Вы здесь

Археологи раскрыли тайну статуй острова Пасхи


Гигантские 13-тонные каменные «шляпы», окрашенные в красный цвет, появились на головах истуканов на острове Пасхи благодаря примерно такой же системе настилов и стропов, которыми европейцы пользовались для поднятия затонувших кораблей, заявляют ученые в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.


«Нам впервые удалось систематически использовать все возможные намеки и свидетельства того, как эти гигантские головные уборы могли оказаться на головах еще более тяжелых статуй. Все это стало возможным благодаря объединению методов археологии, физики и компьютерного моделирования», — заявил Карл Липо, антрополог из университета Бингхэмтона (США).

Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле, где примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев, которая оставила после себя многочисленные следы в виде гигантских истуканов-мааи, которые, как сегодня считают ученые, представляют собой обожествленный фигуры предков и родственников древних жителей острова. Эта цивилизация фактически исчезла с лица острова еще до прибытия туда европейцев, причинами чего считаются две вещи — истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами и возможная связанная с этим война между различными племенами аборигенов. Полное исчезновение культуры мааи и носителей ее языка не позволяет археологам решить одну из самых интересных тайн этого острова: как на головах некоторых идолов, не тронутых вандалами и временем, появились гигантские каменные шляпы, так называемые пукао, вес которых нередко достигает полтора десятка тонн?

Эту загадку дополнительно осложняет то, что сами статуи и их «головные уборы» изготовлены из различных вулканических пород. Их залежи расположены фактически на диаметрально противоположных концах острова, удаленных друг от друга, а также от берегов, где установлены ныне существующие мааи, на десятки километров. Поэтому и доставка материалов к месту строительства истуканов, и их соединение были очень сложными задачами.

Липо и его коллеги нашли ответ на этот вопрос, который указывает на достаточно большую «продвинутость» жителей острова, анализируя артефакты, найденные в окрестностях истуканов и карьеров, где были добыты их «тела» и «шляпы», а также трехмерные модели самих статуй.

Как рассказывает Липо, его команда обратила внимание на то, что манера транспортировки и самих статуй, и их головных уборов на такие большие расстояния должна была отражаться в том, какие повреждения присутствуют на их поверхности. Например, если бы статуи тащили по мягкому грунту или везли на «подпорках», то на их нижних частях или спине должны были остаться характерные царапины и потертости. С другой стороны, сами «пьедесталы» истуканов и их окружение тоже должны были бы хранить в себе или следы обработки шляп и статуй, когда их изготавливали на месте, или указывать на то, как именно первые оказались на вторых. Проанализировав все возможные свидетельства подобного рода, археологи нашли ответ на эту загадку, не требующий массовых вырубок лесов и участия всего населения острова в построении одной статуи.

Как заметили ученые, статуи были вырублены из породы таким образом, что они сами по себе выпрямлялись, если их наклоняли на небольшой угол. Это позволяло перемещать их "шажками", подобно тому, как обладатели холодильников или тяжелых тумб передвигают их на новое место. Подобное "выгуливание" истуканов позволяло жителям острова Пасхи двигать их на большие расстояния, не тратя никаких ресурсов, кроме собственных сил.

Судя по рисунку царапин, шляпы статуй перемещались к месту их "сборки" в частично готовом виде, что позволяло древним художникам в буквальном смысле "катить" их со склона горы, где расположена каменоломня. Когда заготовка пукао доезжала до истукана, мастера доделывали ее и водружали на голову статуи, используя остроумную, но простую систему подъема. Она состояла из пологой горки, сложенной из песка и щебня, и веревки, которую древние жители острова Пасхи оборачивали вокруг шляпы истукана и привязывали к голове статуи. Вытягивая свободный конец, они постепенно поднимали десятитонный пукао к вершине горки, где шляпу поворачивали на бок и усаживали на основную часть монумента.

В пользу этого, как отмечают Липо и его коллеги, говорит сразу много вещей — следы подобных горок у ряда упавших статуй, а также выемка необычной формы на "шляпе", не позволявшая ей соскальзывать с головы истуканов. Вдобавок ученые заметили, что все статуи изначально стояли не прямо, а были наклонены под определенным углом по отношению к поверхности Земли. Это позволяло древним мастерам закатывать пукао на голову моаи, не повреждая обе части статуи, и затем "выравнивать" готовый истукан, убрав несколько камней из заднего сегмента пьедестала.

Все это, по словам ученых, говорит о том, что для успешного завершения монументальных "строек эпохи деспотизма" необязательно было иметь бесчисленные армии рабов и огромные ресурсы, как в Древнем Египте или Китае. Горстка местных жителей смогла увековечить свое имя, используя собственный ум, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова Пасхи.

Иван КУПАРВАС

Выбор редакции

Грамадства

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Собственники корректируют свои предложения.

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.