Вы здесь

Путешествие по музею Жилибера - основателя медицинской школы в Гродно


Все началось в пятницу вечером. А вы же знаете, что когда что-то начинается в пятницу вечером, оно может иметь необычное продолжение.


Изображение аптеки времен иезуитов.

В пятницу вечером хорошо дать хоть какой отдых глазам, уставшим за неделю чтений-писаний. Не так ли? Но в очередной раз на мои глаза попала «выкопировка из плана Гродно 1780 года», которая существует в открытом доступе по крайней мере в двух вариантах — подробная, но не очень четкая, и четкая, но не очень подробная. И первая, и вторая, когда тебе нужно что-то увидеть точно, нервируют и раздражают. (С другой стороны, разве мы не знаем, как часто что-то важное приходит в мгновения не очень позитивные, а то и вообще безнадежные?)

Погрузившись в схему Городницы, я упорно искала ответ на вопрос, где здесь мог жить Жилибер, хотя мне уже историки медицины отвечали: «Неизвестно». Но где-то же он, профессор из Франции, основатель медицинской школы и ботанического сада, должен был жить. Более того, не может так быть, чтобы дом такой личности был настолько незаметен, что не попал на план! И вот как люди, бывает, читают между строк, так я читала между квадратов и прямоугольников — дворцов, флигелей, пекарен, трактиров, оранжерей и мастерских. Это было напрасной заботой, но интерес не пропадал.

Прежде чем совершать путешествия по стране, мы совершаем их во времени с помощью дневников различных исторических личностей. Поэтому хорошо знаем, что 20 сентября 1778 года, в воскресенье после обеда, в Гродно въехал экипаж астронома и естествоиспытателя Иоганна Бернулли. Почетный член Петербургской академии наук, он ехал как раз из Петербурга. Имел при себе письмо от начальника Ковенской почты гродненского бургомистра, а тот предложил познакомиться с местным профессором. «Этот хорошо сложенный ученый француз так радушно и искренне приглашал нас погостить в своем доме, что нельзя было отказать», — записал Иоганн Бернулли в выездном блокноте вечером того же дня. Пусть бы он написал хоть немножечко более подробно: что за дом, где стоит, к чему обращен входом...

Впрочем, побеждает тот, кто не сдается. Спустя еще несколько часов упорных всматриваний в схему в ту же самую пятницу вечером я уже знала, где с 1 775 до 1781 года жил в Гродно наш Жилибер. И как я раньше не догадывалась?..

«Кок­то­рий».

Отметить открытие захотелось немедленно — и вот в субботу мы в Гродно, а поскольку дом Жильбера есть на схеме, но не существует уже в реальности, единственное место, пригодное для путешествия (по крайней мере, там можно почувствовать дух соответствующей науки и нужного времени), — это аптека-музей. Следует сказать, что дефис между этими словами вмещает почти три столетия: аптека существует с 1709-го, музей был основан в ее стенах через 287 лет. Цифры впечатляют.

Стены тоже. Во-первых, завершаются крестовыми сводами, что и не удивительно для старого монастыря, частью которого была аптека (говорят, что даже еще в середине ХХ века своды украшали фрески, нанесенные иезуитами). Во-вторых, это в них добывались лекарства из растений, собранных профессором Жилибером и его студентами. Ближайший от входа фрагмент экспозиции под названием «Кокторий» демонстрирует различные типы ножей, резаков, тесаков, гильятинок: каждому лекарственному растению млыночкаў свое, так сказать, лезвие. И свой ящик для хранения, с персональной подписью: Millefolium, Viola tricolor, Euphorbia, Erigeron... — тысячелистники, трехцветные братья, млечники, мелколепестники... Этот деревянный стеллаж с подписанными ящиками — хороший способ повторения латиницы, а заодно тренировки зрительной памяти , ей-богу. Особенно если ты путешественник, который принципиально не фотографирует увиденное — чтобы сохранилось в сердце и памяти. Кажется, там были еще ящики для подорожника, мальвы, мыльнянки...

Рядом — уйма самых разных ступ и колбочек — для превращения рубленых травок в пульверисы и тинктуры. Но глаз быстро перехватывает большой шар-сосуд из синего стекла. Наличие в витрине такого шара (не обязательно он был синий — мог быть еще зеленый, желтый или красный — цвет символизировал одну из четырех стихий) создавало аптеке престиж и честь. Говорят, эти шары-эмблемы стоили так дорого, что некоторые не очень успешные аптекари вливали в обычную бесцветную колбу подкрашенной воды. Наша аптека-музей в Гродно явно успешная — синий шар в ее витрине настоящий, а не подделка, — сделан из кобальтового стекла. Чуть ли не самая дорогая вещь среди двух тысяч раритетов, он происходит из Лондона середины XIX века.

Кстати, о покраске. Аптека раньше была местом продажи не только лекарств. Здесь торговали и различными натуральными красками. Их тут вообще производили. Значительная часть местных растений, которые Жилибер описал в книге «Флора Литвы», обязана была служить сырьем для организованного Тизенгаузом текстильного производства. Из кампанулы, или колокольчиков, получалась красная краска для мануфактур. Надо было только убрать из них ртуть. Но «месье Жилибер с фунта растения Campanula latиfolиa odorans (которого существует два вида) добывает четыре унции ртути», — записал в блокноте Иоганн Бернулли.

Тизенгауз кого хочешь мог заставить достать что угодно... Кому-то кажется, что с Жилибером они дружили. Могли, конечно. Жилибер даже собирался посвятить господину Антонию «Флору Литвы». Но передумал и посвятил королю, в честь которого назвал и своего сына, который родился здесь, в Гродно, в 1780-м. Не может быть, чтобы маленький Станислав совсем ни чем не болел и ему не давали лекарства вот с этой аптеки. Например, капли датского короля — с лакрицей, укропной водой и анисовым маслом.

Перед войной, уже в близкое к нам время, здесь хозяйничал Эдвард Стемпневский. При нем в аптеке начали газировать минеральную воду. В общем, он многое сделал для аптеки и города, будучи и президентом его, и одним из организаторов общества любителей искусства, и другом Элизы Ожешко, и благотворителем. Он и сейчас принимает участие в делах аптеки: слева от экспедиционного стала, сразу за шкафом-витриной, уставленной штангласами и порцелянами, можно заметить трость и цилиндр господина Эдварда. Может, он сидит сейчас за конторкой, ведет подсчет эфира, бергамотного масла и померанцевых цветов, что разошлись для кельнской воды, а потом потихоньку встанет, разогнет спину, выйдет из-за конторки, возьмет в руку трость, покроет голову цилиндром и пойдет медленно по улице, рассматривая новый Гродно.

Жилибера тут тоже можно видеть. Точнее, изображение его бюста работы неизвестного автора. Всматриваясь в обращенную набок голову над очевидной сутулостью и немного перекошенное лицо, вспоминаешь слова Бернулли о «хорошо сложенном французе» — и думаешь: это в Гродно в свои тридцать семь он выглядел хорошо сложенным, а когда вернулся во Францию, жизнь его покрутила...

Последователям

Слева лежит приспособление для изготовления пилюль, справа — пресс для пробок.

Просветительская миссия любого музея — это не что-то глобальное, а множество самой разной мелочи, которая вместе весит больше, чем что угодно глобальное. Вот где бы вы еще узнали, как производили пилюли? Многие вообще уверены: пилюли — это то, что и таблетки, просто старее название. На самом деле таблетка — это сильно сжатый под прессом порошок, а пилюля — что-то принципиально другое. Пилюли производились при помощи специальных инструментов, которые здесь демонстрируют, рассказывая технологию: сначала лекарства растирались в ступке в мельчайший порошок, потом смешивались с пилюльной основой, в которую могли входить густые экстракты корней лекарственных растений, мука, крахмал, сахар и белая глина, далее масса нарезалась специальным устройством на тоненькие полоски, которые уже другим специальным устройством скатывались в шарики идеально одинакового размера. Соответственно, и дозы лекарства были точные. Пилюли хранились в закупоренных стаканах. Кстати, приспособления для их пробкования также здесь можно увидеть.

Путешествовала Светлана ВОТИНОВА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».