Вы здесь

Как под Минском тренируются летчики


Праздничный парад войск Минского гарнизона состоится в столице на День Независимости. После прохождения механизированной колонны в небе появится авиация. Воздушный эшелон парада будет представлен боевыми вертолетами Ми-8МТВ-5, Ми-24, истребителями МиГ-29, штурмовиками Су-25, военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-26, учебно-боевыми самолетами Як-130 и учебно-тренировочными самолетами Л-39.


Скорость полета самолетов будет составлять до 500 километров в час. Или 125 метров в секунду. Поэтому итоговая погрешность даже в одну секунду уже риск и может испортить красоту полета воздушного расчета для зрителей с земли. Свое мастерство летчики оттачивают на аэродроме 50-й смешанной авиационной базы, расположенной в Мачулищах под Минском. Туда и отправились корреспонденты «Звязды».

Рядом с взлетно-посадочной полосой находиться без наушников довольно сложно. Воздушные корабли взлетают, а после заходят на посадку один за другим. Расчетное время взлета всех 44 машин — всего лишь 13 минут. А это значит, что каждые 15 секунд в небо поднимается очередной летательный аппарат. Время взлета, параметры боевых порядков, высота и скорость размечены с точностью до секунды. И вот в небе появляется белый Ил-76. Его ведет на посадку командир базы, полковник Андрей Лукьянович.

— Пилотировать самолеты на параде будут только первоклассные офицеры. Предварительная подготовка проводилась не в ущерб боевой. Теперь же мы будем проводить разбор полетов. Проанализируем все элементы полетов, построение, подход к пункту показа в заданное время.

Парад проходит в центре города. А аэродром находится за его пределами. Таким образом, увидеть пролет авиации можно будет и напрямую из некоторых домов, которые пролегают по трассе его следования.

— Боевой порядок можно смело назвать уникальным, — продолжает Андрей Лукьянович. — Воздушные корабли пойдут на четырех скоростях. Вертолеты, которые понесут государственные флаги, пролетят на скорости 60 км/ч. Вторые вертолеты — на скорости в 200 км/ч. Самолеты Ан-26 и Як-130 будут лететь вдвое быстрее. У остальных машин скорость составит 500 километров в час.

Рядом со взлетно-посадочной полосой появляется заместитель командира 50-й смешанной авиационной базы подполковник Владимир Скоркин. Он будет ведущим звена боевых вертолетов Ми-24. В воздухе же он — с 2001 года.

— Буду участвовать уже в третьем параде. Миссия очень ответственная, — замечает подполковник. — А впереди еще — разбор полетов, где соберутся все руководители, летчики и персонал. Хотя должен отметить, что Ми-24 прошли, как надо, с нулевым отклонением от графика. Впереди сегодня нас ждет еще один тренировочный полет. Суммарно проводим в воздухе за день более двух часов.

***

А нашему фотокорреспонденту удалось подняться в небо на том самом Ил-76.

Я впервые летала в кабине с летчиками и видела все, что и как они делали. Это просто чудо! Приехали на аэродром. Заканчиваются последние приготовления перед полетом. Вот-вот начнется репетиция. Подходим к самолету. Двигатели гудят. Я ничего не слышу. Пилот берет меня за руку, чтобы я не залезла, куда не надо, от счастья будущего полета. «Правой-левой, правой-левой, руками держишься здесь и садишься!» Выполняю все указания пилота и сижу в ожидании мечты рядом с экипажем в Ил-76. До этого военные самолеты видела только в кино.

Фотографироваться до полета ни в коем случае нельзя — плохая примета. Только после того, как полетим. Я и не пытаюсь. Держусь, хоть и очень хотелось. Взлетаем. Набираем скорость. Я тихонько сижу с закрытыми глазами и думаю: как же это запомнить, на какие кнопки в какое время нажимать. Как это все возможно?

Мне любезно предлагают подойти и сесть поближе. Радуюсь. Передвигаться тяжело с непривычки. Я сижу непосредственно за командиром.

Сфотографировать бы хоть что-нибудь. Но камера не слушается. Встать не могу, кадр не получается. «Ну и хорошо», — думаю я. Хотя бы ненароком не нажать на что-либо, не сломать. Летим над городом, над Минским морем... Только успевай держаться. А под крыльями самолета — красота, которую нельзя описать.

Наконец мы заходим на посадку. Первым из самолета выходит командир Андрей Лукьянович, потом все остальные. Встаю, расплываюсь в улыбке и благодарю его и весь экипаж за сбывшуюся мечту...

Валерьян ШКЛЕННИК, Татьяна ТКАЧЕВА

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Сельское хозяйство

Технологии против погодных аномалий

Технологии против погодных аномалий

Ученый — о предстоящей посевной компании.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.