Ее наряд надевала российская певица Полина Гагарина. За четыре часа она сшила платье для Анфисы Чеховой, то не только подошло, но и очень понравилось. Даже Александр Солодуха обращается к портнихе и дизайнеру Натальи Ляховец, чтобы та подшила ему рубашки. Простая девушка из белорусского села, которая училась шить на швейной машинке соседки, даже не могла представить, что у нее не будет отбоя от заказов не только из Беларуси, но и из других стран. Теперь ее можно узнать по сложным, неоднозначным моделям одежды, неожиданным дизайнерским решениям и собственному эпатажному образу. И если решите отыскать лучшую швею в Минске, то поисковик первым выдаст ее имя и фамилию...
— Еще несколько лет назад вы собирались сделать собственную коллекцию. И все шутили, что пока она «в шкафу». Удалось за это время ее сшить?
— У меня нет своей коллекции потому, что я много шью на заказ и физически на нее не хватает времени. Хотя в прошлом году были попытки все же ее сделать, и даже пять единиц уже готовы. Был спонсор, ушло около тысячи долларов на одну только ткань. А для того чтобы принять участие в показе, надо еще две тысячи. Чтобы доделать коллекцию, еще столько же... Короче, это достаточно дорогое удовольствие.
Я иногда хожу на недели моды, показы, но сейчас никто из белорусских дизайнеров мне не нравится. Их коллекции шьются для того, чтобы после вещи продать. Из-за этого модели получаются достаточно простыми. Мне же хочется осложненных моделей, необычных образов. Таких, которые, возможно, в повседневной жизни и не наденешь, но они подойдут тем, кому, например, приходится выступать на сцене.
— По чему, если не по покрою, видно, что модель сложная? И как распознать достойного дизайнера?
— Важно, какая ткань используется, насколько много деталей в изделии. Также чаще всего дизайнеры сами не шьют коллекции, а переводят эту часть работы на портниху. А от того, что у них нет опыта пошива, бывают ошибки в моделировании и раскрое.
Вообще все вдохновляются друг другом. Но некоторые наши белорусские дизайнеры — слишком уж подробно.
Также канонический дизайнер должен уметь рисовать свои модели одежды. Но мне, например, больше нравится делать все на ходу. Поэтому я не рисую эскизы, а придумываю сразу на ткани.
Вообще люблю работать в состоянии аффекта. Пришел заказчик, которому чуть ли не завтра нужно изделие, и мы пытаемся быстро и сразу же придумать, что делать. Помню, что, когда чуть ли не месяц шила коллекцию, так соскучилась по заказам, по тому, когда люди, которые приходят на примерки, приносят с собой ткань — и мы начинаем создавать.
— У кого вы вдохновляетесь?
— Раньше очень нравились коллекции сестер Парфенович. Недавно ходила на показ дизайнера Светланы Тодорской, тоже понравилось, так как ее работа очень трудоемкая. А так, когда смотрю показ мод, вижу модели и понимаю, что эту могу сшить за час, а ту за два...
— Кто внутри вас сейчас побеждает: швея или дизайнер?
— Если честно, то швея. Мне так нравится шить! Даже если приходится переделывать, пороть, сидеть над вещью часами.
— Что больше нравится: процесс или результат?
— Результат не нравится тогда, когда заказчик командует, что и как делать. Почти никогда так не бывает, чтобы человек положился на тебя и доверил все делать на свой вкус. Недавно у меня одна из белорусских певиц шила платье: вместе выбрали ткань, а после она почти не вмешивалась в пошив, и результат был такой, что нам обеим понравилось.
Часто люди ошибаются по поводу того, что им подойдет, а что нет. Вроде того, что в проблемном месте более затянем, и я буду выглядеть худой или стройной. Но швее виднее, как скрыть лишнее и подчеркнуть красивое.
— Как оцениваете свою работу в денежном эквиваленте?
— Стараюсь делать это адекватно. Наверное, поэтому ко мне так много людей и ходит шить. Иногда мои коллеги за работу берут среднемесячную зарплату по стране. Но я считаю, что это слишком много. Правда, когда звонят и спрашивают, почему так дорого, то я предлагаю им обратиться к другому мастеру. Если просят сделать слишком простые вещи, также не соглашаюсь. Хочется творчества...
— ...которое можно проявить на концертных нарядах?
— Не только. Отдельное наслаждение — шить униформу. Например, для казино, кафе. Это только на первый взгляд кажется, что в ней особенно нечего придумать. Но даже типичной юбке или жилету можно добавить необычный элемент, сделать запах, асимметрию... Было бы желание у заказчика одеть своих сотрудников не типично. Например, недавно придумала такую женскую униформу: обычное черное платье с басками, со съемными белыми манжетами, белым поясом, стойкой на шее и статическим жабо на одну сторону. Одна из самых частых проблем — ткань при стирке красится. Но в этой форме контрастные элементы можно снимать и мыть отдельно.
— Практически относитесь к работе. А есть у вас «швейная» мечта?
— Да. Хочу сшить певице Бейонсе платье.
— А она об этом знает?
— Нет, но было бы неплохо, скорее бы сделали ей наряд! (Смеется.)
— Кому из «звезд» уже приходилось шить костюм?
— Полине Гагариной, Анфисе Чеховой, Лолите. Сейчас приходят шиться блоггеры чаще, чем белорусские или российские звезды. «Звездность» в настоящее время изменилась.
Но сейчас я изменила свое отношение к тому, что делаю. Это произошло после того, как родила дочь. Да и вообще ценности изменились.
— А в чем главная сложность, когда наряды заказывают певцы или певицы?
— Наши отечественные по привычке все контролируют: как их наряд шьется, из чего, какая будет модель. Но ведь все это — моя прямая работа. И если кто-то из артистов наконец дает свободу для решения, что и как делать, — вы не представляете, сколько тепла и нежности тогда укладывается в изделие.
Хотя на самом деле завышенным контролем над ситуацией я и сама болею. Это у нас, белорусов, такой менталитет. Например, я своей помощнице все до мелочей объясняю и пока это делаю, уже все сама сошью.
— Как относитесь к такому популярному сегодня массмаркету?
— Этим сейчас очень легко и выгодно заниматься. Настало то время, когда в тренде все бесформенное. Его легко сшить и сделать на такую одежду лекала. Только бери и шей, главное — хорошие ткани выбирай. И не надо точной посадки. Удобно!
Я раньше работала на швейной фирме, где костюмы должны были сидеть как влитые. Теперь же в массовой одежде на это не особо обращают внимание. Только если шьют эксклюзивные вещи, специально на заказ, тогда уже по фигуре.
— Интересно, накладывает ли профессия отпечаток: встречаете людей по тому, как они одеты?
— Уже давно нет. И хотя я ежедневно шью, понимаю, что не в одежде сущность. Хоть изредка бывает так, что образ зацепит, и тогда я начинаю рассматривать человека. Но это редкие случаи. И если все-таки обращаю внимание, то, скорее, на аксессуары. Они куда более цепляют.
И сделать их довольно несложно. Например, мой муж недавно посмотрел ролики в интернете, как шить сумки, рюкзаки, кошельки, и теперь в нашей семье все это сделано собственноручно.
— А научиться шить по видео с YouТube можно?
— Я думаю, что да. Главное — иметь усидчивость. Пример с мужем этому доказательство.
— Как же талант и природная способность?
— Человека можно чему хочешь научить. Любого —шить. Было бы желание.
— Дочь, как думаете, тоже будет шить, как подрастет?
— Не уверена. Хотя было бы хорошо. У меня не было человека, который бы как на ладони преподнес: как правильно моделировать, кроить, шить, как исправлять ошибки. А у нее буду я. Конечно, мне бы хотелось делиться своим опытом с дочерью. Но это не главное. Важно, чтобы хорошим человеком выросла...
Блиц-опрос
— Отдых или работа?
— Работа.
— Творчество или мастерство?
— Мастерство.
— День или ночь?
— Ночь.
— Холод или огонь?
— Холод больше люблю.
— Шить или придумывать?
— Шить!
— Сладкое или кислое?
— Люблю и то, и то. Сначала съесть сладкое, а после — кислое.
— Чувства или ум?
— Раз задумалась, значит, ум.
— Интуиция или расчет?
— У меня плохо и с тем, и с тем.
— Тело или душа?
— Душа.
— Музыка или тишина?
— Конечно, музыка. (Обращается к помощнику.) Анна, сделай громче музыку, не слышно ничего!
— Счастье в...
— Простоте отношения ко всему на этом свете. Хочешь быть счастливым — проще относись к жизни.
Вероника ПУСТОВИТ
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».