Вы здесь

Как сыграть на стереотипах, или Почему картофель должен стать брендом?


В прошлом году Министерство спорта и туризма и Национальное агентство по туризму проводили масштабный опрос среди белорусов и зарубежных гостей. Одно из заданий для респондентов — назвать пять вещей (предметов, явлений), которые сразу приходят в голову, когда думаешь о Беларуси. Разумеется, одна из основных ассоциаций была связана с картофелем. Но мы никоим образом не используем этот продукт для продвижения нашей страны. И это при том, что Беларусь долгое время была на первом месте в мире (и сейчас не утратила своих лидерских позиций) по производству картофеля на душу населения. В среднем каждый житель нашей страны потребляет за год 189 килограммов картофеля (при норме в 129). Почему бы нам не начать раскручивать картофель как определенный национальный бренд? Это бы способствовало не только нашей «идентификации» на туристическом рынке, но и продвижению белорусских продуктов.


Фото: БЕЛТА

В среднем 30 процентов расходов любого туриста приходится на еду. Собственно, многие страны мы запоминаем по тем блюдам, которыми там нас угощали. В Италию люди едут на пиццу и спагетти, Греция — страна оливок, гость, приезжающий в Шампань, в первую очередь думает не о красивых местах и памятниках, а о шампанском — и французы пользуются этим. Так, пищу можно подавать как компонент местной культуры. И иностранцы делают определенные усилия для того, чтобы раскручивать и продавать собственную продукцию: размещают информацию о них на билбордах и в интернете, разрабатывают «знаки качества», организуют гастрономические туры.

Мы же пока вообще никак не пользуемся стереотипами. В «стране бульбашей» даже нет музея картофеля, как, например, в Великобритании, США и той же России. Хотя «второй хлеб» на наших землях начали выращивать на сто лет раньше, чем у соседей. Долгое время считалось, что картофель к нам привез Петр Первый, но в те годы, когда он «силовыми» методами пытался навязать эти овощи (русские крестьяне долго не принимали заморскую диковинку, даже происходили бунты против ее выращивания), территория Беларуси находилась в составе Речи Посполитой, и о картофеле здесь уже знали все. Во второй половине XIX века, уже в составе Российской империи, на наши земли приходилось 25 процентов валового производства картофеля. В это время в Беларуси было 160 перерабатывающих предприятий, которые производили спирт и крахмал из картофеля.

Секреты сортов

Белорусским селекционерам есть чем похвастаться: самые известные в конце 70-х — начале 80-х годов сорта «Темп» и «Лошицкий» занимали такие площади, которых не смог «захватить» ни один зарубежный сорт.

Как сообщил заместитель генерального директора научно-практического центра НАН по картофелеводству и овощеводству Вадим Маханько, сегодня в национальном реестре — 145 сортов картофеля (для сравнения, когда страна только стала независимой, их было всего 19). Самые популярные сейчас «Бриз» (сорт номер один в Беларуси в течение последних трех лет), «Скарб» (сегодня он на втором месте, а раньше лет десять удерживал лидерскую позицию), «Янка», «Уладар».

Вообще в мире в активном пользовании — около 10 тысяч сортов картофеля. Чтобы создать новый сорт, потребуется один миллион евро и столько же — для его продвижения на рынке. Разумеется, в условиях Беларуси цифра в 3—4 раза меньше.

На сегодня мы единственная на постсоветском пространстве страна, которая 100 процентов оригинального семенного картофеля выращивает в защищенном грунте. Растения и клубни проходят очень серьезные испытания и исследования. Чтобы сократить процесс получения качественных семян, картофель выращивают в культуре ин-витро, а после из пробирки растения помещают в теплицы — так их защищают от болезней и вредителей.

Чтобы определиться, какую картошку мы будем использовать на кухне, нужно знать, что существуют четыре кулинарных типа сортов и все по-разному себя ведут в результате обработки. Традиционно белорусы были сторонниками разваристого картофеля, но в последнее время все больше потребителей выбирают салатный (на сегодня среди нас таких 10—17 процентов): все потому, что в нем меньше крахмала. Надо сказать, что диетологи «реабилитировали» картофель. Если раньше говорили, что от него полнеют, то сегодня даже существуют картофельные диеты.  

Среди задач ученых в том числе определить, какая картошка больше подходит к приготовлению определенных продуктов. Вадим Маханько подсказал, что для драников лучше брать ранний сорт «Лилия» и среднеспелый «Скарб» — тогда мякоть не потемнеет, и при жарке драники не подгорят. Для чипсов идеальным сортом будет «Криница», а для фри следует использовать «Лель» — соломка получится хорошего качества.

В Толочине, кстати, планируется построить цех по изготовлению фри, и это производство способно закрыть потребности в «соломке». Возможно, нареканий по поводу того, что в ресторанах быстрого питания не встретить белорусский картофель, станет меньше. При изготовлении полуфабриката на новом заводе будут использовать натуральные компоненты.

Ленивых хозяек порадует такая белорусская новинка, как вакуумированный картофель — сразу вымытый и почищенный. Его можно хранить в холодильнике около пяти суток. В Европе уже на законодательном уровне принято, что именно вакуумированный картофель должен поступать на предприятия общественного питания. Возможно, таким образом можно не только следить за санитарно-гигиеническим состоянием продукции, но и защищаться от товара с дефектом. Поврежденная, больная, некачественная картошка встречается на прилавках по разной цене.

Мы поинтересовались у Вадима Маханько, стоит ли приобретать ранний картофель, которого сегодня так много в супермаркетах. Как заметил ученый, на самом деле, это не ранний, а зимняя картофель: в Египте или на юге Италии и Испании его начали сажать в конце осени — начале зимы. В Беларуси же хозяйство, которое выращивает самую раннюю картошку, выбирает ее только в конце мая. Гребни здесь нарезаются с осени, как сходит снег, они накрываются черной пленкой, прогреваются, и картофель после выращивается под укрытием. Понятно, почему нам трудно конкурировать со странами с более теплым климатом. Тем более что в этом году даже так называемая молодая картошка из зарубежья поступила на рынок по очень низкой цене (даже в убыток производителям). Но потребителям нужно знать, что ранние сорта накапливают больше нитратов и что пестицидная нагрузка в странах развитого картофелеводства, рекордсмен по урожайности, в 2—3 раза выше, чем у нас.

Протестируем... праздник

В Перу — стране, которая заявляет, что «папа» (так они называют этот корнеплод) появился именно у них еще восемь тысяч лет назад, утвержден Национальный день картофеля. И празднуется он с размахом — с фестивалями, концертами, конкурсами, массовыми гуляниями, дегустациями. Картофельные праздники проводятся и в других странах, например, в России уже несколько городов провели подобные.

Наконец и в Беларуси попытались устроить «День картофеля», пусть пока только в «тестовом» варианте — для журналистов. Оказалось, что даже большой праздничный стол можно накрыть блюдами только из картофеля. Журналистов в агроусадьбе «Заречаны» угощали «заманюками» (так один из гостей обозвал колдуны, когда не смог вспомнить название понравившегося блюда), бабкой с грибами, блинами с картошкой и шампиньонами, тушенкой — картошкой печеной в чугунках с морковью, салом и кабачками. Вообще, по Беларуси записано более 500 рецептов из картофеля. А сколько еще можно придумать! Кстати, среди разработок белорусских ученых был и напиток из этого корнеплода.  

Хозяйка агроусадьбы Алла Нижник поделилась некоторыми своими секретами. Так, чтобы драники не потемнели, используйте кефир, а бабка получится более мягкой, если в тесто также добавить кефир или сметану. У хозяйки собрано много рецептов с использованием различных молочных продуктов — так что здесь можно смело устраивать не только День картофеля, но и праздники, посвященные другим продуктам. Тыква, ягоды и даже злаковые чаи — вокруг всего этого можно «закрутить» гастрономические фестивали.

Да и над таким брендом, как картофель, нужно еще поработать. Например, придумать сувениры или целые сувенирные наборы, куда добавить и те же наши конфеты, и пирожные с названием «Картошка». А еще из корнеплода можно делать косметику — в той же Корее торгуют масками из нее.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

От воды до беды — один шаг

От воды до беды — один шаг

На водоемах страны тонут люди. Что важно знать, чтобы не пополнить список жертв?

Здароўе

В Беларуси дополнят национальный календарь прививок

В Беларуси дополнят национальный календарь прививок

В нем появится и прививка против рака шейки матки.

Молодежь

Анастасия Еленская: у этого движения одни плюсы!

Анастасия Еленская: у этого движения одни плюсы!

Что же такое студотрядовское движение и какие возможности дает современной молодежи?