Вы никогда не задумывались, какого цвета место, в котором посчастливилось родиться и жить? Или те города, в которых бываешь часто, или только однажды, или совсем проездом? Даже если у них похожая застройка, если они находятся в одной стране, иногда совсем рядом друг от друга, — все равно цвет, даже оттенок у каждого из них свой. Стоит только присмотреться, сосредоточиться — и навсегда в воображении это место будет ассоциироваться с определенным цветом.
Не пробовали? Интереснейшее, я вам скажу, занятие. Я, например, впервые попрактиковалась в этом на Мстиславле. Мы тогда поехали в этот древний и один из самых загадочных наших городов по путям Короткевича. (Постоянные читатели «Звязды», думаю, помнят это заочное путешествие, которое мы проводили по творческим и жизненным путям писателя к его юбилею.) В Мстислав мы ехали, конечно же, под впечатлением от его эссе «Бриллиантовый город», по-хорошему завидуя автору, которому среди зимы повезло увидеть такое чудо — когда лед и снег на мстиславских холмах и улицах сияли под лучами холодного солнца, словно драгоценные камни. Понимая, что подобное увидеть вряд ли придется (хотя бы потому, что на дворе был не январь, а август), все же ехали в Мстислав с твердой уверенностью, что он и нам обязательно покажется в каком-либо отличительном цвете.
И — получилось. Как раз перед нашим приездом окрестности накрыл теплый летний ливень, и его щедрая зелень дышала такой чистой свежестью, и было ее так много, что иначе, чем изумрудным, город назвать было нельзя. Все оттенки этого яркого цвета были на деревьях, на траве, на заборах, обвитые плющом, щедро вымытые, сверкали в лучах солнца, которое уже клонилось к закату... Так в моей жизни появился свой личный Изумрудный город, намного лучше, чем сказочный, потому что был и остается по сей день действительным.
А дальше все пошло очень просто. Могилев — глубоко-голубой, как небо над Днепром. Гродно — приглушенно-желтый, иногда даже ближе к цвету слоновой кости, как старые стены. Рогачев — оранжево-рыжий, как листья, что падает в октябре из вековых кленов. Полоцк — торжественно-белый, как его светлые храмы. Брест — багрово-красный, как отблески фонарей в бойницах ночной крепости. Розовый Солигорск, серебристый Витебск, приглушенно-зеленый Слоним, серо-синее Глубокое, прозрачно-серый Мозырь, ароматно-сиреневый Браслав...
В дальних и близких путешествиях по другим странам это уже тоже не оставляет. И ты уже знаешь, что Вильнюс — терракотово-розовый, Москва — золотисто-желтая, Варшава — малахитовая, Рим — сливочно-белый, Брюссель — холодно-синий. Бирюзовая Астана, стальной Берлин, Страсбург цвета мальвы... Не спрашивайте, почему именно так, а не иначе, потому что нет точного ответа. Это то самое неуловимое, что есть в картинах импрессионистов, — одно впечатление, одно мгновение, что странным образом рисует какой-то образ. Какой следующий раз может представится совсем другим, и появится новая фантазия, новая вариация на тему...
Есть в этой разноцветной пестрой суете только одно постоянное понятие, которое не изменится ни при каком раскладе. Минск — солнечно-золотистый при любой погоде, в любое время года. Город, где солнце утром заглядывает в окна кабинета на любимой работе. А после обеда освещает каждый уголок в доме, который ждет именно тебя. Город, который солнце целует в каждое стекло, и это хорошо видно и из иллюминатора самолета, и из окна поезда или автобуса...
Если сравнивать с другими, его, солнца, в моем городе очень мало. Но ты точно, наверное знаешь, что оно есть и что обязательно появится из-за туч. Знаешь же четко и определенно, как и то, что ты со всех, даже с самых далеких и извилистых дорог, обязательно сюда вернешься.
Елена ЛЕВКОВИЧ
Два дня были насыщены уникальными выставками, полезными проектами и интерактивными площадками.
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.