Вы здесь

Чемпионат WorldSkills Belarus 2018 зажег новые «звезды»


«Эта модель рюкзаков предназначена для молодых девушек, поэтому дизайн витрины представлен в виде обложки журнала мод с трендами весны. Концепция повторяет съемки на Polaroid как отсылку к Instagram, которым пользуются представительницы целевой аудитории. Кубы на фоне символизируют многоэтажки города. Основным цветом выбран трендовый нежно-розовый... Композиция напоминает о весенних днях, пикниках и посиделках».


В каждую работу флористу нужно вкладывать не только профессиональные навыки, но и свои сердце и душу.

«Изучив все тенденции моды, я могу сказать, что на сегодняшний день рюкзаки все больше набирают популярность среди модниц. Раньше это был аксессуар спортивного стиля без особых индивидуальных черт. А теперь он имеет различные формы, размеры и дизайн. Подходит под платье, шорты, брюки и множество других образов. Поскольку руки у современных людей заняты телефонами и планшетами, большинство предпочитают рюкзак...»

Как вы думаете, представители какой профессии занимаются сегодня оформлением витрин? А знаете ли вы, какими навыками должны обладать, например, специалисты ресторанного сервиса? Или почему флористика — не женское дело? Республиканский конкурс WorldSkills Belarus 2018 дал ответы на многие вопросы и стал настоящим гидом в мир современных профессий. За два дня Футбольный манеж и Falcon Club, где расположились конкурсные площадки по 37 компетенциям, посетило несколько тысяч школьников.

Засмотреться на витрину

— Мерчендайзинг витрин — очень интересная сфера, которая находится на стыке искусства, дизайна, психологии, психофизики, экономики, маркетинга и рекламы, — поясняет главный эксперт в компетенции «Визуальный мерчандайзинг», директор ООО «Центр успешных продаж» Елена ИВАНОВА. — Задача визуального мерчендайзера — преподнести покупателю товар в выгодном свете. Витрина в торговом объекте — прежде всего инструмент маркетинга: при помощи дизайнерских решений обеспечивает долгосрочную коммуникацию с потребителем.

Она может быть настоящим объектом современного искусства, но существует очень много других инструментов, которые воздействуют на аудиторию, поэтому просто искусством это занятие назвать все-таки нельзя: это еще и наука — как побудить к покупке? Профессионал может не только повысить продажи, но и улучшить имидж магазина.

На национальном чемпионате WorldSkills Belarus 2018 компетенция «Визуальный мерчендайзинг» впервые попала в конкурсную программу. Задачей конкурсантов было за два дня (всего 16 часов) разработать концепцию и оформить витрину. В качестве главного товара всем конкурсантам были предложены восемь моделей рюкзаков от «Галантэя», определенный реквизит, плюс каждому достался «черный ящик».

В компетенции «Кондитерское искусство» участники соревнований создавали настоящие сладкие шедевры.

 

В первый день соревнований молодым профессионалам необходимо было продемонстрировать навыки проведения исследования потребительских характеристик продукта, позиционирования его на рынке, покупательских предпочтений целевой аудитории, проще говоря, уловить ее настроение, а также навыки дизайна для создания композиции витрины. Общая для всех тема — «Весна в городе»...

Затем создавался эскиз, составлялось обоснование дизайна, подбирался реквизит и оформлялась витрина. Обязательными были креативный подход и авторская трактовка в использовании предметов из «черного ящика», которые стали для всех конкурсантов сюрпризом. Также эксперты оценивали эффективность созданной коммуникации с потенциальным потребителем.

Важные качества для визуального мерчендайзера — хороший вкус, чувство стиля, композиции и цветового баланса, творческое, креативное мышление, знание модных тенденций, активность, инициативность, организованность, умение работать в команде, желание постоянно учиться новому.

— Эта профессия априори не может быть массовой, — уверена Елена Иванова, — но такие специалисты сегодня в дефиците. Работу визуального мерчендайзера можно назвать универсальной: он востребован в самых разных сферах — от магазинов стройматериалов до элитных бутиков модной одежды, аксессуаров и обуви. Не секрет, что туристы очень любят фотографироваться на отдыхе на фоне шикарных витрин. И нашей столице очень не хватает таких, которые были бы лицом города, добавляли ему «изюминку». Поэтому Гильдия маркетологов, Центр инновационного развития и Центр успешных продаж объявили в этом году республиканский конкурс на лучшую витрину в стране.

Интересно, что среди конкурсантов в компетенции «Визуальный мерчендайзинг» на республиканском чемпионате WorldSkills Belarus 2018 были как представители вузов, так и колледжей. Победила в нем учащаяся Минского профессионально-технического колледжа декоративно-прикладного искусства имени М. Кедышко Полина Гуринович.

Когда цветы — не просто хобби

А в компетенции «Флористика» среди конкурсантов были даже школьники: Павел Свирский со столичной гимназии № 10, Анна Азарко с пинской школы № 2 и Анастасия Стемплевская с Правомостовской средней школы. Кстати, это компетенция также оказалось в конкурсной программе дебютантом.

Над созданием свадебного букета усердствует учащийся столичной гимназии № 10 Павел Свирский.

 

— Флористику ошибочно считают женской профессией. В серьезных конкурсах и шоу побеждают мужчины. В соседней России чемпионы последних лет в флористике также мужчины, — вводит в курс дела эксперт в компетенции, педагог Минской школы флористики (Minsk Flower School) Роман Федорович. — Возможно, у них большая нацеленность на результат и борьбу, они более амбициозны? Много девушек, приходящих в нашу сферу, представляют себе, что они будут порхать как бабочки вокруг цветов, но быстро уходят, так как вдруг выясняется, что это тяжелый физический труд: надорванные от тяжести спины, пребывание в парниках или, наоборот, в постоянном холоде, так как цветы хранятся в холодильнике при температуре плюс пять градусов, проблемы с запястьями и кожей, аллергия... Каждая ли выдержит?

Одного только владения техникой составления букета флористы мало. Обязательно нужно иметь вкус, обладать знаниями по эстетике, биологии, экологии, заниматься гербарием. В каждую свою работу необходимо вкладывать не только профессиональные навыки, но и свои сердце и душу.

На национальном чемпионате участники должны были создать композицию со срезанными цветами, составить букет на собственных стеблях, свадебный букет и настольную композицию из горшечных растений. На свадебный букет отводилось три часа. На остальные задания — по два. Согласно условиям соревнований, всем конкурсантам были предложены одинаковые растения (эквадорские розы, герберы, хризантемы, эвкалипт, аспарагус и другие), инструменты, расходные материалы, специальные каркасы и приспособления. Только результаты получились у всех разные. На конкурсе можно было увидеть настоящие авторские работы.

Для Беларуси такая сфера, как профессиональная флористика, еще довольно молодая. По словам Романа Федоровича, попадают в нее разными путями. Часто на курсы или в школу флористики приходят женщины, которые находятся в декрете, или обучение основам профессии происходит в учреждениях дополнительного образования параллельно с получением основного.

 

— А вот молодежи в нашей профессии не так и много, между прочим по условиям конкурса WorldSkills к участию в нем допускаются молодые люди в возрасте до 22 лет. Наших конкурсантов мы собирали буквально по «крупицам» по всей стране, но те, кто сюда попал, это настоящие алмазы, — улыбается эксперт. — Национальный чемпионат для нас — это еще и возможность популяризировать флористику среди молодежи. Полагаю, что на международном уровне мы можем конкурировать и с россиянам, и с представителями Казахстана, а доминируют в этой сфере сейчас представители Южной Кореи и Китая. Для них флористика — это философия и образ жизни, и готовить в этой области там начинают еще с детства.

Он и сомелье, и бармен

Яна Буглак, магистрант Могилевского государственного университета продовольствия, представляла в прошлом году Беларусь на международном конкурсе WоrldSkills Intеrnаtiоnаl в Абу-Даби в компетенции «Ресторанный сервис». А на национальном чемпионате выступала в той же компетенции уже в роли главного эксперта. Для несведущего человека специалист ресторанного сервиса — это просто официант. Но девушка такое мнение категорически опровергает.

— Ресторанный сервис требует самых широких знаний в области международной кухни, напитков и барного обслуживания, — объясняет Яна. — Речь идет о самой важной личности в обслуживании клиентов, фактически единственной, с кем гость сталкивается. На конкурсе участники обязательно демонстрируют свои умения в модулях Casual Dining (кафе) и Fine Dining (ресторан). Последний подразумевает полное обслуживание, когда абсолютно все за гостя делает официант: раскладывает салфетки, разливает напитки, отодвигает стулья... Ему необходимо обладать не только практическими навыками, но и иметь хорошие манеры, быть психологом, уверенным и изобретательным человеком. Специалист ресторанного сервиса — универсальный работник, должен уметь сделать закуску, салат, нарезку из фруктов в присутствии клиента, приготовить десерт с огнем, порционировать горячие блюда. Он идентифицирует крепкие спиртные напитки и вина, фактически выполняет функции сомелье, а также работает и за бармена — умеет готовить безалкогольные и алкогольные коктейли (все рецептуры должны быть в его голове). Одним из заданий на конкурсе было приготовление креативного коктейля из ингредиентов, которые находились в «черном ящике». Еще один обязательный навык — умение варить кофе: американо, эспрессо, латте и капучино.

 

Красота, созданная кондитерами.

Будем надеяться, что национальный чемпионат зажег новые «звезды» на профессиональном Олимпе, которые в следующем году достойно представят Беларусь на мировом первенстве WоrldSkills Intеrnаtiоnаl в Казани.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Экономика

На каких банковских вкладах заработаешь больше

На каких банковских вкладах заработаешь больше

Самые большие проценты — по рублевым депозитам.