Вы здесь

Аспирант БГУ ведет просветительский аккаунт в Instagram «Физика для всех»


Как работает гидроэлектростанция, почему кнут щелкает, а высота Эйфелевой башни зависит от времени года? Аспирант БГУ Павел Лобацевич ведет аккаунт в «Инстаграме» «Физика для всех», где с помощью понятных изображений отвечает на эти и другие вопросы. За проектом следят почти пять тысяч подписчиков, среди которых есть даже иранцы и австралийцы.


В детстве Павел любил читать энциклопедии: о динозаврах, военной технике, планетах. Поэтому, когда в школе началась физика, парню она показалась очень легкой. «Там отчасти описываются явления, которые мы встречаем в жизни. Взять вот силу притяжения — это же логично, что все тела падают!» — говорит он.

Потом были олимпиады, учеба на физическом профиле в лицее БГУ. В год, когда Павел поступал в университет, проходной балл на физфак был почему-то очень низкий — 108. Аспирант шутит: со своим аттестатом и сертификатами ЦТ три раза туда мог пройти. Во время учебы в БГУ парень активно участвовал в общественной жизни: возглавлял совет по качеству образования, выступал в проекте «Наука на пальцах», где рассказывал о своих исследованиях понятным языком студентам других специальностей.

— В прошлом году в БНТУ поступал мой брат. Я ему немного помогал готовиться и сам тоже решил сходить на ЦТ. Мне показалось, что физика в прошлом году была куда более простой, чем когда я поступал. Правда, может, дело в том, что это я за время учебы углубил свои знания? Но брату было сложно. Мне стало не по себе, что физика остается на обочине, и я решил создать проект, чтобы популяризировать эту науку.

Павел подумал, что лучше всего будет делать рисунки и писать краткое объяснение под ними — когда сам пытается с чем-то разобраться, часто обращается к схемам. Лучшей социальной сетью для такого формата был «Инстаграм». Аккаунт парень создал в середине июня прошлого года и поставил себе условие: если до конца лета не будет тысячи подписчиков, перестанет этим заниматься. К сентябрю планка была взята.

Раскрутить дело аспирант пытался многими способами. Например, подписывался на большое количество страниц пользователей сети, чтобы его проект показывали в рекомендациях. Прикинул, что, если подписаться на тысячу, шестая часть от этого количества станет твоими читателями. Публикации парень делает преимущественно в восемь вечера — чтобы захватить и белорусскую, и американскую аудиторию (сейчас страница ведется на трех языках: русском, английском и французском). А еще лучше размещать посты в конце недели, так как в понедельник-вторник аудитория «мертвая».

Среди подписчиков преобладают школьники, студенты и молодые преподаватели. Три четверти читателей — в возрасте от 18 до 34 лет. Тех, кому 13-17 лет, — семь процентов. Следит за проектом и категория 60+ (таких один процент). Две трети подписчиков — мужчины. Если смотреть по странам, то большинство аудитории из Беларуси (16 процентов). Активно просматривают аккаунт также жители Индии, США и России. Павел улыбается: как-то ему писали ребята из Индонезии, просили помочь решить задачу.

В наибольшей степени подписчики интересуются такими разделами науки, как астрофизика и квантовая физика. Последняя, ​​признается аспирант, на самом деле сложная. Ведь в мире атомов действуют абсолютно другие законы, которые нам трудно представить. Условно говоря, там существует определенная доля вероятности, что предмет может пройти сквозь стену и ничего не разрушить.

Картинки Павел делает от руки. На создание одного поста может ййти от двух часов до нескольких дней. Некоторые вещи, о которых парень рассказывает в «Инстаграме», для него самого были в диковинку:

— Из последнего — как открыть бутылку вина с помощью зажигалки. В интернете увидел это видео и подумал, что надо объяснить, почему так происходит. Интересно было разбираться, как образуются миражи, особенно Фата Моргана — один из самых классных и редких.

В аккаунте «Физика для всех» аспирант также рекомендует книги, предлагает угадать формулы. А в будущем он планирует снимать и видеоролики.

Почему школьники считают физику самым сложным предметом, Павел искренне не понимает.

— Возможно, она кажется такой, так как математику как следует не доучтвают, — рассуждает он и делится своим видением того, как следует преподавать физику: — У американского популяризатора науки Ричарда Фенмана есть такая фраза: если вы ученый или инженер и не можете объяснить ребенку, чем занимаетесь, в двух словах, то вы шарлатан. Просто рассказывать — это скучно и неинтересно. Лучше давать как можно больше изображений и приводить примеры из жизни. Вы вот знали, что вы — звезда? И все люди тоже? Когда только появился мир, он состоял из водорода и гелия, самых легких элементов. Потом они стали превращаться в звезды. А наша планета возникла на месте одной из них.

И еще одно важное замечание от Павла: чтобы хорошо преподавать физику, надо ее любить.

По мнению парня, здесь, как и в любом другом предмете, важно понять, что и почему происходит, а не просто заучить наизусть константы. «Кто-то из ученых даже говорил: «Если бы я знал все эти цифры, я был бы обычным ботаником».

Чем эти знания помогают в жизни? Из самого простого — если у телефона сломается подзарядка, физики никогда не понесут ее в ремонт: разберут, где нужно припаяют — и готово. По словам аспиранта, обычно такие приборы ремонтировать легко.

— Смотрели сериал «Теория большого взрыва»? Вот как там показали ученых, на самом деле так и есть. Но физики — нормальные! (Смеется.) Просто их интересы немного сдвинуты в другую сферу. Это не значит, что мы больше ничем не интересуемся. Я, например, не могу представить свою жизнь без спорта. Занимался и хоккеем, и футболом, сейчас на бокс хожу. А вот танцы мне не очень поддаются. Как-то пригласили участвовать в бале БГУ, и надо было тренироваться вальсировать — это было очень трудно! Хотя, возможно, мне не хватило терпения.

Через год Павел заканчивает аспирантуру. Куда направится дальше, пока не определился. Есть вариант пойти в программирование, но эта работа парню не очень интересна. Совсем другое дело — заниматься разработкой «начинки» для научных установок. А вот исследования по физике, скорее всего, останутся в качестве хобби.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?