Вы здесь

Наталья Ляховец: Хочется классное платье? Доверьтесь швее!


Ее наряд надевала российская певица Полина Гагарина. За четыре часа она сшила платье для Анфисы Чеховой, то не только подошло, но и очень понравилось. Даже Александр Солодуха обращается к портнихе и дизайнеру Натальи Ляховец, чтобы та подшила ему рубашки. Простая девушка из белорусского села, которая училась шить на швейной машинке соседки, даже не могла представить, что у нее не будет отбоя от заказов не только из Беларуси, но и из других стран. Теперь ее можно узнать по сложным, неоднозначным моделям одежды, неожиданным дизайнерским решениям и собственному эпатажному образу. И если решите отыскать лучшую швею в Минске, то поисковик первым выдаст ее имя и фамилию...


— Еще несколько лет назад вы собирались сделать собственную коллекцию. И все шутили, что пока она «в шкафу». Удалось за это время ее сшить?

— У меня нет своей коллекции потому, что я много шью на заказ и физически на нее не хватает времени. Хотя в прошлом году были попытки все же ее сделать, и даже пять единиц уже готовы. Был спонсор, ушло около тысячи долларов на одну только ткань. А для того чтобы принять участие в показе, надо еще две тысячи. Чтобы доделать коллекцию, еще столько же... Короче, это достаточно дорогое удовольствие.

Я иногда хожу на недели моды, показы, но сейчас никто из белорусских дизайнеров мне не нравится. Их коллекции шьются для того, чтобы после вещи продать. Из-за этого модели получаются достаточно простыми. Мне же хочется осложненных моделей, необычных образов. Таких, которые, возможно, в повседневной жизни и не наденешь, но они подойдут тем, кому, например, приходится выступать на сцене.

— По чему, если не по покрою, видно, что модель сложная? И как распознать достойного дизайнера?

— Важно, какая ткань используется, насколько много деталей в изделии. Также чаще всего дизайнеры сами не шьют коллекции, а переводят эту часть работы на портниху. А от того, что у них нет опыта пошива, бывают ошибки в моделировании и раскрое.

Вообще все вдохновляются друг другом. Но некоторые наши белорусские дизайнеры — слишком уж подробно.

Также канонический дизайнер должен уметь рисовать свои модели одежды. Но мне, например, больше нравится делать все на ходу. Поэтому я не рисую эскизы, а придумываю сразу на ткани.

Вообще люблю работать в состоянии аффекта. Пришел заказчик, которому чуть ли не завтра нужно изделие, и мы пытаемся быстро и сразу же придумать, что делать. Помню, что, когда чуть ли не месяц шила коллекцию, так соскучилась по заказам, по тому, когда люди, которые приходят на примерки, приносят с собой ткань — и мы начинаем создавать.

— У кого вы вдохновляетесь?

— Раньше очень нравились коллекции сестер Парфенович. Недавно ходила на показ дизайнера Светланы Тодорской, тоже понравилось, так как ее работа очень трудоемкая. А так, когда смотрю показ мод, вижу модели и понимаю, что эту могу сшить за час, а ту за два...

— Кто внутри вас сейчас побеждает: швея или дизайнер?

— Если честно, то швея. Мне так нравится шить! Даже если приходится переделывать, пороть, сидеть над вещью часами.

— Что больше нравится: процесс или результат?

— Результат не нравится тогда, когда заказчик командует, что и как делать. Почти никогда так не бывает, чтобы человек положился на тебя и доверил все делать на свой вкус. Недавно у меня одна из белорусских певиц шила платье: вместе выбрали ткань, а после она почти не вмешивалась в пошив, и результат был такой, что нам обеим понравилось.

Часто люди ошибаются по поводу того, что им подойдет, а что нет. Вроде того, что в проблемном месте более затянем, и я буду выглядеть худой или стройной. Но швее виднее, как скрыть лишнее и подчеркнуть красивое.

— Как оцениваете свою работу в денежном эквиваленте?

— Стараюсь делать это адекватно. Наверное, поэтому ко мне так много людей и ходит шить. Иногда мои коллеги за работу берут среднемесячную зарплату по стране. Но я считаю, что это слишком много. Правда, когда звонят и спрашивают, почему так дорого, то я предлагаю им обратиться к другому мастеру. Если просят сделать слишком простые вещи, также не соглашаюсь. Хочется творчества...

— ...которое можно проявить на концертных нарядах?

— Не только. Отдельное наслаждение — шить униформу. Например, для казино, кафе. Это только на первый взгляд кажется, что в ней особенно нечего придумать. Но даже типичной юбке или жилету можно добавить необычный элемент, сделать запах, асимметрию... Было бы желание у заказчика одеть своих сотрудников не типично. Например, недавно придумала такую ​​женскую униформу: обычное черное платье с басками, со съемными белыми манжетами, белым поясом, стойкой на шее и статическим жабо на одну сторону. Одна из самых частых проблем — ткань при стирке красится. Но в этой форме контрастные элементы можно снимать и мыть отдельно.

— Практически относитесь к работе. А есть у вас «швейная» мечта?

— Да. Хочу сшить певице Бейонсе платье.

— А она об этом знает?

— Нет, но было бы неплохо, скорее бы сделали ей наряд! (Смеется.)

— Кому из «звезд» уже приходилось шить костюм?

— Полине Гагариной, Анфисе Чеховой, Лолите. Сейчас приходят шиться блоггеры чаще, чем белорусские или российские звезды. «Звездность» в настоящее время изменилась.

Но сейчас я изменила свое отношение к тому, что делаю. Это произошло после того, как родила дочь. Да и вообще ценности изменились.

— А в чем главная сложность, когда наряды заказывают певцы или певицы?

— Наши отечественные по привычке все контролируют: как их наряд шьется, из чего, какая будет модель. Но ведь все это — моя прямая работа. И если кто-то из артистов наконец дает свободу для решения, что и как делать, — вы не представляете, сколько тепла и нежности тогда укладывается в изделие.

Хотя на самом деле завышенным контролем над ситуацией я и сама болею. Это у нас, белорусов, такой менталитет. Например, я своей помощнице все до мелочей объясняю и пока это делаю, уже все сама сошью.

— Как относитесь к такому популярному сегодня массмаркету?

— Этим сейчас очень легко и выгодно заниматься. Настало то время, когда в тренде все бесформенное. Его легко сшить и сделать на такую ​​одежду лекала. Только бери и шей, главное — хорошие ткани выбирай. И не надо точной посадки. Удобно!

Я раньше работала на швейной фирме, где костюмы должны были сидеть как влитые. Теперь же в массовой одежде на это не особо обращают внимание. Только если шьют эксклюзивные вещи, специально на заказ, тогда уже по фигуре.

— Интересно, накладывает ли профессия отпечаток: встречаете людей по тому, как они одеты?

— Уже давно нет. И хотя я ежедневно шью, понимаю, что не в одежде сущность. Хоть изредка бывает так, что образ зацепит, и тогда я начинаю рассматривать человека. Но это редкие случаи. И если все-таки обращаю внимание, то, скорее, на аксессуары. Они куда более цепляют.

И сделать их довольно несложно. Например, мой муж недавно посмотрел ролики в интернете, как шить сумки, рюкзаки, кошельки, и теперь в нашей семье все это сделано собственноручно.

— А научиться шить по видео с YouТube можно?

— Я думаю, что да. Главное — иметь усидчивость. Пример с мужем этому доказательство.

— Как же талант и природная способность?

— Человека можно чему хочешь научить. Любого —шить. Было бы желание.

— Дочь, как думаете, тоже будет шить, как подрастет?

— Не уверена. Хотя было бы хорошо. У меня не было человека, который бы как на ладони преподнес: как правильно моделировать, кроить, шить, как исправлять ошибки. А у нее буду я. Конечно, мне бы хотелось делиться своим опытом с дочерью. Но это не главное. Важно, чтобы хорошим человеком выросла...

Блиц-опрос

— Отдых или работа?

— Работа.

— Творчество или мастерство?

— Мастерство.

— День или ночь?

— Ночь.

— Холод или огонь?

— Холод больше люблю.

— Шить или придумывать?

— Шить!

— Сладкое или кислое?

— Люблю и то, и то. Сначала съесть сладкое, а после — кислое.

— Чувства или ум?

— Раз задумалась, значит, ум.

— Интуиция или расчет?

— У меня плохо и с тем, и с тем.

— Тело или душа?

— Душа.

— Музыка или тишина?

— Конечно, музыка. (Обращается к помощнику.) Анна, сделай громче музыку, не слышно ничего!

— Счастье в...

— Простоте отношения ко всему на этом свете. Хочешь быть счастливым — проще относись к жизни.

Вероника ПУСТОВИТ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Яркие цвета «Марафона единства»

Яркие цвета «Марафона единства»

Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».

Общество

Путь к храму

Путь к храму

Октябрь объявлен месяцем религиозного туризма.

Зоя Мельникова: Учитель — это человек, который всю жизнь учится

Зоя Мельникова: Учитель — это человек, который всю жизнь учится

«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».