Вы здесь

Катя Тикота: Первую коллекцию снимала в музее Петруся Бровки


Выпускница педуниверситета Катя Тикота могла бы быть учительницей географии и биологии. Разучивала бы со школьниками полезные ископаемые и строение клеток. Но «судьба сложилась так», что дизайн одежды захватил ее больше, чем система образования. Катя создает майки со слоганами на белорусском языке («лёс склаЎся так» — один из них. — Авт.), коллекции для беременных и людей с инвалидностью. А еще путешествует вместе с маленьким сыном Захаром и тестирует городскую среду на удобство для молодых мам. О чувстве вкуса, коллекции винтажных пуговиц, любимых белорусских писателях и жизни после рождения ребенка — в нашем интервью.


«Тему с вышиванкой слишком затаскали»

— Вы еще в школе перешивали мамины вещи. Почему не пошли учиться в колледж на модельера, а выбрали педуниверситет?

— Думаю, многие девочки в детстве увлекались созданием образов и нарядов. Тем более мои ровесники жили во время дефицита нарядной одежды — я еще советский ребенок. Все мы любим в школьном возрасте петь, рисовать. Это было как одно из подростковых хобби. Тогда не думала: вот, хочу быть дизайнером.

Мне нравились биология и химия, и я собиралась связать свою жизнь с ними. Но на практике поняла, что в школе не буду работать. Меня распределили методистом в Республиканский центр экологии и краеведения. Это считалось круто, так как обычно, чтобы занять такую ​​должность, нужно иметь пять-семь лет стажа. Потом пошла работать заведующим сектором в Минский государственный Дворец детей и молодежи. В принципе, все неплохо складывалось, пока я не поняла, что не готова к жизни в системе образования.

— А та идея давать вторую жизнь вещам для вас по-прежнему актуальна?

— Конечно. Стараюсь дать возможность дольше послужить любой вещи, не только одежде. Я и мусор давно собираю раздельно. Недавно переделала джинсовые юбки — перешила их, покрасила и добавила декора.

— Читала, что у вас есть коллекция винтажных пуговиц.

— Пуговицы я стала собирать с момента, как занялась дизайном одежды. Бренд же называется Tikоtа Uniquе: модели не повторяются или отличаются акцентами. Поиск таких фишечек, наверное, и спровоцировал это хобби. Пуговиц стало так много: последний раз, когда считала, их было около двух тысяч. Вот буквально вчера принесла такие красивые (показывает два желтые пуговицы. — Авт.) — мне их знакомый дал. Пуговицы, которые очень люблю, — с пражской барахолки. Они передают атмосферу города, настроение. Пуговицы — как куски орнамента: по ним можно прочесть историю.

— Как вы понимаете, что у человека есть вкус?

— Пару лет назад я, как и большинство людей, оценивала других. Но человек чаще всего одевается не для кого-то, а для себя. И если он в этом образе чувствует себя классно и у него появляется много энергии, зачем лезть со своим мнением? Сравнивать людей, кто стильный, а кто нет, уже неактуально и неправильно.

— Получается, вы к себе на показ человека в трениках пустили бы?

— Если он хочет, почему нет? Посмотрите на Шнура, которого многие любят. Тем более не у каждого есть возможность дорого одеваться. И у всех разные потребности в жизни.

— Вы сами сибирачка. Почему решили выпускать майки со слоганами на белорусском языке?

— По самоопределению я русская. Но выросла здесь и с первого класса учила белорусский язык. У меня «девятка» по нему была! И «десять» по белорусской литературе. Почему слоганы? Если честно, надоела тема с вышиванкой, которую затаскали настолько, что на эти модели одежды уже не обращаешь внимания.

— Любимые белорусские писатели есть?

— Один из моих любимых поэтов — Петрусь Бровка. Когда запускался бренд, то первая коллекция, фото которой опубликовали в журнале, снималась как раз в Государственном литературном музее Петруся Бровки. Для меня это было большой радостью и гордостью.

— Какой слоган ваш любимый?

— Они все любимые, потому что по-своему связаны с моей жизнью. Каждый символичен, они появились в разные периоды. Не так, что я села и пять фраз за вечер придумала. Последний принт — «Гары справай, гавары праўдай, маўчы сярод ідыётаў». Что подтолкнуло к его созданию? Очень личная история, не могу рассказать. У меня есть татуировка похожая, я изменила только последние слова.

«Это проблема — найти красивую одежду на время беременности»

— Год назад вы запустили тестовую коллекцию для колясочников. Что с ней сейчас? Когда ждать первую партию в продаже?

— Процесс идет не так быстро. Есть вопросы с привлечением юристов, различных производств, парней и девушек из фокус-группы. На данный момент мы отдаем инвалидам-колясочникам финальные образцы, уже со всеми учтенными нюансами. Идет работа над запуском коллекции на производстве. Попробуем сшить небольшую партию на аутсорсе (передача части задач на выполнение другому лицу или компании за определенную плату. — Авт.). Мы используем хороший материал, поэтому одежда не может быть дешевой. Но стараемся снизить стоимость насколько это возможно. Ведь у наших людей с инвалидностью пенсия около 200 рублей.

— Это же не единственный ваш социальный проект?

— С декабря 2016 года я начала работать с ЮНЭЙДС. Создавала для них принты против дискриминации. В одном из них — zеrо diskriminаtiоn (нулевая дискриминация. — Авт.) — буквы были стилизованы: в них изображены человечки, представляющие различные уязвимые группы: беременные женщины, маленькие дети, пожилые, люди с инвалидностью. На конкурс, посвященный теме ВИЧ/СПИД, делала платье. И выиграла возможность поехать представлять его в Москве на VI международной конференции по ВИЧ/СПИД. Вернулась с дипломом (улыбается).

— Что подтолкнуло заниматься социальными проектами? Можно было спокойно оставаться обычным дизайнером и продолжать зарабатывать деньги.

— Можно было. Но, участвуя в таких проектах, я могу привлечь внимание к проблемам.

— Недавно состоялся показ одежды для беременных и кормящих женщин. Трудно было найти моделей?

— Нет, хотя у нас оставалось всего два или три дня на поиск. В команде была акушер-гинеколог Диана Мордас, которая знает много беременных: кого-то нашли благодаря ее контактам. Плюс разыгрывали возможность поучаствовать в показе в социальных сетях. Здорово, что нас поддержали медийные персоны (среди них была, например, солистка NаviBаnd Ксения Жук. — Авт.). Это действительно проблема для многих девушек — найти красивую одежду на время беременности. Все мы знаем, что беременные нестабильны эмоционально, и хочется, чтобы они меньше волновались о том, как они выглядят.

— В комментариях некоторые писали, что будущим мамам следовало бы не в показе участвовать, а беречь себя от чужих глаз. Мол, вдруг кто-то сглазит.

— Во что человек верит, то к нему и идет. Другие могут осуждать, а будущей мамочке, наоборот, хочется рассказать о своей беременности миру. Ее переполняет светлое чувство. Почему она должна молчать?

«Не понимаю, почему в декрете можно выпасть из жизни»

— Вы очень красивая женщина. Много было поклонников?

— Есть до сих пор. Меня это внимание немного избаловало.

 

 

— Как познакомились с мужем Никитой?

— Он пришел брать у меня интервью — это было в июле позапрошлого года. И буквально на следующий день мы с ним увиделись еще раз. Поняли, что у нас есть общие темы, и захотели продолжить диалог. И практически не расставались с того времени.

— Двум творческим людям (муж Кати - фотограф. — Авт.) Сложно уживаться вместе?

— Реально сложно. Скажу честно, у Никиты очень волевой, настоящий мужской характер, мне бывает трудно его убедить. Это хорошая тренировка для меня. Или, возможно, знак, что я что-то не так делаю. Чтобы решить спорные моменты, всегда разговариваем.

— Многие боятся, что с рождением ребенка придется отказаться от привычной жизни. Но вы, кажется, остались в том же ритме.

— Темп не изменился. Единственное, что я стала более ленивой. Больше времени себе стараюсь уделять, а не работе. Хочется отдохнуть, перезагрузиться. Не понимаю, почему можно выпасть из жизни. Если работа любимая и это дело, которое дает жизненную энергию, связывает со многими людьми, почему с ней нужно расставаться?

— Как реагировали на светских мероприятиях, когда вы приходили с ребенком?

— Нигде не сталкивалась с косым взглядами, осуждением. В моем окружении я встречала только позитивные отзывы. Каждый сам решает, что будет комфортно для его ребенка. Я, например, за то, чтобы сын всегда был рядом и понимал, что у родителей есть своя жизнь. Мы не можем жить для кого-то — только для себя.

— Когда Захару было три месяца, вы поехали отдыхать в Албанию. Не боялись отправляться в путешествие?

— Нет, абсолютно. Ребенку в дороге много не надо. Если рядом родители, у него все есть.

— Какие советы дали бы тем, кто собирается в путешествие с малышом?

— Брать минимум вещей. И то необходимое, что может понадобиться для экстренной помощи. Например, детский аспиратор: не в каждом курортном городе его можно найти. Но не перебирайте меру. Зачем несколько переносок? Ребенка можно и на руках носить — Захар у меня практически всегда в слинге. Нам так комфортно.

— Какая же сумка нужна, чтобы все вместить?

— У меня сейчас, наверное, самый маленький рюкзак, который был за всю жизнь! Там влажные салфетки, пара памперсов, одежда на смену, еда. Чтобы покормить ребенка, не надо же кастрюли носить с собой.

— В социальных сетях вы как-то писали, что минское городское окружение приспособлено для мам с малышами на четыре балла из десяти. Что не так?

— Неудобные пандусы. Например, в подземном переходе к ГУМу. Даже взрослый сильный мужчина может подкатить там коляску не очень быстро. А что говорить о женщине, у которой еще организм не восстановился после родов? В Парке Горького та же проблема. В автобусах многих нет ступеньки, чтобы можно было въехать с коляской. Хотелось бы, чтобы было побольше комнат для матери и ребенка. Или хотя бы в туалетах стоял оснащенный пеленальный столик. Это несложно и не требует больших затрат — простой пластиковый столик, который крепится на крючок.

— Как рождение ребенка повлияло на вашу жизнь?

— Если говорить о творчестве, то модели одежды стали более мягкими и женственными. Практически нет вызывающих образов. И сама я стала одеваться более скромно. Почти не ношу короткие юбки и слишком откровенные наряды. Хотя, возможно, это связано с другим отношением к внешнему виду.

— Не скучаете по той Кате, которая носила короткие юбки?

— Нет. Я подхожу ко всему, что происходит, без сожалений.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Рожать не вредно! Плюсы и минусы беременности после 35

Рожать не вредно! Плюсы и минусы беременности после 35

Сегодня женщины уже реже смотрят в свой паспорт.