Вы здесь

Что происходит в Центральноафриканской Республике?


Центральноафриканская Республика на прошлой неделе оказалась в топе новостных лент мировых информагентств. Основание на самом деле была грустное — в этой стране убили трех российских журналистов. На днях в Москве состоялось прощание с Орханом Джемалем, Кириллом Радченко и Александром Расторгуевым. Установлено, что журналисты прибыли в ЦАР для съемок документального фильма. Их автомобиль был обстрелян боевиками. Согласно основной версии, россиян убили во время ограбления — с собой они везли дорогую аппаратуру и крупную сумму денег. Преступление без преувеличения потрясло весь мир и привлекло внимание к тому, что происходит в Центральноафриканской Республике.


Алмазный край

Республика, которая находится в центре Африканского континента, — одна из самых бедных стран мира. Эксперты различных правозащитных организаций регулярно включают ее в списки самых «неудачных» государств (вместе с Суданом и Республикой Конго) по разным параметрам — от уровня коррупции до состояния системы здравоохранения и экономической ситуации.

При этом на ее территории расположены крупные месторождения золота, урана, углеводородов и, главное, — алмазов, которые там добывают с начала прошлого века. К началу 2010-х, по данным Геологической службы США, Центральноафриканская Республика занимала 10-е место среди всех участников мирового алмазного рынка по цене проданных камней.

После очередного гражданского конфликта, который начался в 2013 году, на страну был наложен запрет на экспорт алмазов (его сняли в позапрошлом году), однако их незаконная добыча продолжилась. По некоторым сведениям, именно доходы от нее использовались для финансирования боевых действий. Теперь, согласно изложенными в общественный доступ данными ЦРУ, основу легальной экономики страны составляет экспорт драгоценных камней и ценных пород древесины. Население страны, по оценкам Всемирного банка, составляет около 4,7 млн ​​человек, по оценкам ЦРУ — 5,6 млн. В любом случае, это одна из самых малонаселенных стран Африки, что делает ее во время беспорядков практически неконтролируемой. В 2013—2014 годах, после начала гражданской войны, страну покинуло примерно четверть жителей (более 1 млн). При этом ЦАР — христианское государство. Христиане разных конфессий составляют около 80 процентов населения, на долю мусульман приходится 15 процентов.

На осколках «империи»

Одна из главных территориальных проблем Центральноафриканской Республики, граничащей, в том числе, с Суданом, Конго, Камеруном и Чадом, — отсутствие прямого выхода к морю. Зато исторически через эти земли пролегал караванный путь на Ближний Восток, которым пользовались торговцы слоновой костью и рабами. Именно представителей племен, населявших территорию современной ЦАР, по этому пути долгое время сгоняли в рабство жители соседнего Дарфура.

Когда в конце XIX века началась колонизация африканских территорий, земли современной ЦАР оказались на пересечении интересов сразу нескольких крупных колониальных держав — Британии, Франции и Германии, что в XIX веке чуть не привело к конфликту между Британией и Францией. В результате, будущая республика осталась под контролем Франции. Именно французские колонизаторы в 1920—1930-е открыли и начали осваивать алмазные месторождения, которые находились здесь. Перед этим им пришлось обуздать целую серию восстаний, которые происходили на подконтрольных территориях с начала ХХ века, иногда довольно жесткими методами — считается, что население некоторых районов республики после этого могло сократиться почти на 80 процентов.

Независимость ЦАР обрела уже в 1960-е. Незадолго до этого погиб первый президент страны Бартелеми Боганда, руководивший страной с послевоенного времени. Первым руководителем уже независимого государства стал Давид Дако, но правил он недолго — в 1966 году в результате военного переворота его сверг начальник штаба армии республики Жан-Бедель Бокасса. Он стал одним из самых известных политиков страны. Бокасса провозгласил республику Центральноафриканской Империей, а себя — пожизненным императором, отличившимся при этом любовью к роскоши и крайней эксцентричностью. Как сообщали СМИ, после свержения в холодильных камерах в его дворце нашли фрагменты человеческих тел. Бокассу обвинили в каннибализме, но эти обвинения так и не смогли доказать.

«Император» управлял ЦАР около десяти лет, при этом за время его правления коррупция в стране достигла рекордного уровня, а вот экономическая ситуация, наоборот, резко ухудшилось. В конце концов в ситуацию вмешалась Франция — в результате проведенной французскими десантниками операции Бокасса был свергнут, «вакантное место» снова занял Давид Дако. После состоялась длинная череда государственных переворотов.

«Селека» и «Антибалака»

Относительный мир в республике установился только в 1990-е годы, но уже в 2003-м, после очередного «путча», к власти пришел генерал Франсуа Бозизе, который ранее занимал в стране несколько министерских должностей. В 2013 году на территорию ЦАР ворвались отряды повстанческой мусульманской организации «Селека» (на языке санг это означает «коалиция»). В разное время сообщалось, что поддержку им могли оказывать, в том числе, Судан, Сирия и даже, по некоторым сведениям, Франция, но официального подтверждения этой информации нет. В короткие сроки «Селека» установила контроль над большей частью территории страны, а также над определенным количеством алмазных месторождений.

В ответ христиане сформировали ополченческие отряды «Антибалака», действовавшие одновременно с правительственными войсками. В стране начался кровопролитный религиозный конфликт. Буквально слово «антибалака» переводится с языка санг как «против меча». На сленге же слово «лаку» используют для обозначения АК-47, таким образом в своем названии христианские повстанцы отразили свое желание останавливать пули от автоматов Калашникова, которыми были вооружены бойцы «Селеки». Однако миролюбия у этих христианах не так уж и много. О жестокости боевиков «Антибалаки» неоднократно сообщали не только СМИ, но и международные организации, действующие в стране, в том числе ООН. Один из наиболее «популярных» среди боевиков группировки способов расправы с соперниками является сжигание заживо.

Как рассказал mk.ru заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шваров, большого и централизованного рынка вооружений в ЦАР нет. «Там очень много «серого» оружия, — поясняет эксперт. — Существуют и так называемые взаимные поставки, когда стороны, которые противостоят, могут что-то продавать друг другу. Третьи страны тоже могут торговать оружием, но только через посредников». По словам Шварова, у проправительственных сил ЦАР есть небольшое количество французских броневиков, несколько вертолетов, также французских, легкое стрелковое вооружение и пулеметы. У повстанцев разной масти — сплошная сборная «солянка». Однако, как обычно, в бой они идут с неизменной классикой — автоматом Калашникова или с пулеметом того же производителя.

Уже в 2013 году Бозизе был свергнут со своей должности. Столица страны Банги оказалось практически лишена электричества, водоснабжения, прекратила работу большая часть государственных учреждений, в том числе медицинских. Для стабилизации ситуации в ЦАР вошли войска Франции. Позже они передали свои полномочия миротворческой миссии ООН, которая по большей части состояла из французских же миротворцев. После падения Бозизе на короткое время около руля оказался Мишель Джотодия — лидер «Селеки», мусульманин, при этом в юности он около 10 лет прожил в СССР, где закончил техникум в Орле и Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Кроме того, он был женат на женщиной из Советского Союза, которая родила от него дочь. После возвращения в ЦАР Джотодия работал в налоговой службе. Он возглавлял страну менее года — с марта 2013-го до января 2014-го. Но в итоге, практически полностью потеряв контроль над тем, что происходит, бежал в Бенин. Его отставку, на фоне многотысячных акций протеста, которые проходили в Банги, принимали участники Экономического саммита стран Центральной Африки, который проводился в это время в Чаде, где тогда находился Джотодия.

Лучше объехать

Как утверждают эксперты, в Центральноафриканской Республике не то что путешествовать, даже к границам этой страны приближаться опасно. Сегодня ЦАР не просто охваченная гражданской войной республика. Здесь проживает около 80 этнических групп, у каждой из которых свой язык. Из-за религиозного напряжения по линии мусульмане — христиане ЦАР погрузилась в состояние войны «все против всех».

Официальное правительство страны, которая по площади сопоставима с Францией, контролирует только столицу Банги (а по сообщениям многочисленных корреспондентов и международных организаций, действующих в стране, — только отдельные ее районы). Страна по сути является заложницей более чем 10 различных вооруженных группировок, борющихся между собой за власть и ресурсы. «Некоторые группировки находятся между собой в союзе, некоторые воюют друг с другом, иногда боевые действия ведут отдельные фракции группировок. Периодически подписываются соглашения о прекращении огня, которые очень быстро нарушаются, — сообщил профессор российской Высшей школы экономики Иван Кривушин. — Фактически страна разделена на феодальные владения лидеров вооруженных группировок, территории которых постоянно меняются. Границы эти определяются блокпостами, а внутри своей территории каждая группировка самовольно собирает налоги и пошлины, а также получает немалые доходы от незаконной торговли золотом, алмазами, железной рудой, кофе и древесиной».

Как сообщила газета The Guаrdiаn, большая часть населения страдает от голода, а число жителей, вынужденных покинуть свои дома и переселиться в другие районы внутри страны, в прошлом году достигло 689 тысяч человек. Действующий президент страны Фостэн-Арканж Туадера очередной раз выразил обеспокоенность в связи со столкновениями между христианскими и мусульманскими отрядами. В то же время иностранные СМИ начали писать о новом витке «битвы за Африку» и ее ресурсы на мировом уровне.

«Есть такое понятие — ресурсное проклятие, которое сильно проявляется в Африке. В Анголе 35 лет шла война, во многом спровоцированная борьбой за нефть и алмазы. «Алмазными» были жестокие гражданские войны в Либерии и Сьерра-Леоне. ЦАР очень богата природными ресурсами, но главное, что там сегодня ценится, — богатые залежи урана», — рассказал gаzеtа.ru заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко.

Завладеть и контролировать месторождения ценных ресурсов в ЦАР стремятся не только вооруженные бандформирования, но и другие страны. «До последнего времени страна находилась в орбите политики Франции, которая хранит там военную базу и, конечно, стремится к контролю над этими ресурсами. Однако сейчас в этом регионе свои интересы пытаются утвердить и американцы, и китайцы, и, судя по событиям последнего года, — Россия», — утверждает эксперт. Политическая стабильность, социальный и экономический рост республики в центре Черного континента по-прежнему остаются неосуществленными мечтами.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».