Вы здесь

Перес, Будный, Чернявский — самые интересные люди и места Вишнево


О том, как началась наша велосипедная прогулка по маршруту «Воложинские гостинцы», я писала 21 августа. О том, где найти нужную информацию и как добраться до начала маршрута. О посещении бывшей усадьбы великого белорусского художника Фердинанда Рущица. Об уникальном и очень красивом кладбище времен Первой мировой войны в деревне Десятники. Об уцелевшем доме охотника и живописном парке в усадьбе Хрептовичей «Одровонж». Однако дальше нам встретились не менее красивые пейзажи и хорошие люди.


На могиле ксендза Владислава Чернявского.

Место силы Вишнево

Вишнево — место, безусловно, уникальное. Сюда стоит заглянуть (даже если вы без велосипеда). Нам же посчастливилось там оказаться жарким летним днем, после долгого переезда. И сразу попить необыкновенно вкусной воды и восстановить силы у источника, которая течет сразу за костелом Благовещения Пресвятой Девы Марии: считается, что вода здесь целебная.

Мы застряли у источника надолго, снова и снова зачерпывая чистую и прохладную воду. Впрочем, и обсудить было что. Вспоминали Симона Будного, который жил всего в семи километрах от Вишнево в Лоске и был в свое время выдающимся деятелям Реформации, издал первую книгу на территории современной Беларуси. А жизнь свою закончил довольно грустно, был отлучен от церкви, лишен сана и свой земной путь, полный невзгод и материальных трудностей, завершил также в Вишнево.

Но стоит начать все-таки с главных сегодняшних достопримечательностей Вишнево. Среди них костел Благовещения Пресвятой Девы Марии. На фасаде можно увидеть дату 1424 — это год его основания великим князем Витовтом (по другим сведениям, комендантом вильнюсским Семеном Гедыгольдовичем).

«За время своего существования костелу все же пришлось испытать некоторые изменения, причем не раз. Сначала он был перестроен в стиле барокко, но после сильного пожара 1771 года восстанавливался на средства семьи Хрептовичей: кроме замены интерьера (появились нехарактерные для барокко, почти готические узорчатые своды, много фресковой живописи, алтари XVII века с деревянными скульптурами ), были пристроены две квадратные часовни возле алтарной части. Но наиболее заметные внешние изменения произошли здесь уже в начале ХХ века, когда был изменен фасад здания: в 1906 году над входом выросли две привычные для традиционного барокко башни».

Рядом с костелом находится красивая колокольня, которая в то же время является воротами. Она была построена во второй половине XIX века. По лестнице можно подняться, коснуться звонов, посмотреть с высоты на окрестности.

Именно в этом храме в свое время служил легендарный ксендз Владислав Чернявский. В советское время Вишнево было единственным местом во всей стране, где службы продолжали вестись по-белорусски! Не настоящий ли это подвиг мужества и стойкости? Похоронен отец тут же, в костельном дворике.

На старом кладбище в Вишнево нашла последний покой известная поэтесса Констанция Буйло. А рядом с ней Петр Битель — его перевод поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» на белорусский язык, сделанный во время заключения в ГУЛАГе на мешках из-под цемента, признан самым близким к оригиналу.

Проехав костел Пресвятой Девы Марии, неподалеку можно увидеть церковь Святых Козьмы и Демьяна.

«Церковь была построена в 1865 году в ретроспективно-русском стиле, который получил особенно значительное распространение в Беларуси после подавления национально-освободительного восстания 1863 года. В разгроме восстания печально прославился виленский генерал-губернатор Муравьев, одержимый русификатор, получивший в народе прозвище «вешальник». Церкви, которые вслед за тем стали повсеместно строиться по типовым проектам, присланным из столицы Российской Империи, в народе окрестили «муровьевками».

Проехав церковь, через несколько домов можно увидеть дом девятого президента Израиля Шимона Переса, лауреата Нобелевской премии мира. В свое время Шимон эмигрировал отсюда в Палестину. Его родные, оставшиеся в Вишнево, в 1941 году погибли в огне холокоста.

Дом Ши­мо­на Пе­ре­са.

Мостик через трясину

В предыдущей статье о «Воложинских гостинцах» я упоминала нашего ангела Сергея. Отмечу, что он продолжал появляться рядом очень кстати: когда нужно было понять, куда повернуть, когда мы ремонтировали педаль одного велосипеда. И вот именно Сергей рассказал нам про деревянные мостики в болоте. Я не особенно загорелась, но согласилась со своими компаньонами, которые очень захотели их увидеть. От Вишнево мы проехали 15 километров в сторону Саковщины по прямой асфальтированной дороге. А дальше пристально всматривались в правую сторону, пока не заметили хорошую грунтовую дорогу, которая вела в лес.

Проехав немного, мы увидели поворот на песчаный карьер. Не у всех путешественников уже были силы свернуть, чтобы добраться до него. Однако такие места по-своему очень отличительные: те, у кого хватило сил до него добраться, увидели гигантские глыбы песка. Такая небольшая местная пустыня, полностью определенная, но все-таки пропитанная настроением Юга.

С удовольствием пофотографировались там, посреди песков, под солнцем, которое жгло уже довольно сильно. Я сделала еще несколько снимков и на фоне яркого бирюзово-изумрудного строительного вагончика (рядом добывают песок и заготавливают лес). Такие моменты, вырванные из привычной программы, с другой чрезвычайной остротой ощущений, очень западают в память — или скорее в подсознание, которое отвечает за эмоциональные переживания.

Вернувшись на лесную дорогу, мы снова ехали сквозь болота в ожидании тех самых мостиков. Окрестности потихоньку менялась. Когда остановились, чтобы отдохнуть, увидели, что вся дорога сплошь в муравейниках с большими красными муравьями, поэтому поспешили поехать дальше. Местами нависали наклоненные утонченные березы. Наконец приехали в петлю: дорога делала полукруг, соединялась сама с собой и на этом заканчивалась. Насекомых было еще больше, со всех сторон нас окружали оводы. Я оставила велосипед и попыталась пройти вглубь — может, увижу мостики?.. Однако делая шаг за шагом, понимала, что попросту все больше углубляюсь в трясину. Было очевидно, что дальше лучше не идти, — есть риск провалиться. Еще двое из нас прошли вперед, туда, где кончалась петля, однако также ничего похожего на то, что мы ожидали увидеть, не нашли.

Благо наш ангел Сергей в одну из многочисленных встреч уже успел оставить свой номер телефона. Мы позвонили ему, чтобы выяснить, куда попали. Однако то, что услышали в ответ, было очень неожиданным:

— Что вы делаете там? Это же гиблое место! Скорее уезжайте вон!

— А мостик? — тихо попросила спросить я. Скорее не из любопытства, а из желания получить какую-то ясность.

В ответ на этот вопрос мы услышали:

— Лучше не суйтесь ни на какие мостики. Я когда был там, то по пояс провалился, а велосипед выносил на себе на руках.

Что ж, раз с этим не сложилось, нужно было идти дальше и действительно выбираться оттуда.

Саковщинское водохранилище.

Ужин в солнце

Вернувшись наконец на основную дорогу (по дороге подкрепившись черникой), мы повернули направо — на асфальтированную трассу, по которой ехали от начала. До Саковщины, где находилось наша предполагаемое место ночлега, нужно было преодолеть еще километров восемь. Кстати, деревня оказалась довольно длинной — пришлось проехать ее насквозь, направляясь к Саковщинскому водохранилищу. По его побережье мы поехали влево, пока не попали наконец в домик для велосипедистов, который построили хозяева усадьбы «За мосточком» Дмитрий и Ирина Наконечные.

На большом ровном газоне около домика мы буквально упали без сил. И минут двадцать просто сидели или лежали на траве неподвижно. Однако дальше начало происходить очередное чудо нашего путешествия. По договоренности хозяева приготовили для нас обед, однако уже была половина седьмого вечера, поэтому он превратился в ужин...

Яркое летнее солнце стало добродушным и потихоньку клонилось к горизонту, посылая щедрые лучи. Мы ужинали на открытой террасе, она была очень красиво освещена. Еду подали в изящной фарфоровой посуде — с зелеными узорами, под цвет травы. Если гороховый суп можно считать фирменным блюдом, то это был как раз тот случай. Слов не хватит, чтобы передать, насколько он оказался вкусным. Бутерброды с кабачками и желтыми помидорами, салат из свежих овощей — не буду перечислять всего — а вдруг вы еще не ели?..

Дальше было купание под звездами и луной в Саковщинском водохранилище. Ночные разговоры у костра. Утром — заплыв среди кувшинок по Ислочи.

Маршрут «Воложинские гостинцы» рассчитан на три дня. Мы же решили уложиться в два выходных, поэтому существенно сократили его и на другой день к местным достопримечательностям не заезжали.

Сложилось так, что разморенные солнышком, приятной водой, вкусной едой, мы выехали в обратный путь к электричке на час позже, чем планировали. Поэтому пришлось мчаться с огромной скоростью. Был выбор: асфальтированная дорога, но на восемь километров длиннее, или деревенская, но короче. Выбрали второй вариант. На электронной карте проставили пункты, через которые нужно проехать, и таким образом двинулись.

В начале в кукурузном поле попали в тупик, пришлось возвращаться. В остальном все было гладко. В определенный момент мы с двумя знакомыми приотстали. Позвонила наша подруга, которая была впереди, и сказала: «В лесу возле дивана поворачивайте направо в кукурузу». Сразу показалось, что это просто набор слов. Однако позже выяснилось: все так и есть. На опушке леса стоит диван (оригинальный ориентир). А напротив нее через кукурузу действительно идет дорога. Далее мы снова ехали лесом, полем, еще раз лесом. Проезжали длинную лесную деревушку Кутенята. От геостанции попали на мост, проехали его, свернули налево и по асфальтированной дороге еще сколько-то времени ехали просто, никуда не сворачивая.

Наконец добрались в нужную нам деревню Городьки. Оказалось, что железнодорожная станция, которая называется Воложин, опять же находится на ее противоположном краю.

Всего мы ехали час сорок пять минут на огромной скорости, почти не останавливаясь. Но. Дизель помахал нам хвостом и исчез в направлении Минска. Пришлось выяснять на станции, можем ли мы провезти велосипеде в пассажирском поезде? Наконец получили положительный ответ. Приобрели по два билета — на себя и на «железного коня». Кстати, чтобы провести велосипед бесплатно, нужно открутить одно колесо (если он габаритный), чтобы длиной был не более 1,2 метра, и закрутить целлофановой пленкой — можно запросто надеть чехол для велосипеда, если он имеется. У нас же не было ни того, ни другого.

Два часа в Городьках прошли довольно приятно: мы наконец расслабились и никуда не спешили.

В нужное время, когда пришел прямой поезд до Минска, загрузили велосипеды в вагон и сами зашли следом. А в том самом вагоне сидел... Кто бы вы думали? Наш ангел Сергей. С огромным рулоном целлофановой пленки.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Воложинский район

Выбор редакции

Общество

Торжественное мероприятие «За Беларусь!» состоялось в Москве

Торжественное мероприятие «За Беларусь!» состоялось в Москве

Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Экономика

Развитие — базис нашей государственности

Развитие — базис нашей государственности

Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.