Повестка дня принесла нашей киносфере сразу две приятные новости. Игровые полнометражные картины «Хрусталь» Дарьи Жук и «Завтра» Юлии Шатун поучаствуют в конкурсах Международного кинофестиваля в Карловых Варах и Международного кинофестиваля в Марселе соответственно. Примечательно, что новости эти носят для Беларуси немного экзотический характер и что оба фильма не имеют отношения к государственному финансированию. Поэтому их участие в фестивальных конкурсах сигнализирует, за каким кино — будущее белорусского кинематографа и что будущее это многообещающее.
Фильм Юлии Шатун «Завтра» на прошлом минском кинофестивале «Лістапад» стал главной белорусской сенсацией. Во-первых, он был отобран в конкурс «Молодость на марше», чего с отечественными фильмами до тех пор не случалось, а во-вторых, показал действительно замечательный пример безбюджетной, но продуманной, кинематографичной, осмысленной картины. Много споров вызвали победа фильма Юлии Шатун в Национальном конкурсе. Пока одни видели на экране уместный художественный образ действительности провинциального белорусского города, кто-то не мог смириться с его технической «простотой» и безбюджетностью. Обособленность «Завтра» от большой киноиндустрии действительно для кого-то стала камнем преткновения, фильм даже удостоился снисходительного намека на себя в спиче министра культуры.
Тем не менее картина Юлии Шатун оказалась в списке лучшего, что наша киносфера предложила за последние годы. Она показала просчитанный образ маленького белорусского города, где живут обычные муж с женой, сын которых учится в Минске. Бывший преподаватель английского языка разбрасывает листовки по почтовым ящикам, ужинает жиденьким супом, дарит жене на праздник обои, покупает сыну куртку в рассрочку, во время визита в Минск экономит на метро. Очень холодный в переносном смысле фильм показывает, как обычная семья интеллигентов должна концентрироваться на бытовых вопросах, теряет коммуникацию между собой и по существу, конечно, не живет, а выживает.
В Марселе «Завтра», кстати, в расширенной версии, поучаствует сразу в трех конкурсах — Международном, Конкурсе дебютных фильмов и Конкурсе ассоциации французских кинотеатров GNСR.
О «Хрустале» мы пока знаем мало, потому что на большом экране в Беларуси фильм не показывался. Зато мы знаем Дарью Жук — беларуску, которая окончила Гарвардский и Колумбийский университеты и сегодня живет в США. Уже долгое время ее короткометражка «Настоящая американка» занимает топовое место среди беларуского короткого метра — она рассказывает о девушке, которая приехала по обмену в американскую семью и принесла в нее определенный дух бунтарства.
«Хрусталь» тоже касается этого «моста» между постсоветской молодежью и американскими возможностями – молодая девушка делает ошибку в визе, рискует потерять свою американскую мечту и вынуждена задержаться в провинциальном индустриальном городке. Фильм показывает «молодежные подпольные рейвы, стихийные рынки, мечты молодых людей об эмиграции и жизнь провинции, застывшей во времени».
«Хрусталь» снимался в нашей стране при участии кинокомпаний Беларуси, США, Германии и России. На фестивале в Карловых Варах он откроет и примет участие в конкурсе «К Востоку от Запада». Кстати, последним игровым белорусским фильмом в программе чешского форума была «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко 2004 года.
Ирена КОТЕЛОВИЧ
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.