Вы здесь

Наталья Ляховец: Хочется классное платье? Доверьтесь швее!


Ее наряд надевала российская певица Полина Гагарина. За четыре часа она сшила платье для Анфисы Чеховой, то не только подошло, но и очень понравилось. Даже Александр Солодуха обращается к портнихе и дизайнеру Натальи Ляховец, чтобы та подшила ему рубашки. Простая девушка из белорусского села, которая училась шить на швейной машинке соседки, даже не могла представить, что у нее не будет отбоя от заказов не только из Беларуси, но и из других стран. Теперь ее можно узнать по сложным, неоднозначным моделям одежды, неожиданным дизайнерским решениям и собственному эпатажному образу. И если решите отыскать лучшую швею в Минске, то поисковик первым выдаст ее имя и фамилию...


— Еще несколько лет назад вы собирались сделать собственную коллекцию. И все шутили, что пока она «в шкафу». Удалось за это время ее сшить?

— У меня нет своей коллекции потому, что я много шью на заказ и физически на нее не хватает времени. Хотя в прошлом году были попытки все же ее сделать, и даже пять единиц уже готовы. Был спонсор, ушло около тысячи долларов на одну только ткань. А для того чтобы принять участие в показе, надо еще две тысячи. Чтобы доделать коллекцию, еще столько же... Короче, это достаточно дорогое удовольствие.

Я иногда хожу на недели моды, показы, но сейчас никто из белорусских дизайнеров мне не нравится. Их коллекции шьются для того, чтобы после вещи продать. Из-за этого модели получаются достаточно простыми. Мне же хочется осложненных моделей, необычных образов. Таких, которые, возможно, в повседневной жизни и не наденешь, но они подойдут тем, кому, например, приходится выступать на сцене.

— По чему, если не по покрою, видно, что модель сложная? И как распознать достойного дизайнера?

— Важно, какая ткань используется, насколько много деталей в изделии. Также чаще всего дизайнеры сами не шьют коллекции, а переводят эту часть работы на портниху. А от того, что у них нет опыта пошива, бывают ошибки в моделировании и раскрое.

Вообще все вдохновляются друг другом. Но некоторые наши белорусские дизайнеры — слишком уж подробно.

Также канонический дизайнер должен уметь рисовать свои модели одежды. Но мне, например, больше нравится делать все на ходу. Поэтому я не рисую эскизы, а придумываю сразу на ткани.

Вообще люблю работать в состоянии аффекта. Пришел заказчик, которому чуть ли не завтра нужно изделие, и мы пытаемся быстро и сразу же придумать, что делать. Помню, что, когда чуть ли не месяц шила коллекцию, так соскучилась по заказам, по тому, когда люди, которые приходят на примерки, приносят с собой ткань — и мы начинаем создавать.

— У кого вы вдохновляетесь?

— Раньше очень нравились коллекции сестер Парфенович. Недавно ходила на показ дизайнера Светланы Тодорской, тоже понравилось, так как ее работа очень трудоемкая. А так, когда смотрю показ мод, вижу модели и понимаю, что эту могу сшить за час, а ту за два...

— Кто внутри вас сейчас побеждает: швея или дизайнер?

— Если честно, то швея. Мне так нравится шить! Даже если приходится переделывать, пороть, сидеть над вещью часами.

— Что больше нравится: процесс или результат?

— Результат не нравится тогда, когда заказчик командует, что и как делать. Почти никогда так не бывает, чтобы человек положился на тебя и доверил все делать на свой вкус. Недавно у меня одна из белорусских певиц шила платье: вместе выбрали ткань, а после она почти не вмешивалась в пошив, и результат был такой, что нам обеим понравилось.

Часто люди ошибаются по поводу того, что им подойдет, а что нет. Вроде того, что в проблемном месте более затянем, и я буду выглядеть худой или стройной. Но швее виднее, как скрыть лишнее и подчеркнуть красивое.

— Как оцениваете свою работу в денежном эквиваленте?

— Стараюсь делать это адекватно. Наверное, поэтому ко мне так много людей и ходит шить. Иногда мои коллеги за работу берут среднемесячную зарплату по стране. Но я считаю, что это слишком много. Правда, когда звонят и спрашивают, почему так дорого, то я предлагаю им обратиться к другому мастеру. Если просят сделать слишком простые вещи, также не соглашаюсь. Хочется творчества...

— ...которое можно проявить на концертных нарядах?

— Не только. Отдельное наслаждение — шить униформу. Например, для казино, кафе. Это только на первый взгляд кажется, что в ней особенно нечего придумать. Но даже типичной юбке или жилету можно добавить необычный элемент, сделать запах, асимметрию... Было бы желание у заказчика одеть своих сотрудников не типично. Например, недавно придумала такую ​​женскую униформу: обычное черное платье с басками, со съемными белыми манжетами, белым поясом, стойкой на шее и статическим жабо на одну сторону. Одна из самых частых проблем — ткань при стирке красится. Но в этой форме контрастные элементы можно снимать и мыть отдельно.

— Практически относитесь к работе. А есть у вас «швейная» мечта?

— Да. Хочу сшить певице Бейонсе платье.

— А она об этом знает?

— Нет, но было бы неплохо, скорее бы сделали ей наряд! (Смеется.)

— Кому из «звезд» уже приходилось шить костюм?

— Полине Гагариной, Анфисе Чеховой, Лолите. Сейчас приходят шиться блоггеры чаще, чем белорусские или российские звезды. «Звездность» в настоящее время изменилась.

Но сейчас я изменила свое отношение к тому, что делаю. Это произошло после того, как родила дочь. Да и вообще ценности изменились.

— А в чем главная сложность, когда наряды заказывают певцы или певицы?

— Наши отечественные по привычке все контролируют: как их наряд шьется, из чего, какая будет модель. Но ведь все это — моя прямая работа. И если кто-то из артистов наконец дает свободу для решения, что и как делать, — вы не представляете, сколько тепла и нежности тогда укладывается в изделие.

Хотя на самом деле завышенным контролем над ситуацией я и сама болею. Это у нас, белорусов, такой менталитет. Например, я своей помощнице все до мелочей объясняю и пока это делаю, уже все сама сошью.

— Как относитесь к такому популярному сегодня массмаркету?

— Этим сейчас очень легко и выгодно заниматься. Настало то время, когда в тренде все бесформенное. Его легко сшить и сделать на такую ​​одежду лекала. Только бери и шей, главное — хорошие ткани выбирай. И не надо точной посадки. Удобно!

Я раньше работала на швейной фирме, где костюмы должны были сидеть как влитые. Теперь же в массовой одежде на это не особо обращают внимание. Только если шьют эксклюзивные вещи, специально на заказ, тогда уже по фигуре.

— Интересно, накладывает ли профессия отпечаток: встречаете людей по тому, как они одеты?

— Уже давно нет. И хотя я ежедневно шью, понимаю, что не в одежде сущность. Хоть изредка бывает так, что образ зацепит, и тогда я начинаю рассматривать человека. Но это редкие случаи. И если все-таки обращаю внимание, то, скорее, на аксессуары. Они куда более цепляют.

И сделать их довольно несложно. Например, мой муж недавно посмотрел ролики в интернете, как шить сумки, рюкзаки, кошельки, и теперь в нашей семье все это сделано собственноручно.

— А научиться шить по видео с YouТube можно?

— Я думаю, что да. Главное — иметь усидчивость. Пример с мужем этому доказательство.

— Как же талант и природная способность?

— Человека можно чему хочешь научить. Любого —шить. Было бы желание.

— Дочь, как думаете, тоже будет шить, как подрастет?

— Не уверена. Хотя было бы хорошо. У меня не было человека, который бы как на ладони преподнес: как правильно моделировать, кроить, шить, как исправлять ошибки. А у нее буду я. Конечно, мне бы хотелось делиться своим опытом с дочерью. Но это не главное. Важно, чтобы хорошим человеком выросла...

Блиц-опрос

— Отдых или работа?

— Работа.

— Творчество или мастерство?

— Мастерство.

— День или ночь?

— Ночь.

— Холод или огонь?

— Холод больше люблю.

— Шить или придумывать?

— Шить!

— Сладкое или кислое?

— Люблю и то, и то. Сначала съесть сладкое, а после — кислое.

— Чувства или ум?

— Раз задумалась, значит, ум.

— Интуиция или расчет?

— У меня плохо и с тем, и с тем.

— Тело или душа?

— Душа.

— Музыка или тишина?

— Конечно, музыка. (Обращается к помощнику.) Анна, сделай громче музыку, не слышно ничего!

— Счастье в...

— Простоте отношения ко всему на этом свете. Хочешь быть счастливым — проще относись к жизни.

Вероника ПУСТОВИТ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Затонувшие в сетях. Как оторвать детей от гаджетов

Затонувшие в сетях. Как оторвать детей от гаджетов

В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне.

Здароўе

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.