Вы здесь

Как подростки становятся законопослушными


В Беларуси насчитывается четыре специальных лечебно-воспитательных профессиональных технических училища закрытого типа для подростков. Одно из них находится в городском поселке Кривичи, что в Мядельском районе.


И когда из приемника-распределителя сюда привозят очередного юного правонарушителя, ему реально страшно: высокая ограда, крепкие ворота, шлагбаум. Да все страхи проходят, как только он вступает на территорию учреждения. Потому что видит: здесь идет обычная жизнь. Ребята гоняют мяч на стадионе, играют в волейбол, занимаются на тренажерах, работают в производственных мастерских. После отбывания срока не все охотно возвращаются домой, где никогда плотно не ели, не спали в чистых постелях. А тут хороший уход, качественная еда, различные мероприятия, соревнования.

В спецучилище живут, учатся, приобретают профессию воспитанники от 12 до 18 лет. Все они совершили правонарушение, которое не представляет большой опасности для общества, в основном хулиганство. У каждого подростка своя история, но, как правило, они похожи друг на друга. Связался с плохой компанией, первый раз выпил, понравилось. Дальше — больше: подсел на наркотики, начал драку. И все глубже затягивало болото, из которого самостоятельно выбраться невозможно. К сожалению, такая судьба постигла не только детей-сирот, детей из неблагополучных, неполных семей, но и тех, у кого богатые родители: бизнесмены, предприниматели.

— Познакомился с ребятами, которых считал своими друзьями. Теперь понял, что они никакие мне не друзья. Постоянно устраивали гулянки со спиртным, — говорит Илья.

— На чьи деньги? — спрашиваю его.

— Родители у меня обеспеченные, денег не жалели, да и сам что-то зарабатывал подработкой. Конечно, папа и мама пытались меня остановить, журили. Да я их не слушал. Училище, разумеется, — не дом, но я не жалею, что сюда попал. Здесь есть время задуматься над своим поведением и дальнейшей жизнью, — звучит в ответ.

— Если бы не это учреждение, не знаю, кем бы я стал. Употреблял алкоголь, начал нюхать различные химические вещества, пропускать уроки в школе, неоднократно устраивал драки. В этом заведении я уже год и девять месяцев. Честно говоря, рад, что попал сюда. Именно здесь дали силы к дальнейшей жизни. Здесь познакомился со многими людьми, понял, что делал не так, как надо, — как-то по взрослому говорит Вова.

— Я тоже употреблял алкоголь, наркотики. Воспитатели, педагоги, психологи, специалисты помогают мне поверить в свои силы и стать на ноги. Конечно, никто не поможет, если сам не захочешь и не приложишь усилия. Здесь можно также по желанию приобрести специальность, которая позволит в дальнейшем зарабатывать на жизнь. Хочешь быть строителем — пожалуйста. А кому-то нравится ремонтировать автомобили, заниматься огородничеством, — считает Андрей.

Конечно, спецучилище — это не детская колония. Оно входит в систему Министерства образования Беларуси. Трудные подростки, по сути, не являются преступниками. Судимость после выхода из учреждения погашается независимо от категории нарушения. Но режим дня здесь строгий, как в армии. Подъем, гигиенические процедуры, уборка постелей, спальных комнат, завтрак, учеба в школе, занятия в производственных мастерских, свободное время, отбой.

— Дети получают у нас обычное образование. Только для воспитанников с особенностями психофизического развития разработаны специальные учебные программы. Для этой категории осенью и зимой открываем кратковременный курс физического развития, где их учат выращивать овощи, фрукты, ухаживать за домашним животным. А учащиеся из колледжей, лицеев приобретают еще и профессии маляра-штукатура, облицовщика-плиточник и слесаря ​​по ремонту автомобилей, — рассказала заместитель директора Марина Ракецкая.

В училище оборудован хозяйственный двор, где содержится различная живность: куры, поросята, лошади. Есть свои пасека, теплицы, сад. Продукция используется в собственной столовой, что позволяет разнообразить меню витаминами и немного снизить стоимость питания. В учреждении оно пятиразовое.

— Тяжело работать с такими подростками? — поинтересовалась у Марины Францевны.

— У этих мальчиков другое мышление, чем у их сверстников. Они очень запущены в плане социальной адаптации. Конечно, могут сжульничать, оправдывая свои поступки, выкручиваться из ситуации, схитрить.

Видимо, им не хватает человеческих отношений, домашней теплоты, взрослого друга, который бы посоветовал выход из трудной ситуации, подсказал, помог, считает специалист

— К нам привезли подростка, выпил пива, попал на глаза участковому инспектору милиции. В результате — штраф. Сел за руль мотоцикла — остановили сотрудники ГАИ. Ага, в состоянии алкогольного опьянения за рулем, нет техосмотра. Словом, за день несколько нарушений. Поступил подросток в депрессивном состоянии. Но к нему нашли подход, предложили поработать на хозяйственном дворе. Таким образом деревенского парня вывели из депрессии, — вспоминает педагог-психолог Анатолий Красневич.

В прошлом году четверо парней поступили в средние специальные учебные заведения. Им дали возможность под присмотром социальных педагогов съездить в колледжи, сдать документы и пройти централизованное тестирование. Затем подали в суд необходимые документы о досрочном освобождении абитуриентов, поскольку они хорошо себя вели.

Подростки знают, что нарушить правила проживания, дисциплину — значит, избавиться маленьких радостей. Например, встречи с родителями или возможности поехать на каникулы до двух недель домой.

— В течение двух лет мы отслеживаем дальнейшую судьбу бывших воспитанников, помогаем устроиться на работу, — рассказывает директор Андрей Дубаневич. — Связываемся с органами власти, учреждениями образования, интересуемся, чем занимаются, как себя ведут.

И о многих слышат только хорошие отзывы.

В тему

Не так давно в профтехучилище открылась мастерская по ремонту автомобилей, оснащенная современным оборудованием.

Сергей Рудый, заместитель министра образования Беларуси:

— Мы открываем серьезное дело. Здесь молодые люди будут получать профессию, которая востребована на рынке труда, которая нужна, важна не только самим ребятам, но и государству. Мы намерены использовать это оборудование и помещение не только для нужд учреждения. Однако и осуществлять профессиональную подготовку учащихся Кривичской средней школы.

Проект реализован посольством Республики Польша в Республике Беларусь и молодежной религиозной миссией «Чистое сердце».

Михаил Хабрас, временный поверенный в делах посольства Польши в Беларуси:

— Этот проект имеет целью создать условия для реабилитации и социальной реинтеграции молодежи и дает возможность получить профессию автомеханика. Практические навыки облегчат им поиск и начало легальной работы. И тем самым — старт для новой жизни.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

Фото Анатолия БАСОВА

Выбор редакции