Заслуженная артистка Беларуси Елена Спиридович — неизменная спутница фестиваля «Славянский базар в Витебске». Она работала на самом первом из всех, на втором — стала ведущей концертов. На сцене витебского амфитеатра во время открытия фестиваля она появится и в этом году. Про «Славянский базар», работу на телевидении, идеальный брак и многое другое мы поговорили с телеведущей.
— Кстати, моя бабушка Нина Ивановна Казармщикова много лет отработала в «Звязде» машинисткой-стенографисткой-переводчицей, — начинает Елена Спиридович. — Звяздовцы всегда о ней помнили: приезжали домой с цветами, подарками и сувенирами, поздравляли с праздниками. Лучшие бабушкины фотографии на 80-летний, 90-летний юбилеи сделаны фотокорреспондентами газеты. Она всегда тщательно готовилась, ходила в парикмахерскую, делала прическу, маникюр. Бабушка была моей самой лучшей советчицей, прекрасно знала белорусский язык, до последнего ее дня в любое время суток я могла позвонить и спросить, как по-белорусски лучше сказать какое-то выражение, и она давала такой красивый перевод!
— Скоро очередной раз вы появитесь на сцене на открытии 27-го "Славянского базара"...
— И для меня он будет 26-м по счету. На самом первом я не была ведущей, а работала корреспондентом в «Дневниках фестиваля». И произошла та известная история. Программа тогда выходила в прямом эфире. На один из входов в амфитеатр ставили камеру. Была группа людей — композиторы, артисты, организаторы, — которые ко мне по очереди подходили, я брала интервью, рассказывала что-то о фестивале. Дневник шел 15 минут, к которым я полностью готовилась. На третий день концерт задержали на 20 минут. Об этом знали все, кроме группы «Дневников». Я рассказываю-рассказываю, у меня уже люди закончились, а позывных фестиваля все нет.
Я сразу скажу, что не очень горжусь тем эфиром. Я останавливала зрителей, которые опаздывали, привлекла билетершу, милиционера, у кого-то выхватила из рук фестивальную газетку и прочитала программу на следующий день, разве что только не пела и не танцевала. И надо же было такому случиться, что председатель Белтелерадиокомпании, а тогда это был Геннадий Николаевич Буравкин, включил телевизор посмотреть новую девочку на «Дневниках». И сказал: отправляйте ее обратно в Минск, пришлите кого-то более опытного. После такой новости в свой номер я не пошла, потому что знала, что прорыдаю всю ночь. Пошла в кафе, взяла кофе. Подсаживается ко мне мужчина с соседнего столика, который оказался главным режиссером фестиваля из Москвы (Сергей Винник. — Авт.), Говорит, что видел мой эфир. Он заранее знал, что концерт задерживается, и сразу понял, что этого не знаю я. И очень забавлялся тем, что происходило в кадре. Сделал мне комплимент и сказал, что хотел бы, чтобы на следующий фестивальный год я вышла на сцену в качестве ведущей. Глотая слезы, я сказала, что меня уже выгнали. Он пообещал, что возьмет на себя этот момент. А позже мне позвонили мои коллеги и сказали, что пробились к Геннадию Николаевичу, все ему объяснили, и мне дали еще один шанс, поэтому я продолжала вести «Дневники».
Я всегда улыбаюсь сама себе, когда слышу от артистов, что Москва может предоставить такую раскрутку, если у тебя есть деньги, что ты сразу станешь звездой. В моей жизни происходило наоборот: меня приглашали и мне платили деньги. На наш кинофестиваль «Листопад», кстати, меня позвал Ростислав Иванович Янковский, когда встретился со мной на сочинском «Кинотавре», где я вела «Звездную дорожку». И таких историй в моей жизни немало. И хорошо, что некоторые из них продолжаются.
— Каким в вашей памяти остался первый «Славянский базар» в роли ведущей? Всем вы запомнились необычной прической...
— Мне очень хотелось запомниться. Я же приехала уже не просто как корреспондент, а как ведущая большого фестиваля. Что касается собственных волос, я всегда грешила всякой новизной. Режиссер Александр Вавилов, когда поздравлял меня с 8 Марта написал стихи со строками про мои эксперименты с прической: «Спиридович, Спиридович, голова — не полигон». Но на тот момент мой главный эксперимент был еще впереди. Я приехала в Витебск с нормальной прической, которую носили сотни молодых девушек. Но пришла к своему другу, мастеру международного класса, он тренировал нашу сборную по парикмахерскому искусству. И попросила: сделай так, чтобы меня запомнили.
Первое, что он сделал, — сбрил гривку. Голова после стрижки стала похожей на кабачок. Я когда увидела себя в зеркале, заплакала. Но удар я держу, поэтому вытерла слезы и пошла на улицу. У людей, которые меня встречали, такие странные лица делались. Чтобы сразу прекратить все разговоры, я говорила, что долго мечтала о такой прическе и моя мечта осуществилась. Конечно, было очень стыдно перед главным режиссером фестиваля, подвоха от меня он не ожидал. Но, как человек креативный, сказал, что что-то в этом есть. В профессиональном плане мне прическа помогла. Я так работала! Был суперстимул — доказать, что я не просто фифа, которая постриглась наголо, чтобы ее запомнили. И зрители до конца фестиваля простили мне стрижку.
— Каждый следующий фестиваль тоже надо было удивлять, чтобы держать марку?
— Ни в коем случае! Я после дружила с мастером много лет, но больше никогда не садилась к нему в кресло. А он в одном из интервью сказал: «В моем кресле плакала одна очень известная сейчас ведущая. А последние пять лет плачу я, так как она не хочет менять прическу».
— У вас всегда красивые концертные платья. Что с ними происходит потом?
— Часть храню дома, часть — на телевидении. Что-то, кстати, нашу сих пор. С концертными костюмами не так просто попрощаться, с каждым связана своя история. И мой шкаф вместит еще много дизайнерских экспериментов.
— Шьете наряды у знаменитых модельеров?
— Когда-то давно я, неизвестна ведущая, подошла на показе неизвестного модельера и сказала: «Мне так нравится то, что вы делаете. А я ведущая на телевидении. Подумайте обо мне». Так мы стали с ней общаться. Уже потом она стала знаменитой, возглавила Белорусский центр моды, это известная Эльвира Жвикова. Много лет мы с Эллой работали, до сих пор поддерживаем теплые дружеские отношения. Я ей благодарна за чувство стиля, которое она мне привила. Давно в моей жизни появилась витебский дизайнер Татьяна Сычева. Платье она умудряется, кстати, сшить за две примерки: одна здесь, в Минске, когда мы ткань выбираем, а вторая в Витебске, за день до фестиваля.
— Вы ведущая программы «Белорусское времечко» на телеканале «Беларусь 1», «Белорусская кухня» на «Беларусь 3» и «Братская кухня» на телеканале союзного государства «БелРос». Это практически ежедневный эфир, причем в таких разных передачах. А «Белорусское времечко» вообще идет в прямом эфире...
— Я очень люблю этот проект, он такой искренний. Прямой эфир — это для меня такой космос. Очень важна твоя реакция здесь и сейчас, твои ощущения, жизненный опыт, позиция. «Белорусское времечко» — тот проект, который дает хороший стимул работать, так как во время каждой программы найдется несколько благодарных людей, потому что мы решили их коммунальные, потребительские, человеческие проблемы. Значит, не зря работаем. Я, кстати, не люблю работать на износ, так как хочется чувствовать удовольствие от дела, которое делаешь. Ну успеешьты сделать несколько программ и концертов за неделю, но удовольствия от этого мало. Лучше спокойно отработать один концерт.
— Со стороны кажется, что у вас с Юрием Бреусом идеальный брак. Сложно даже представить, что вы можете поссориться...
— Конечно, можем, мы же нормальные люди. Но здесь имеет значение, как ссориться.
— И как?
м Начинается с того, что мой муж говорит: «Знаешь, Елена...» И это уже конфликт. Ведь никогда в нормальной жизни он не называет меня «Елена». Мы никогда не повышаем голос друг на друга, не говорим обидных вещей — все равно ведь потом придется мириться. Если мужу кажется, что я не права, он берет меня за руки и крепко держит, смотрит в глаза и спокойно говорит, в чем я не права. И это почти избиение младенца. Но я понимаю, что в большинстве случаев правда на его стороне. Есть, кстати, очень хороший способ не ссориться. Для этого надо больше разговаривать. Вот если спокойно отношения стараешься выяснить, если знаешь, что может обидеть другого, точно не захочешь сделать неприятно человеку, которого любишь. Хорошие отношения в семье — это ежедневная работа, в том числе и над ошибками... Вот я где-то прочитала: самое частое слово, которое употребляется после словосочетания «настоящий мужчина»...
...должен?
— Да. В 98% случаев. Да никому он ничего не должен. Надо посмотреть на себя и спросить: а что ты должна? Никто ничего не должен ни тебе, ни другим людям.
— Очень мудро. К такому пониманию пришли во втором браке?
— Первый раз я вышла замуж в 18 лет, совсем девочкой. А мужу было 29, это был взрослый сформированный человек. Когда я выходила замуж второй раз, а у Юры это тоже был второй брак, он написал в своей записной книжке, что это победа надежды над опытом. Так и живем до сих пор.
— С сыном Юрия от первого брака поддерживаете контакт?
— Да, когда он здесь бывает. Дружбы нет, так как должно быть стремление с двух сторон. Но когда он здесь, мне кажется, ему комфортно.
— Вы с мужем часто в разъездах. Для брака это хорошо или плохо?
— Самое страшное в моей жизни уже было. Муж работал в Москве семь лет, и мы не виделись по полтора-два месяца. Я не представляю, как я прожила это время. Меня удивили некоторые подруги, которые сказали: это такое счастье, что у вас нет будней. По-моему, если люди любят друг друга, они должны жить вместе. У нас это была вынужденная мера, связанная с работой. Юра уезжал на один год — заработать деньги, а там у него пошла карьера. Для мужчины это важно. Он со мной советовался, и я понимала, что не имею права держать его дома. Мне не хотелось, чтобы он когда-нибудь меня этим упрекнул. Когда в жизни случилась беда (телеведущая потеряла сына. — Авт.) и я здесь осталась одна, он вернулся — уволился в один день, чтобы быть рядом.
— Профессия телеведущей требует определенных жертв. Как поддерживаете красоту?
— Ну какая там красота? Я такая, какая я есть ежедневно. Часто на улице мне люди говорят: «Ой, вы такая красавица в жизни!» А я думаю: какой же они меня видят по телевизору? У меня есть знакомые косметологи, которые умеют делать массажи, маски, и это неземное наслаждение. Их рекомендуется делать два раза в год по десять сеансов. Но есть одно условие: после нанесения препаратов в этот день нельзя пользоваться косметикой. А таких дней в моей жизни очень мало. Поэтому получается не два раза в год, а один, причем не десять, а в лучшем случае восемь сеансов. Уколы красоты сделала один раз в жизни — такая боль, мне не подходит эта процедура. Есть свои секреты красоты, но они в натуральном виде. Мне лучше куда-то поехать, поесть фруктов. Летом, кстати, никуда не езжу — мне и здесь хорошо.
А зиму трудно выдержать, больше месяца без солнца не терплю. В конце октября — начале ноября я обычно еду в Сочи на ежегодный детский фестиваль «Кинотаврик». В прошлом году в конце ноября две недели мы с мужем отдыхали во Вьетнаме. Вода +30, температура +35 — очень комфортный для меня климат. После старого Нового года меня снова тянет походить босиком по песку. В этом году поехать не получилось, и я едва пережила эту зиму. Вот муж недавно вернулся из Пальма-де-Мальорки, где они плавали с друзьями на яхте. Я не поехала, потому что не люблю такой отдых на воде. А Юра вернулся и сказал, что у него было одно желание: взять меня в охапку и уехать вместе. Я довольна, что он отдохнул, к тому же пообещал, что обязательно съездим на Пальма-де-Мальорку вдвоем.
Елена КРАВЕЦ
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.