Вы здесь

Как семья основала станцию кольцевания на Полесье


Где это здание, в Турове знают все. Именно сюда, в дом с символом большого зуйка, съезжаются орнитологи, бердвотчеры да и просто любители птиц, которые хотят понаблюдать за различными видами и помочь природе. Работает станция в доме, который приобрела семья Павла Пинчука, Натальи Карлионовой и их сына Лени. Место гостеприимное, особенно здесь много людей весной, когда на Туровский луг возвращаются все перелетные кулики. Мы пришли на станцию и даже подержали в руках турухтана!


В этом году исполнилось 18 лет, как Наталья впервые попала в Туров.

Воды здесь не боятся

Пока все остальные районы страдают от паводка, на Полесье от него получают наслаждение. Разлив Припяти — то еще чудо. Наталья рассказывает, что впервые сюда попала студенткой и — влюбилась в эти места. В университете в Гомеле она изучала птиц пригородных лесов. И вот ее преподаватель предложил съездить на Туровский луг, посмотреть, как кольцуют куликов. Здесь Наталья и познакомилась с Павлом. 7 мая с той встречи исполнилось 18 лет.

Павел тогда работал в Институте зоологии Национальной академии наук Беларуси. Они с коллегами наблюдали за миграцией, а когда в 1999-м стартовал немецкий проект, посвященный куликам на внутренних перелетных путях, дали ловушки для отлова — и таким образом в Турове началось кольцевание. Тогда надевали кольца птицам на даче родителей друга. Дом находится на той же улице, что и нынешняя станция. И, таким образом, приезжали работать в течение 4-5 лет. Сами жили на квартире в городе, ходить приходилось далеко, особенно это чувствовалось после ночных отловов, поэтому мечтали о своем доме, конечно же, ближе к Туровскому лугу.

А в 2005-м семья начала арендовать один из домов с надеждой потом его купить. И в этом году Павел с Натальей отмечают десять лет с того момента, как у них появился собственный уголок в Турове, а у белорусской орнитологии — станция кольцевания на Полесье. За это время с домом познакомились многие орнитологи и волонтеры. Как говорит хозяйка, все знакомые и те, кто приезжает в Туров со своими экспедициями, могут остановиться и переночевать у них.

Птиц измеряют буквально от клюва до лап.

Когда Наталья окончила университет, сразу поступила в аспирантуру Национальной академии наук Беларуси. Через четыре года защитила диссертацию по турухтану. Это, как она признается, ее любимый кулик, о чем уже все и знают. Когда мы пришли на станцию, Наталья кольцевала именно турузтанов. Сам процесс выглядит интересно. Птицу измеряют буквально от клюва до лап. Смотрят даже, насколько она жирная по шкале от 1 до 4. А еще берут кровь для анализов. На самом деле сначала казалось, что для птицы это дикий стресс и дискомфорт. Но, когда мне поручили выпустить турухтана на свободу, он из моих рук не слетел, он не сбежал, а просто спрыгнул и пошел пешком в сторону Припяти, будто каждый день сюда в гости приходил. Поэтому, мне кажется, они довольно стойко и спокойно переживают все операции, однако все-таки орнитологи стараются лишний раз их не трогать и кольцевать сразу после отлова, чтобы птицы не скучали в мешках. Потом аспирантка Натальи Евгения — она ​​в Турове собирает материал для своей диссертации по местным видам, которые гнездятся, — рассказала, что у нее есть фишка: аплодировать птице вслед, когда она слетает с рук. Выглядит как небольшой обряд, но делается именно для того, чтобы птица летела, а не садилась неподалеку, так как те же местные коты могут вспомнить, что они хищники, и напасть.

Сейчас Наталья работает ведущим научным сотрудником лаборатории орнитологии Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам. Здесь же старшим научным сотрудником работал и Павел до этой весны. Теперь он остался на посту директора Белорусского центра кольцевания птиц. Получается, все время вместе: и на работе, и дома. Рядом всегда и птицы. Кстати, дома семья никаких декоративных птиц не держит, но в одно время завели небольшо хеозяйство — двух перепелов — и собирали яйца.

Леня с первых лет помогает родителям на станции.

Поход за мородункой

Леня в этом году заканчивает второй класс. Рассказал, что хочет быть рыболовом, поэтому с удочкой гуляет вместе с нами по городу ближе к реке. Кстати, каждый свой день рождения в августе мальчик празднует именно в Турове. Сам он с интересом ищет гнезда с яйцами, выпускает птиц, ездит проверять ловушки со взрослыми. Поскольку ходит в столичную школу, приезжать на Полесье вместе с родителями, к сожалению, получается не так часто, как раньше.

А мы идем искать вместе с Леней, Натальей, Аней (магистрант лаборатории орнитологии) и Сержио (их знакомым из Франции) кулика-мородунку. Это птица — своеобразный символ Туровщины. На главной площади ей даже есть памятник. За два часа мы увидели несколько различных куликов Туровского луга, и, вот, победа: мородунка вылетела на берег напротив нас. Хорошо рассмотрели ее изогнутый носик, рябую серую спинку... Выяснилось, что Сержио знает семью Павла и Натальи уже десять лет. Он второй раз приезжает из Франции в Туров. Первый был в 2008-м, и вот спустя столько времени решил обновить свои впечатления от белорусского Полесья. Сержио говорит, что у него на родине наблюдение за птицами очень популярно. Там этим занимаются десятки тысяч людей, поэтому и большое внимание уделяется окружающей среде. Вместе с нами мородунку увидела и группа бердвотчеров из Германии. Они целенаправленно приехали в Туров пополнить свои списки птиц. Некоторые из них, кстати, оказались знакомы с Натальей. Она, как и Павел, устраивает прогулки-экскурсии и рассказывает о птицах Туровщины любителям из разных стран.

Интересуются работой в заповеднике и коллеги из университета в Гданьске. С ними у хозяев станции кольцевания очень тесные контакты. Даже две диссертации польские ученые готовили на Туровском лугу: о кулике-мородунке и о птенцах чибиса. В мае на их станцию ​​наведывались и коллеги из Эстонии, и фотограф из Германии, который хотел показать разлив Припяти. Плюс все друзья и белорусские бердвотчеры также приезжают на эти дни, чтобы помочь на станции и заодно добавить новые виды в свой список. Так что семья почти всегда с гостями.

Ловушки днем проверяются каждые 2—3 часа.

Кулик до Якутии доведет

Кстати, были случаи, когда местные дети после того, как наведывались к Наталье и Павлу на станцию, запрещали своим отцам охотиться. И взрослые приходили жаловаться. Дети уже подросли и, будем надеяться, сохранили трепетное отношение к природе.

Сегодня день на станции проходит так: с утра проверяют ловушки. Для птицы это небольшой лабиринт. Она туда заходит и, несмотря на то, что двери не закрываются, остается внутри. Днем орнитологи плавают каждые 2-3 часа на проверку. Если нет ветра, еще ездят проверять гнезда. Их обозначают палочками. Мы также увидели одно такое, когда ездили с Павлом проверять ловушки. На все это есть байдарки и лодка. Вечером, когда хватает людей, ставят сети. Во время ночных отловов делают две проверки. В сезон минуты нет свободной. Бывают дни, когда можно за сутки около 100 птиц окольцевать. Иногда и за ночь столько попадают в сети. По итогам апреля и половины мая на станции окольцевали 660 птиц. Наиболее редкие — малый киркун, стучок, бекас, дубальт, кулик-поручейник.

Кольцуют Павел и Наталья не только в Турове. Впервые, когда я с ними познакомилась прошлым летом, они возвращались с Днепровско-Брагинского водохранилища. Ездили туда опять же за куликами, так как при низкой воде в Припяти птицы перелетели западнее. Во время зимовки в Минске Павел проводил научно-популярную лекцию по тем же куликам. Например, среди достопримечательностей — тот факт, что наш турухтан залетает за 9000 километров в Якутию. Многие турухтаны, дубальты и кулики-перевозчики зимуют в Африке. Из Европы в Беларуси останавливаются весной чибисы, бекасы и опять же турухтаны. Далее они движутся в Скандинавию и Россию.

Честно говоря, не знаю, что делать в Турове после двух часов на осмотр местных достопримечательностей. Единственное, что привлекает сюда еще и еще любителей дикой природы — птицы и Припять, которые каждый год весной раскрываются по-особенному. Видимо, у Натальи и Павла одно из наиболее красивых рабочих мест в нашей стране.

Надежда АНИСОВИЧ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА и Артема ХАЛАНДАЧА

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.