На площадках Центра современных искусств — на проспекте Независимости и улице Некрасова — выставляются две связанные между собой экспозиции. «Фантастическое в современном белорусском искусстве» и «Ирреальное в современном белорусском искусстве» — на самом деле об одном и том же, только первая выставка была сформирована из музейной коллекции ЦСИ, а вторая пригласила авторов и отдала каждому по отдельному залу. Что притягивает, так это возможность увидеть именно белорусский воображаемый мир — с оглядкой на нашу историю, этнографию, мифологию и прочее. С 20 июля два больших пространства посвящены фантастическому с национальным колоритом.
«Если начинать разговор об ирреальном в творчестве белорусских художников, надо сказать, что искусство само по себе таковым является, потому что исходит из фантазии авторов, — говорит куратор выставок Михаил Мирошников. — Акцент в этих масштабных проектах сделан на тонировку: этнографию, историю и историческую реконструкцию, наш менталитет и белорусскую. мифологию. Здесь ряд дохристианских существ и пантеон языческих богов — лешие, домовые, русалки, водяные, Перун, Ярило некогда населяли наши озера, леса, болота и сознание белорусов».
Сверху «Дом белой цапли» и «Terra incognita» Юрия Подвербного, которые среди других произведений автора выставлены в отдельном зале Центра на Некрасова. Дом становится одновременно и улиткой, и летающей тарелкой. Космическое солнце выглядит срезом дерева и состоит из костров. Юрий Подвербны вырос в аутентичной восточной среде — деревне Асаревичи на берегу Днепра в чернобыльской зоне отселения. Говорят, визуальный ряд его произведений как раз отсюда.
«Рыба, что появляется на многих произведениях художника, воплощает для него символ быстротечности, в белорусские дома он вмещат целые миры, его талант не меньше, чем талант Валерия Слаука, но в силу определенных жизненных обстоятельств он оказался не настолько раскручен».
Михаил Мирошников говорит, что выставки концентрируются на известных художниках, представителях академической школы и их учениках, и на понятных образах, мол, здесь почти нет супрематизма, сюрреализма, абстрактного экспрессионизма. Ключевое слово «почти» — на проспекте Независимости можно увидеть знакомые работы Николая Селещука и Георгия Скрипниченко (без них в теме, с которой выступил Центр современных искусств, наверное, нельзя обойтись). В отдельном зале в Центре на Некрасова выставлена Маринка Веренич из числа художников, стремящихся к абстрактному экспрессионизму почти в чистом виде.
«Работы созданы из любимых инструментов художников-оформителей 1980-х — лент, которые они клеили при отделке витрин магазинов, трестов, столовых и так далее. У Маринки Веренич типичные западноевропейские приемы. Ее творчество является примером витебской школы новейшего времени, которая отличается от минской академической среды самобытностью и дикаватостью, не чурается экспериментов, не оглядывается на профессоров академической школы и всегда направлено на творчество Марка Шагала, Казимира Малевича и других великих авторов, каким-то образом связанных с Витебском. Некоторые с улыбкой называют это искусством витебского реванша. Помимо этого Витебск и его художники являются бастеоном некоммерческого искусства».
Выставки также носят некоммерческий характер: НЦСИ, как государственное учреждение, что «пропагандирует» высокое искусство и национальные интересы, не может повесить ценник. Зато, после окончания работы экспозиций — на проспекте Независимости выставка будет работать до 16 сентября, а на Некрасова до 4 сентября — можно связаться с автором. Кстати.
«Коммерческое белорусское искусство — это неповторимые лирический пейзаж и натюрморт, которые очень охотно приобретаются богатыми гражданами России и Китая. Все поиски подсознания замечательными белорусскими супрематистами, сюрреалистами, абстрактными экспрессионистами им не нужны».
В «фантастических» выставках участвуют также Владимир Толстик, «святист» Григорий Иванов, Геннадий Хацкевич, Сергей Криштапович, председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница, Сергей Римашевский, Сергей Парфенок (причем на обеих площадках — его собственные офорты на Некрасова и работы с музейной коллекции на Независимости), целый ряд произведений известного графика Валерия Слаука (вот где мифических существ больше всего), тахелесовец Александр Родин, Матвей Басов, Владимир Провидохин, Сергей Баленок и другие.
«Баленок — неповторимый товарищ, который показывает даже не белорусскую школу, а немного архаичную западноукраинскую, точнее, львовскую. Он и сам очень яркая индивидуальность, его интересно выставлять. Скрипниченко и Селещук — известнейшие представители нашего этносюрреализма. Это сочетание Сальвадора Дали, которого, наверное, знают даже рабочие, с белорусской академической художественной школой. С тем ее ответвлением, которое неразрывно связано с белорусским возрождением и белорусскими менталитетом, этнографией, историей. Эти художники связали наш фольклор с классическим типовым западным сюрреализмом и получили интересный сплав».
«Поиски подсознания» белорусскими художниками приходят, смотря по выставкам, к достойным внимания результатам: в залах ЦСМ теперь можно увидеть необычайные образы, существа, сюжеты, символы и странные сочетания. Пока экспозиция представляет фантастическое и ирреальное, какими они представляются белорусам, мы можем говорить о довольно реальных вещах, как мировоззрение, образ нашего мышления и наше же прошлое.
София ПОЛЯНСКАЯ
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.