Может ли количество школьных медалистов, обладателей стобальных сертификатов ЦТ или победителей республиканских и международных школьных олимпиад быть объективным критерием оценки качества школьного образования? Если исходить из этих позиций, то столичная система образования по-прежнему держит свою высокую марку. Но на августовском педагогическом форуме, который прошел в Национальной библиотеке в преддверии нового учебного года, речь шла не только о достижениях, а прежде всего о проблемах и планах системы образования столицы на ближайшую перспективу.
В первый класс или снова в садик?
«Задача сегодняшнего форума — объективно оценить имеющиеся возможности и ресурсы для совершенствования образовательного процесса», — подчеркнула в своем выступлении председатель комитета по образованию Мингорисполкома Мария КИНДИРЕНКО.
Сегодня в Минске функционирует более 755 учреждений образования всех типов. Их сеть продолжает прирастать вместе с развитием города. В 2017 году в столице были открыты четыре детских сада и одна средняя школа. В этом году запланирован ввод еще пяти дошкольных учреждений и одной школы на 1020 мест. Но темпы жилищного строительства по-прежнему опережают развитие образовательной инфраструктуры.
— Несколько лет назад мы предлагали решать проблему обеспечения местами в садах «шаговой доступности» за счет увеличения проектной мощности строящихся учреждений. К сожалению, в Минске эта идея пока не нашла воплощения, несмотря на то, что была проведена огромная организационная работа, — констатировала Мария Киндиренко. — Зато она была реализована в одном из регионов, и уже в сентябре текущего года в Бресте будет открыт детский сад, рассчитанный на 350 мест.
За счет мобилизации внутренних резервов — вывода первых классов в школы и восстановления функционального назначения групповых помещений — в прошлом учебном году в детских садах Минска были обеспечены местами дополнительно 1220 детей. С определенной долей осторожности можно говорить о том, что острота проблемы обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования постепенно начала снижаться. Кроме того, впервые за последние три года средняя укомплектованность детских садов перестала увеличиваться.
Серьезной проблемой для города является и большое количество детей шестилетнего возраста, которые еще на один год остаются в детском саду. «Речь идет о родителях, которые пожелали продлить комфортное пребывание своего ребенка в дошкольном учреждении вместо того, чтобы привести его в первый класс, — уточнила председатель комитета по образованию. — На начало прошлого учебного года не приступили к занятиям 5184 ребенка, которым на 1 сентября уже исполнилось шесть лет, а это на 526 больше, чем в предыдущем году. Из них по медицинским показаниям — только 6%, а по решению родителей — 72%. К сожалению, интересы родителей оказываются сильнее наших убедительных слов и аргументов. Правда, над тем, насколько они убедительны, еще надо поразмышлять...»
Хочу быть гимназистом...
В связи с новыми правилами комплектования пятых классов гимназий Минск сегодня чувствует наибольшее напряжение по сравнению с другими регионами, так как каждое пятое учреждение общего среднего образования в городе — гимназия, которая сейчас наполняется детьми из закрепленных за этим учреждением домов.
С весны в столице начался, так сказать, процесс передела образовательного пространства. «Для руководителей это стало одновременно и управленческой задачей, и проблемой. Но город справляется... У нас получается предотвращать конфликтные ситуации и предупреждать социальную напряженность среди родителей, — заверила Мария Киндиренко. — Наша задача в этой ситуации — во-первых, сохранить качество гимназического образования за счет возможностей учебного плана, а во-вторых, не допустить нарушений при приеме и зачислении в гимназии. Четкий алгоритм наших действий определен».
Между прочим, в столице 9718 родителей первоклассников подали заявления в учреждение образования, за которым их дом не закреплен, и 14 463 семьи — по месту жительства. Заседание комиссий, которые будут решать судьбу будущих первоклассников, запланировано на 29 августа.
В связи с этим актуальность приобретает еще один вопрос — учет детей в микрорайонах вокруг учреждений образования или, как привыкли говорить, «всеобуч».
— В этом вопросе отсутствует понимание со стороны наших социальных партнеров, в первую очередь жилищно-эксплуатационных служб, — констатировала председатель комитета по образованию. — Мы обращали внимание на то, что требуется подключение административного ресурса, рассчитывали на содействие в этом вопросе администраций районов, потому что точный учет детей, которые должны обучаться, — это не только планирование контингента, а в первую очередь планирование объемов бюджетного финансирования. Но через пару недель учителя снова пойдут по домам и квартирам со знаменитыми тетрадями по «всеобучу», причем собранную ими информацию нельзя считать абсолютно правдивой и объективной, потому что ее получают только со слов опрошенных жителей. Полгода назад комитет по образованию просил районные управления образования проанализировать и при необходимости перераспределить микрорайоны, закрепленные за учреждениями образования, чтобы избежать в этой работе формализма. Однако за летние месяцы были выявлены и проблемные микрорайоны, и факты лоббирования интересов отдельных учреждений образования, а некоторые дома и вообще «потерялись».
В дошкольном образовании, в соответствии с запросами родителей, расширяются формы ее организации и спектр дополнительных образовательных услуг. "В 2017 году было открыто 420 групп кратковременного пребывания. Однако в масштабах города этого явно недостаточно. Как показывает практика, родители готовы платить за качественные дополнительные услуги, особенно на уровне дошкольного образования. Но чтобы эта работа носила системный характер, в районах должен быть план развития новых форм организации дошкольного образования, основанный на изучении спроса и наличия ресурсов, в том числе кадровых, — поделилась видением ситуации председатель комитета по образованию. — Кроме того, нужны реклама и продвижение своих возможностей".
Идея не сработала...
Еще одно важное направление — сохранение преемственности в обучении. Организация образовательного процесса с дошкольниками строится на принципах компетентостного обучения, заложенных в государственной программе. Однако школьные учителя не всегда знают, какими компетенциями обладают дети, переходящие на более высокую ступень, и, к сожалению, не учитывают это при организации образовательного процесса.
Практика показывает, что в команде учителей-предметников, работающих в одной параллели или в одном классе, часто отсутствует согласованность в вопросах формирования у школьников основных компетенций. А участие учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и научно-практических конференциях только подтверждает это: нередко проблемы с выполнением олимпиадных заданий обусловлены недостаточно сформированными компетенциями, такими как коммуникативные, исследовательские, аналитические и другие.
Мария Киндиренко напомнила, что с нового учебного года воспитанники школ и гимназий будут иметь равные возможности для изучения иностранного языка и отдельных предметов на повышенном уровне, начиная со второй ступени обучения. Кроме того, в учебных планах заложены часы для организации трудового обучения, допрофильной, допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников.
— Надо понимать, что это базовые возможности, на основе которых в каждой школе разрабатываются свои модели трудового обучения и подготовки учащихся к выбору профессии, — обратила внимание участников форума председатель комитета. — Особенно актуально это в связи с введением в учебные планы базовых 10-х классов обязательных шести часов профессиональной подготовки. Обеспечить условия для их проведения — непростая задача для руководителей.
Базой для проведения уроков труда в 5-9 классах остаются преимущественно школьные мастерские. Очень важно, что с нового учебного года у учителей труда появилась возможность выбирать, кроме базовых, и другие темы для изучения из перечня, предложенного министерством, более того, они могут предлагать свои темы в зависимости от запросов родителей, пожеланий детей и наличия ресурсов. Ученики 10-х базовых классов шесть часов в неделю будут заниматься в отделениях профессиональной подготовки школьников на базе профессионально-технических учебных заведений. Сегодня в столице функционирует шесть таких отделений. В 2017/2018 учебном году там обучалось 8262 ученика 8-11 классов из 133 школ города. Допрофессиональную подготовку получили 737 школьников, профессиональную — 5388 учащихся по 40 профессиям, среди них и очень востребованные молодежью. Производственное обучение и практику учащиеся проходили на базе 250 предприятий города. Почти 80% выпускников получили свидетельства о присвоении разряда по выбранной профессии.
Активно развивается в учреждениях образования и сеть профильных классов. В 2018/2019 учебном году будут действовать 387 десятых классов, из них 241 — профильный. Педагогические классы и группы были созданы в 23 учреждениях образования (там обучались 240 подростков). Однако только каждому пятому их выпускнику была дана рекомендация для поступления на педагогические специальности, а поступили туда всего 16% от общего числа выпускников педклассов, причем большая часть из них является воспитанниками одной минской гимназии.
— Как видим, подготовка учащихся в классах профильной направленности при поступлении в педагогические вузы, к сожалению, не срабатывает, а вообще говоря, не выполняется поставленная нами задача — по восстановлению рабочего ресурса для системы образования города, — констатировала Мария Киндиренко. — Скажу, что только один этот пример заставляет поразмышлять об определеннуой девальвации идеи профильного обучения.
Экзамен, который город провалил
Высокий класс продемонстрировали в этом году представители столичной системы образования на конкурсе профессионального мастерства «WоrldSkills Беларусь»: минчане завоевали в различных квалификациях 19 медалей. К тому же 10 призеров вошли в состав национальной сборной по подготовке к мировому чемпионату 2019 года в Казани.
Мария Киндиренко подчеркнула, что участие в таких конкурсах требует серьезного финансирования. «Но на самом современном оборудовании нужно готовить не только к участию в конкурсах — на нем нужно массово обучать всех, кто пришел получать профессию. Процессу обновления материально-технической базы учреждений профессионального образования будет дан новый импульс. При этом не стоит надеяться только на бюджетное финансирование, необходимо переориентироваться на работу с заказчиками кадров, использовать в полном объеме ресурсные центры, созданные на базе профессионально-технических учреждений...»
Болевой точкой для города остается социализация молодых людей с особенностями развития, которые получили профессиональное образование. Получается, что право на получение той или иной специальности они имеют, но не имеют права на трудоустройство, а если и имеют, то с большими ограничениями. «Экзамен на конструктивное межведомственное взаимодействие в вопросах трудоустройства таких молодых людей в городе не выдерживается, — обращает внимание Мария Киндиренко. — Образование свою миссию выполняет полностью. А вот к системе здравоохранения и к заказчикам кадров вопросы есть. Последние делают все, чтобы не принять на работу молодого специалиста с особенностями. Этой ситуации можно дать три оценки. Экономическую: ежегодно мы «закапываем» бюджетные деньги, готовя специалиста, который нигде не будет востребован. Моральную: молодой человек и его родители, получив надежду на полноценную жизнь в обществе, потом ее лишаются. И общественную: при таком подходе мы дискредитируем государственную задачу по построению инклюзивного общества».
Касаясь вопросов проведения в городе воспитательной работы, руководитель столичной системы образования признала, что говорить об управляемости воспитательного пространства пока рано. Количество проведенных воспитательных мероприятий не соотносится с эффектом от них. В 2017 году к административной ответственности были привлечены в столице 826 учащихся. К уголовной — 136 несовершеннолетних, почти половина из них — школьники, остальные являются учащимися системы профессионально-технического и среднего специального образования. В подростковой среде присутствуют и алкоголь, и наркотики, и психотропы. Тревожит и то обстоятельство, что более 70 процентов преступлений были совершены подростками, которые ранее ни к уголовной, ни к административной ответственности не привлекались.
Затронула председатель комитета по образованию и проблему ротации управленческих кадров:
— В этом году практически в каждой 10-й школе сменился директор. Конечно, есть причины объективные, и их большинство, но всем нам известны и другие причины, в том числе из категории моральных. С трибуны форума скажу только одно: уважаемые коллеги, берегите приобретенный за годы работы в образовании авторитет и уважение со стороны детей, их родителей, коллег и руководства! Дорожите своим статусом и репутацией, не допускайте, чтобы из-за минутной слабости вы оказались вне профессионального сообщества. Это очень больно не только для человека и его близкого окружения, но и для всей системы образования.
Мария Киндиренко заверила, что о все проблемные моменты в комитете по образованию знают: «В частности, есть повод для размышления по итогам централизованного тестирования, международных олимпиад, выпускных экзаменов. В самое ближайшее время это станет предметом критического осмысления и обсуждения. Кроме того, с учетом современных тенденций будут корректироваться и стратегии управления качеством образования».
Достижения столичной системы образования:
Надежда НИКОЛАЕВА
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.