромом Аспергера. Главный герой учится в интегрированном классе. И не все готовы к такому соседству, подростки издеваются над своим необычным одноклассником. Концовка в фильме абсолютно неожиданная. Дети не хотели и не могли думать, они просто молча разошлись по домам, ничего не обсуждая. А на следующий день их будто бы «прорвало» — они просто не могли не поделиться своими мыслями об увиденном... Поэтому руководитель киноклуба должен быть готовым ко всему...»
— Проблемы издевательств и насилия в школе, истоки фашизма, смертная казнь — все это может стать темой обсуждения в киноклубе, — подчеркивает Иван Песенко. — Например, я заметил, что после просмотра фильма «Жизнь Дэвида Гейла» сторонников смертной казни становится значительно меньше. Фильмы «Эксперимент 2. Волна» и «Мальчик в полосатой пижаме» тоже очень сильно меняют мировоззрение. Еще я открыл для себя мир короткометражного кино, хотя раньше работал только с крупным форматом. В нескольких минутах таких фильмов содержится квинтэссенция жизненной мудрости. Я бы посоветовал обратить внимание на такие ленты, как «Одна сотая секунды», «Что это?» И «Трудно быть богом», которые можно обсудить со своими воспитанниками. Причем это как раз тот случай, когда просмотр может длиться 5-10 минут, а обсуждение — час-полтора... В общем, любой видеофрагмент может стать темой для написания эссе. Любой кинотекст надо уметь «читать» и интепретировать.
Еще одна форма работы — работа с названиями кинофильмов и киноафишами. Например, документальная кинолента «Обыкновенный фашизм» имела три-четыре названия в прокате в различных странах, а для фильма «Железная леди» о Маргарет Тэтчер я нашел четыре или пять киноафиш с разными названиями. Это просто неточности в переводе или другое видение, другая расстановка акцентов? Всегда интересно обсудить...
Глава киноклуба уверен, что кино — универсальный язык нашего времени, очень глубокий и вместительный. Оно может не только развлекать, но и обучать, расширять границы познания, менять убеждения и даже жизнь человека. Киноклуб помогает организовать «диалог поколений» и способствует творческой самореализации учащихся.
Надежда НИКОЛАЕВА
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».