Вы здесь

Будущее — за лайтфонами?


То, что изобрели двое наших ученых, способно вызвать революцию в глобальной системе связи. Хотя это кажется невероятным после того, как интернет и сотовый телефон стали чуть ли не такими же банальными вещами, как пылесос и зубная щетка. Чего уж еще? Тем не менее существующие способы передачи информации далеки от совершенства. Достаточно сказать, что до сих пор невозможны нормальные переговоры между людьми, которые находятся, например, в различных подводных аппаратах или космических кораблях. Не говоря уже о том, что большинство традиционных телекоммуникационных устройств, в том числе мобильных, вредны для здоровья. Способ связи, который придумали Юрий Аксенов и Алексей Костюковский, может успешно решить эти проблемы.


— Предлагаемая нами идея заключается в использовании свойств света, — пытается как можно проще объяснить суть дела Юрий Аксенов (на фото).— Световые волны, как и электромагнитные, также имеют способность переносить различные сигналы: человеческую речь, музыку, видеокартинку. На этом основана работа волоконно-оптических линий связи. Но поскольку они представляют собой проводную сеть, то во многом ограничены. Мы же предлагаем еще и беспроводную оптическую систему. Принципиально другую, которая, в отличие от радиоволновой, потребовала более совершенной элементной базы. Нам удалось изобрести уникальный метод модуляции сигнала. Создан новый способ кодирования информации. Мы назвали его «Минским кодом». Представьте, что у вас в руках не традиционный айфон, работающий на радиоволнах, а мобильник, ориентированный на световые импульсы. Такой аппарат — лайтфон — тоже наше ноу-хау.

— Иначе говоря, — вступает в диалог Алексей Костюковский (на фото), — наше основное изобретение включает в себя более десятка дополнительных. Оно позволяет избавиться от вредного излучения радиоволн, увеличить объем, скорость, пропускную способность и безопасность передаваемой информации. А также обеспечивает ее секретность. Например, подводная лодка посылает оптические импульсы, а на их пути находится противник. Даже в этом случае он не в состоянии перехватить сигналы, а тем более расшифровать. Минский код очень надежный.

— Значит, ваше изобретение открывает большие возможности и для повышения эффективности многих видов военной техники? — спрашиваю у своих собеседников.

— Именно так. Евразийский патент, который мы получили, открывает для предприятий ВПК Беларуси новый сегмент мирового рынка, где можно осуществлять продажу различных оптических систем связи. Среди наиболее перспективных торговых партнеров — наши союзники по ОДКБ, в первую очередь Россия, а также Китай, Индия, страны Ближнего Востока.

— Но военная сфера — лишь одно из направлений, где может применяться данное изобретение, — дополняет коллегу Юрий Аксенов. — Главная же его цель — вывести на гораздо более высокий уровень глобальное информационное общество. И наша страна благодаря новым технологиям в области оптической связи имеет шанс стать здесь одной из ведущих. Конечно, в случае материализации предлагаемых идей.

— В чем же проблема?

— А в том, что внедрение нашего изобретения требует миллиардных вложений, — поясняет Алексей Костюковский. Например, чтобы вместо традиционных радиоволновых мобильников появились лайтфоны, необходимо много источников светового излучения. Здесь хороши все средства: и свет из окон квартир, и включенные фары автомобилей, проезжающих мимо, и, конечно, уличные фонари. Их, кстати, мы предлагаем использовать как передающие станции. Только вот такие устройства на Земле придется ставить где через несколько километров, а где через каждые 10 метров.
В космосе дистанция связи, конечно, гораздо больше. Что касается препятствий природного характера, которые могут возникать, то они преодолеваются с помощью дополнительных средств. Но в любом случае нововведение предусматривает в случае прекращения подачи светового сигнала автоматический переход на радиоволны.

— Конечно, внедрение нашей оптической системы требует немалых затрат. Но давайте не забывать о главном — здоровье людей. Вот выводы Всемирной организации здравоохранения, под эгидой которой проводились исследования по поводу влияния беспроводных приборов на организм. Разговоры по сотовому телефону 30 минут в день в течение 7-10 лет с большой долей вероятности могут привести к возникновению у человека раковой опухоли. А китайские ученые обнаружили, что излучение мобильника приводит к повреждению ДНК. Не случайно в некоторых странах детям до определенного возраста запрещают пользоваться такими аппаратами. Но в целом, к сожалению, люди слишком беззаботно относятся к опасности радиоволн. Не исключено, что постоянное «бомбардирование» ими населения в скором времени вызовет массовые заболевания. И что мы будем делать тогда? Лично я уверен, что будущее именно за оптической связью.

А пока изобретатели «Минского кода» обивают пороги в надежде привлечь внимание к своему изобретению. Несколько лет их новаторские идеи в виде схем, чертежей и оформленных по всем правилам обоснований пролежали в Евразийском патентном ведомстве. Наконец в январе этого года ученые получили долгожданный патент. Правда, он действует только на территории восьми государств бывшего СССР, которые подписали Евразийскую патентную конвенцию. Среди них и Беларусь. В других странах авторские права наших земляков в случае использования их ноу-хау никто охранять не собирается. Для всеобщего признания нужно получить соответствующий документ от Всемирной организации интеллектуальной собственности в Швейцарии. Пытались. Однако за это необходимо было внести специальную пошлину в размере 1000 долларов. Пока белорусские соискатели международного патента рассчитывали на помощь спонсоров, прошел год. Именно такой срок дает ВОИС для оформления авторского права на изобретение после подачи заявки. И сейчас, когда наши небогатые гении уже готовы заплатить из личных сбережений, им говорят, что они опоздали. Чтобы попытаться снова получить патент, который признается в любом уголке земного шара, они должны превзойти самих себя. Это значит, изобрести что-нибудь еще более замечательное в сфере оптической связи. Приходится только удивляться нелепости правил, которые существуют в некоторых весьма уважаемых организациях.

Правда, как с грустной улыбкой говорит Алексей Костюковский, даже наличие международного патента не гарантировало бы ему и его другу сохранения их авторских прав. Сегодня весь мир беззастенчиво занимается воровством технологий.

Конечно, если какая-либо компания, работающая на рынке услуг связи, воспользуется плодами новаторской мысли белорусских ученых и не заплатит им надлежащий гонорар, нашим землякам можно будет искренне посочувствовать. Но еще больше сердце станет рваться от другого чувства — когда за державу обидно. Сколько уже раз было: какой-либо Левша придумает способ подковать блоху, а методы его ювелирной работы берут на вооружение там, где «ружья кирпичом не чистят», где пристально отслеживают наиболее ценные инновационные идеи и с большой пользой их осуществляют.

Михаил КОВАЛЕВ

Выбор редакции