Нынешний чемпионат Европы по легкой атлетике стал самым успешным для белорусской команды. А одни из самых ярких эмоций нам подарили именно марафонки, мужественная победа Ольги Мазуренок и завоевание нашими девушками командного кубка вызвали интерес не только соотечественников, но и мировой спортивной общественности. Помогла добиться такого успеха еще одна девушка — Марина Доманцевич, с наилучшим для себя временем она финишировала четвертой. А в прошлом году Марина стала первой белоруской, которой удалось выиграть южноафриканский ультрамарафон (56 километров) «Два океана». Сегодня спортсменка делится своими впечатлениями от чемпионата Европы, накануне Минского полумарафона дает советы любителям бега и рассказывает об особенностях этого вида спорта.
— Марина, немного не хватило до призовой тройки на чемпионате Европы, довольны ли своим результатом?
— Для меня турнир сложился очень хорошо, я готовилась к нему несколько месяцев, специально никуда не ездила, нигде не выступала. Тренировалась ежедневно, несмотря на то, что у меня есть еще другая работа — тренер в тренажерном зале. Приходится просыпаться в 5.30 — 6 утра, идти делать сначала свою тренировку, а потом тренировать учеников. К тому же у меня есть еще и клуб любителей бега в Новополоцке. Из-за такой занятости настолько удачный результат в Берлине для меня стал неожиданностью. Сказать, что умирала на дистанции — не могу, бежалось отлично. Не удалось войти в тройку, с девушками, которые меня опередили, я уже бежала два месяца назад полумарафон в Праге, знала, что они сильные, поэтому старалась держать свою позицию, предчувствовала, что они все равно сбегут от меня. Результат получился очень хороший, о таком времени всегда мечтала, хотела выбежать из двух часов тридцати минут, но у меня никогда не получалось. На какой-то момент даже перестала в это верить, но все равно шла и тренировалась. И вот, получилось. Четвертое место в Европе — это превосходный результат для меня.
— Трасса в Берлине была сложная?
— Нет, беговая, простая для марафона, где действительно можно показывать хороший результат. Самая сложная трасса для нас, когда есть горки, бежать в таком случае трудно, подъемы тратят время, пока разбежишься, а там опять гора. На чемпионате Европы было много поворотов, психологически это тоже тяжело, немного давит, что поворот следует за поворотом. Девушки говорят, что во время бега в Берлине был ветер, а я его даже не заметила, так как просто бежала и получала кайф. Еще и в лидерах, думаю, что я делаю? Но решила: если уж начала, то буду бороться до конца, выхода просто не было. Знала, что за меня болеют, ждут и поддерживают. К тому же хотелось доказать людям, которые в меня не верили, а такие были, что я еще что-то могу, даже несмотря на то, что у меня нет тренера, все делаю сама, без какой-либо поддержки. Спасибо Вадиму Анатольевичу (Девятовский, председатель Белорусской федерации легкой атлетики. — Прим. Автора), помогал мне два месяца, поддерживал, давал сборы.
— Вы уже начали говорить про ветер, вообще, погодные условия важны для марафонцев?
— Очень важны. Против ветра бежать трудно, смотря еще, какая прямая, если ее продолжительность два километра, то бежать в два раза сложнее. Но за всю свою карьеру заметила, что когда идет дождь и дует ветер, то забег складывается для меня успешно, постоянно даже какие-то личные рекорды получаются.
— На чемпионате всех потрясло происшествие с Ольгой Мазуренок, которой по ходу забега пришлось справляться с кровотечением из носа. Часто спортсмены сталкиваются с проблемами, которые касаются здоровья?
— Да, такие ситуации бывают, накануне ты можешь быть готов отлично, а вот именно в этот день вообще невозможно бежать. Особенно женский организм может выдавать разное. Вдоль трассы всегда есть люди, которые могут оказать медицинскую помощь, если уйдешь с дистанции, тебя даже довезут до финиша. Но профессиональные спортсмены очень редко пользуются помощью, если даже падаем, через боль будем бежать, но свое дело сделаем. Порой прибегаешь на финиш и только тогда вспоминаешь, что у тебя что-то там случилось. Любители, конечно, относятся к этому по-другому. А для нас очень важно время, даже воду пьешь, как можно скорее, только чтобы не потратить много времени.
— У вас лично были форс-мажоры?
— Ушла с дистанции только один раз, бежала марафон в Стамбуле, нога практически отнималась, по ней пошли какие-то колики, я просто не могла продолжать. Было еще, что защемился нерв, я добежала дистанцию на прямой ноге. Шла первая, поэтому не могла остановиться, думала в тот момент только о том, что буду бежать, пока не упаду. Приехала домой и попала в больницу, но, к счастью, все обошлось благополучно.
— Этот вид спорта оказывает сильное влияние на здоровье?
— Ну, посмотрите, любителей на соревнованиях собирается много, по 3-5 тысяч, они делают это для своего удовольствия, как кардионагрузка — полезно. Мы, профессионалы, часто бежим на пределе своих возможностей, поэтому ситуация иная. Проблемы спортсмены начинают чувствовать где-то к 37 годам, сильно бьет по ногам, от асфальта забиваются мышцы ног и бедер.
— Как относятся родные к тому, что вы бегаете марафоны?
— Они гордятся мной, мама, конечно, говорит: «Марина, может, хватит? Подумай о здоровье». Но я сама понимаю, буду бегать пока чувствую себя хорошо, когда почувствую, что больше не могу, — закончу со спортом. Дочь всегда болеет за меня, огорчается, если я не привожу медальку, но всегда говорит: «Мама, главное не победа, а участие».
— На ультрамарафоне «Два океана» на старте вас сбили с ног, часто такое бывает?
— Нет, это просто случайность, в основном у нас воспитанные и культурные люди, которые помогают, поднимают, когда что-то случается.
— Как вы обычно восстанавливаетесь после марафона?
— Могу дня два, три вообще ничего не делать, а могу на следующий день пробежать километров шесть для себя.
— Ваш тренировочный процесс включает длительные пробежки, равные по километражу марафону?
— Конечно! Как правило, выбираешь для себя субботу или воскресенье и бежишь километров 30-35. К марафону держим этот объем, а в будние ежедневно пробегаю по 18-20 километров. Вообще, максимальная соревновательная дистанция у меня пока 56 километров.
— Замахнуться на более длинную дистанцию пока не хотите?
— Пока нет, не то время. В следующем году нужно уже готовиться к Олимпийским играм, а значит, более серьезно отнестись к своему режиму, потому что впереди еще отбор на эти соревнования. Надо показать время еще лучшее, чем есть сейчас. Я загорелась Олимпиадой, особенно после этого чемпионата Европы, очень хочу туда попасть. Уже после Токио-2020 подумаю, нужно ли мне бежать дистанцию еще больше.
— В каких экзотических странах приходилось соревноваться?
— Пожалуй, только в ЮАР. Китай, Япония, США — там ничего необычного. Вообще, по ходу забега по сторонам смотреть не успеваешь, смотрим только вперед, а если еще кто-то там перед тобой бежит, то только эту цель и контролируешь, отстаешь ты или наоборот добавляешь. Мысли только о беге, думаешь, где нужно добавить, где наоборот уменьшить темп.
— Часто лидерские позиции в марафоне занимают спортсменки из Эфиопии и Кении. Чем это можно объяснить?
— Да, нам всегда трудно с ними бороться. Они живут на высоте, а мы внизу, у них совсем другой климат, и это помогает в беге. Результат еще во многом зависит и от того, как и в каком режиме ты тренируешься. Может, у них там кроме тренировок в жизни ничего и нет.
— Бег в Беларуси в последние годы становится все более популярным, вам, как профессиональной спортсменке, приятно за этим наблюдать?
— Очень нравится видеть, что это движение развивается. Меня часто приглашают для проведения тренировок, с удовольствием откликаюсь, провожу их и в Минске, и в Новополоцке. В родном городе специально для этого и открыла клуб любителей бега, тренировки провожу абсолютно бесплатно. У меня собираются люди разного возраста, их все больше, они ищут для себя интересные забеги в Беларуси, заявляются, каждые выходные ездят куда-то.
— Как профессионал накануне Минского полумарафона дайте несколько советов любителям бега, которые выйдут на старт в сентябре.
— Мне бы хотелось, чтобы люди бежали с удовольствием, чувствовали себя хорошо, потому что если они останутся недовольны, то следующий раз, возможно, не захотят бежать. Хотелось бы, чтобы участники получали удовольствие от атмосферы, которая будет в Минске шикарная, я уверена в этом. Соберется очень много народа, элитные спортсмены. Что касается правильного подхода к забегу, то за два часа до старта не следует принимать пищу. Завтрак должен быть в виде кашки и чая, но ничего жирного, вот в этом смысле следует подойти к полумарафону профессионально.
Дарья Лобажевич
Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.
Множество вопросов встает перед каждым молодым педагогом.
«Эффект шофера» считается одной из распространенных ментальных ловушек.