Вы здесь

Корреспонденты «Звязды» укротили многотонную машину


Во второе воскресенье сентября в Беларуси отмечается День танкистов. Освоить управление многотонной машиной не так и просто, но очень интересно. В этом и убедились корреспонденты «Звязды», которые накануне праздника пришли в 3-ю гвардейскую школу подготовки специалистов танковых и артиллерийских подразделений 72-го объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов.


Рядовой Владимир Белянски в танковом тренажеры.

На мониторе преподаватель отслеживает перемещение танка.

Будущих танкистов здесь готовят с учетом современных технологий. Тренажер — это досконально выполненный макет машины с настоящим управлением. Его снизу поддерживают специальные манипуляторы, которые ворочают машину в разные стороны согласно с рельефом местности, по которой едет танк. Следить за ним можно с помощью специального монитора в кабине.

У преподавателя на экран выводятся все параметры работы механизмов и положение машины на местности. Приказы передаются по шлемофону.

— Благодаря этому мы значительно экономим моторесурс машин, — говорит преподаватель цикла вождения и технической подготовки капитан Николай Касперович. — расход дизельного топлива, масла, износ траков — все это на компьютерном тренажере неактуально. У нас затрачивается только электричество. Поэтому мы здесь можем отработать прохождение препятствий до очень высокого уровня. Сколько курсанту нужно, столько он и будет практиковаться, пока не научится, как говорят, «чувствовать» дорогу. За период учебы он должен наездить не менее 100 километров на тренажере и 80 — на настоящем танке. После этого он сдает экзамен — и если оценка положительная, то ему присваивается специальность «Механик-водитель 3-го класса».

На часах ровно 9 утра. В помещение заходят четыре курсанта. После короткого инструктажа по технике безопасности они по команде занимают тренажеры.

— Сейчас курсанты проходят подготовительное упражнение № 3,— продолжает Николай Касперович. — Это маршрут протяженностью 1,5-2 километра, где много препятствий. В их числе — колейный мост, три прохода через минно-взрывное загорождение, окоп, брод. Кроме того, курсанты должны дважды повернуть танк на 90 градусов. В чем еще особенность компьютерных тренажеров — там мы можем смоделировать абсолютно любую ситуацию, в которую может попасть танкист, что значительно упрощает процесс по сравнению с тем, как все происходило в дакампъютарную эпоху, так сказать, исключительно «на местности».

Причем корреспонденту «Звязды» была предоставлена ​​возможность попробовать себя в роли механика водителя танка. Первый этап — лезу на крышу тренажера по лестнице, что с 47-м размером обуви сделать не так и просто. Затем погружаюсь в отверстие и сразу же попадаю в кресло водителя. Слева — панель с разнообразными счетчиками. Их здесь значительно больше, чем в обычном автомобиле, но куда меньше, чем в кабине пилота самолета. По команде запускаю двигатель, затем выжимаю сцепление, выставляю рычагом первую передачу и медленно двигаюсь вперед. Проехав метров 15, танк неожиданно глохнет. Чисто субъективно сложилось впечатление, что научиться водить танк можно даже тогда, если на водительские права и не сдавал никогда. Просто для этого потребуется несколько дней. И более того — никакой компьютерный симулятор-игра не заменит физического ощущения рычагов управления. Единственное ограничение — будущий танкист не должен иметь рост, выше 175 сантиметров. Иначе он просто не сможет вести танк. Ну и, разумеется, не бояться замкнутого пространства.

Эту мысль подтверждает на своем примере рядовой Виталий Громыко. Он — будущий механик-водитель.

— Я учусь здесь уже три месяца. Как минимум раз в неделю мы занимаемся на тренажерах. Навыки закрепляем на практических занятиях, которые начались два месяца назад. Эти занятия чередуются. После тренажера пересаживаться за управление настоящим танком несложно. Даже не чувствуешь, что ты ведешь махину весом в несколько десятков тонн. А на «гражданке» я никогда не садился за руль, поэтому любое управление для меня — в новинку. Но Т-72Б освоил довольно быстро. Самое главное было преодолеть страх. Все мы не рождаемся водителями — мы ими становимся. Вот и я: попробовал, поехал, а после закралась мысль: и чего только боялся? Поэтому после демобилизации пойду сдавать на водительские права.

Мы перемещаемся на танкодром. Неподалеку от нас проносится на высокой скорости танк. Немного поодаль стоит еще один Т72-Б. На нем отрабатывают заведение двигателя. Еще одна группа солдат стоит у макета танкодрома и изучает его трассу.

Рядовой Роман Крючков — «династический» танкист. В далеком 1972 году его дед также был призван в Печи. Он получил специальность наводчика танка Т-62А и после служил в боевой части в Слониме.

— Так получилось, что я сам в последний момент узнал, что тоже буду танкистом. Вот только специальность немного другая — «Механик-водитель». О своей службе мне дедушка рассказывал много. Созваниваюсь с ним и сейчас. Ему очень интересно, как идет служба в танковых войсках. Говорит, что в его время служить было куда сложнее. А мне было труднее всего научиться переключать передачи, поскольку сам я вожу автомобиль, и разница процесса колоссальная. Зато за ручками управления чувствуешь рев двигателя, мощность машины...

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».