Ольга Нефедова, которая играет в Купаловском театре и снялась в десятках фильмов, работала на радио, ведет телепередачу, концерты и снимается в рекламе, достигла, кажется всего, о чем другие могут только мечтать. В то же время сама Ольга уверена: ее энергии хватило бы на большее. О нюансах актерской профессии и пока нереализованных желаниях мы поговорили с актрисой.
— Ольга, поскольку мы с вами разговариваем перед самым началом спектакля, можно сделать вывод, что настраиваетесь к выходу на сцену вы быстро...
— В «Ревизоре» у меня небольшая роль, здесь своеобразной подготовки не требуется. Должно быть хорошее настроение, и важно, чтобы никто его не испортил — вот и вся настройка. Если в спектаклях у меня более серьезные роли, приходишь заранее, открываешь пьесу, хотя и помнишь слова, все равно восстанавливаешь их в памяти.
— «Ревизор» с аншлагом идет в «Купаловском». В чем, на ваш взгляд, секрет популярности спектакля?
— Несколько лет назад, когда Николай Пинигин (художественный руководитель Купаловского театра. — Авт.) ставил «Пинскую шляхту», помню, как нам, актерам, раздали сценарий, а там шесть страниц, и непонятно, что и как играть... Тогда Николай Николаевич напомнил нам важную вещь: что классика — это что-то показательное, характерное, а тема, которая поднимается в произведении, — вечная. Тот же «Ревизор» — подтверждение этому. Так, Николай Пинигин подал его в новой, не классической форме, и он звучит актуально. В этом и успех.
— Несмотря на то, что роль в «Ревизоре» эпизодическая, вам удается создать незабываемый образ, а ваша харизма прорывается даже со второго плана...
— Харизма просит главных ролей (улыбается). На сцене у меня просто хорошее настроение и даже состояние куража. Развлекаешь себя, чтобы роль не превратилась в рутину, чтобы не было в первую очередь самой скучно.
— Обидно, когда дают не главные, а эпизодические роли?
— На самом деле режиссеру виднее, на какую роль тебя пригласить. С возрастом осознаешь, что актерская и режиссерские профессии очень разные. Как в кино, так и в спектакле режиссер видит продукт полностью, и все актеры, типажи собираются для воплощения единой задумки. Мне обидно немного другое: что теперь я не играю в стандартной классике.
Мне 48 лет, и я чувствую, что в последнее время соскучилась по Островскому, Чехову — по той классике, где есть душа. От всевозможных форм в новых спектаклях я немного устала.
— Упомянутая «Пинская шляхта», где вы блестяще олицетворяете Кулину, чем не классика?
— Согласна, классика. Но хочется еще больше горячих чувств — славянских, душевных. Очень люблю трагикомедию, когда все сначала смеются-смеются, а потом плачут. Это мой жанр. Я же не трагическая актриса.
— Причем при воплощении даже серьезных персонажей вам удается добавить что-то комедийное. Как, например, в детективе «Вечное свидание», где у вас роль очень интеллигентной женщины, которая в конце концов даже вступает в драку...
— Я обожаю такие роли: серьезной тети в очках. Они с мужем приехали в деревню, где приобрели дом, а тут кто-то всех убивает... Я очень люблю, когда режиссер, а это Владимир Янковский, дает тебе такой карт-бланш — делай что хочешь. Ту же сцену драки мы придумали сами — как вариант того, как могла вести себя интеллигентная семья в деревне.
— В той же роли директора Дома престарелых в фильме «Доктор смерть» ваша героиня — серьезная женщина при должности, которой, однако, ничто человеческое не чуждо. «Надо проплатить пребывание», — обращается она к родственникам...
— Режиссер Саша Назаров поставил мне такую задачу: ты, Ольга, должна быть Черномырдиным этого Дома престарелых — со стальной хваткой, поэтому я там даже разговариваю отрывисто. От работы с хорошим режиссером получаешь кайф. Тебе ставят задачу, говорят, что делать, а как это воплотить, ты сам понимаешь. Тогда и получается что-то хорошее, возможно, смешное, возможно, заразительное.
— Но все-таки нужен большой талант: сказать буквально две фразы, но так, чтобы они стали шедевром. Как в клипе группы «Ленинград» «Отпускная»: «Валентин, выбей ковер, вынеси мусор!»
— Опять-таки придумывали вместе с режиссером несколько вариантов: давай так сделаем, давай так. Причем в клип меня сначала пробовали на роль одной из продавщиц. Пришла на кастинг и говорю: я не гожусь даже из-за возраста, но если считаете, что я — продавщица, пожалуйста, давайте попробуем. А после мне позвонили и сказали, что Сергей Шнуров решил, что я буду играть роль жены героя Вадима Галыгина. А вот к нашумевшему клипу самого Вадика в стиле «а-ля Ленинград» — имею в виду «8 марта» — у меня очень негативное отношение. Хотя по актерским работам все очень здорово. Но такие дебаты развернулись не зря, так как сделан он на грани пошлости, даже сползает в пошлость. Это мое субъективное мнение. Да еще эта трасянка...
— «Ревизор», между тем, тоже на трасянке...
— В спектакле это специальный прием, и он не вызывает пошлых ассоциаций. В «Ревизоре» трасянка кстати, потому что есть определенная цель — подчеркнуть местечковость. А в клипе как будто бы сказали: скот есть скот. Меня тоже приглашали сниматься, но я отказалась сразу. Вадик старался сделать стеб, а получилась пошлость.
— Режиссеры часто эксплуатируют ваш образ женщины, которая в «горящий дом зайдет». Насколько вам в нем комфортно и не надоедает ли?
— Мне очень жаль, что никто не позвал меня в хорошую трагикомедию. Это такой жанр, которым владеет мало кто из актеров, элита театра. Такой талант есть, например, у Виктора Манаева, Зои Белохвостик, Елены Сидоровой. И, разумеется, обидно, что меня не используют в более глобальных ролях в кино. А там свои правила: главная героиня должна быть лирической, потому что ей будут сопереживать. Но, возможно, в следующей жизни я стану режиссером.
— Если выбирать между кино и театром, что вам ближе?
— Скажу, как все театральные актеры: ближе театр. Ведь он позволяет за два с половиной-три часа прожить роль от начала до конца. И пройти все взлеты и падения в жизни твоего персонажа, а зритель переживает катарсис. Кино в этом плане более сложное. Эпизоды иногда начинают снимать с конца, когда ты еще не знаешь своего героя, не прожил с ним все от начала, а надо выдавать финал. И переиграть после не получится.
По актерскому наполнению, по переживаниям мне ближе театр. Для узнаваемости, профессиональных амбиций, чувства самолюбия — кино.
— Вы являетесь ведущей многих концертов, в том числе «Александрия собирает друзей». Присутствие высших руководящих лиц накладывает дополнительную ответственность?
— Безусловно. Но мы, актеры, делаем то, что должны, насколько нам позволяет талант, чувство меры, такта. Нервозность во все эти проекты вносят те, кто боится, что что-то не понравится, проверяют десятки раз. Кстати, гала-концерт «Купальская сказка» на празднике «Александрия собирает друзей» был проектом телеканала ОНТ. Я люблю с ними работать, это очень креативная команда. Время от времени участвую в их проектах: тех же «Песнях моей страны», «Давай поженимся».
— Где подсматриваете типажи своих героинь?
— На первом курсе театральной академии мы делали такой этюд, как наблюдение. Нас просили следить, например, за пожилыми женщинами, за муравьями, за кассирами в магазине. И этот навык вырабатывается на всю жизнь. Ты обязательно обратишь внимание на какого-то необычного или наоборот обычного человека. И сейчас, когда читаешь сценарий, понимаешь, что это может быть так или вот так. Но все равно это я, Ольга Нефедова в предлагаемых обстоятельствах.
— Знаю, что вы работали на фарфоровом заводе, где, наверное, тоже получили определенную базу для будущих ролей...
— Я не поступила в Москву в Государственный институт театрального мастерства по собственной глупости — завалила последний экзамен. И вернулась в Минск. С подачи папы 17-летней девочкой пошла к конвейеру на фарфоровый завод. И это была настоящая школа жизни. Самое страшное для меня — ранний подъем. Мама поливала меня водой, чтобы я проснулась в шесть часов утра, так как в восемь надо быть на заводе. Сначала работала рабочей: считала тарелки и следила, чтобы они были не битые, ставила их в ящики и поднимала на конвейер. Там я, кстати, начала курить. Женщины, в подчинении которых я была, постоянно ходили на перекур, а меня оставляли одну на конвейере. Скоро я поняла, что нужно ходить с ними, так как работать не хотелось, и втянулась в курение.
Через несколько месяцев я стала контролером ОТК, а это еще хуже, чем просто рабочий. Я должна была ходить с линейкой и выявлять брак. Причем в работе взрослых женщин, у которых семьи и просят не снижать коэффициент.
А я человек жалостливый, и в результате тарелки неправильной формы направлялись в печь, где и лопались. Когда нам обратно приходил «бой» — битая посуда, меня вызвали к руководству и «воспитывала» по полной... Но все же хорошо, что фарфоровый завод был в моей жизни, так как на следующий год я сразу поступила.
— С детства знали, что актерская профессия — это ваше?
— Да, ведь даже не представляю, кем бы еще могла быть. Правда, в детстве хотела стать доктором. Но когда у меня сильно заболела мама, самый близкий в моей жизни человек, я старалась спасти ей жизнь, вместе сражались в больницах четыре года, — поняла, что врачом быть не могла бы. Слишком принимаю все близко к сердцу.
— Актерская профессия также эмоционально опустошает. Как восстанавливаетесь?
— Тишина и природа дают мне силы. Тринадцать лет я провела в FM-эфире, с музыкой в ушах, а теперь хочется тишины. Мне не скучно в одиночестве, люблю почитать или что-то делать, мечтать. Есть у меня небольшой домик в деревне, с глухим забором — чтобы меня никто не беспокоил. И мне там очень комфортно, даже в город не хочется... Все-таки в отличие от профессии врача актерство более милосердно к владельцу этого мастерства: хоть ты и опустошен после сцены, все можно исправить и энергию восстановить.
Елена КРАВЕЦ
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.