Вы здесь

Как защититься от фейков?


Почему в информационном пространстве так много новостей-«подделок»? Кому выгодно создавать фейки? И как репортерам вернуть доверие к себе аудитории? Эти вопросы на круглом столе обсудили белорусские и российские журналисты.


Фото: shutterstock.com

Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов признается: проблему он видит как неразрешимую.

— Я страшный пессимист в этом отношении. На мой взгляд, формула простая: обыватель хочет фейка, и ему фейк поставляют. Дело не только в том, что кто-то выдумывает эту информацию, решая по ходу политические задачи. В большинстве случаев людям никакой правды знать не хочется, они «глотают» такие новости с восторгом. И в этом несчастье. А если модель медиа построена так, что ты на этом еще и зарабатываешь, то что тогда остается? Раньше такие народные газеты, как «Комсомольская правда», зарабатывали тем, что угадывали настроение людей.

Получается, хочешь оставаться в профессии — подстраивайся под ситуацию и развлекай читателей? Философ Алексей Дзермант не согласен с таким подходом. Он считает, что журналисту, наоборот, стоит быть более профессиональным. «Если творцы фейков, как правило, создают очень броскую информацию, которая сразу попадает в инстинкты человека и начинает работать, то современному журналисту надо глубоко разбираться в нюансах темы, обращаться к экспертам и делать подачу материала доступной массам. Я верю в людей, у них есть потребность в правдивой информации. Всегда найдутся те, кто будет сомневаться и требовать качественной журналистики, которая предложит им иной взгляд. Почему-то принято думать, что журналист — это робот, который исполняет редакционные задания, и у него нет своего царя в голове. Должен быть принцип, который ведет человека по жизни. Если он видит несправедливое отношение в социальной сфере, областях истории, политики, он этому не поддается».

Редактор отдела газеты «7 дней» Елена Еловик подмечает: если фейки появляются, значит, это кому-то выгодно. «Они нужны СМИ, потому что все мы заложники тиражей и рейтингов. Нужны читателям и зрителям, потому что мы «сидим на информационной игле» и все время ждем чего-то более нового и интересного. Изданиям постоянно приходится повышать градус, чтобы удержать аудиторию. А для этого некоторые идут на то, чтобы самим вольно или невольно производить фейки».

Например, много несоответствующих действительности новостей появилось накануне белорусско-российских учений «Запад-2017». Писали и то, что российские военные останутся на территории Беларуси в большом количестве (выдвигались разные цифры), и то, что их заселяют в дома, квартиры в которых ждут на очереди семьи белорусских служащих.

— Как бороться с фейками? — задается вопросом Елена Еловик. — Есть, наверное, еще такие понятия, как имя в журналистике, имидж издания. Мне бы хотелось в это верить. Но результаты соцопросов говорят, что индекс доверия к журналистам, увы, очень низкий в последнее десятилетие.

Во время дискуссии отметили вот какой парадокс: соцсети сегодня — самый оперативный источник информации. Но не всегда достоверный. Да, можно позвонить, сделать запрос в соответствующее ведомство, чтобы проверить данные (и так и нужно поступать), но ты потеряешь время и опоздаешь по сравнению с конкурентами. Могут пройти сутки, прежде чем журналисту дадут официальный ответ.

— Но за этот день информация уже прошла в сети, ее невозможно изъять. Журналистика слишком медленно работает. Она очень трудозатратна. Блогер справляется быстрее. Да, он может ошибиться, но сейчас все определяет скорость сообщения информации, — говорит Владимир Мамонтов.

По его мнению, если журналисты будут продолжать работать «на тех же рельсах», ничего не изменится. Надо по-другому говорить с читателем. Вместо того чтобы пытаться бороться с вещами, которые проникли в нашу действительность — тем же клиповым мышлением, — можно этим пользоваться.

Тамара Вятская, директор радио «Минская волна», считает, что каждый выбирает сам: работать только на рейтинги или на серьезную журналистику. «Не надо идти на поводу у публики. Она всегда захочет слушать что-то простое, юмор ниже пояса. Если мы думаем, что можем кого-то воспитать, то заблуждаемся. Мы можем достучаться только до тех, кому мы нужны».

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ

г. Владимир

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.