Не думала, что фактически под Брестом можно найти деревню для моей рубрики. Сухаревичи именно тот пример. Напрямую до областного центра — всего 26 километров. В довольно большом некогда населенном пункте сейчас осталось шесть семей. И некоторые из этих семей состоят из одного человека. Как и в случае с Анной Антоновной Пивоварчук.
К ее дому взялся провести сосед Владимир Курилюк. Зашли — двор пустой, щеколда наложена, и только черная большая собака подозрительно пролаяла на чужих людей. «Странно, что нет хозяйки в это время, — туда-сюда обернулся Владимир Иванович, а потом указал на огород: — Вон она, королева полей».
А 85-летняя «королева» копала картофель на своих приусадебных сотках. Спрашиваю: почему же вы сами роете, не ждете, пока дети приедут? А она в ответ, что здесь низинка, поэтому боится, как дожди пойдут, чтобы не вымокло. Да копает по-немногу. Огород же у бабушки Анны, можно сказать, образцовый. Картошка чистая, словно в этих местах и сорняки не водится. Она привыкла ухаживать за посадками, пропалывает свои огородные культуры целое лето, чуть ли не до самой уборки.
Анна Антоновна немного оторвалась от работы, оперлась на мотыгу, вспомнила про молодые годы. Когда пришла сюда в дом мужа в 1951 году, деревня была немалая: дом при доме. У каждого во дворе большое хозяйство, коровы, свиньи, птица. «Школа была у нас начальная, даже дети мои туда ходили, потом ее закрыли, не скажу уж когда, забыла, — говорит пенсионерка. — Делала двадцать лет на торфобрикетном заводе, а когда его закрыли, пошла в колхоз. И на полеводстве довелось работать, и дояркой, и за телятами ухаживать. Более сорока лет стажа имеет Анна Пивоварчук. С мужем вырастили сына и дочь.
Анна Антоновна припомнила, как раньше было трудно работать в животноводстве. «Все, мои детки, вручную мы делали, и зимой и летом в резиновых сапогах, потому что иначе не пройдешь по фермам и их дворам... А теперь как хорошо, доярки в туфельках на работу ходят, им не нужно бидоны с молоком таскать, воду носить. Ой, все поменялось. А у меня перед самой пенсией руки заболели, не могла горшка из печи вынуть, все муж делал, даже есть варил. Долго лечилась. И окончательно пришла в себя, как на пенсию вышла, перестала носить тяжелую посуду да навоз вилами переворачивать».
«Вот так и живу, — продолжает Анна Антоновна. — Уже давно одна. Дети в Бресте живут. Конечно, приезжают, помогают. Недавно крышу на доме поменяли. И огород посадить, и все остальное сделать одна уже не смогла бы. А так каждый день сама себе по своему хозяйству семеню. Собачка Бен у меня сейчас — лучший друг. Его завели внук с женой. А когда у них доченька родилась, врачи запретили собаку дома держать. Ведь у маленькой аллергия началась на собачью шерсть. Вот ко мне и привезли Бена. И сейчас я так рада, не хочу его отдавать. Я с ним целый день разговариваю. А так не было бы кому слово сказать. И он меня понимает. Здесь же никого не осталось из людей моего возраста. Поговорю с Беном, накормлю его да иду медленно в огород, меня никто не подгоняет. А без работы я уже не могу, мои детки, так привыкла, так всю жизнь было».
Трудится с утра до ночи на своем участке и сосед Анны Антоновны, что помоложе, — Владимир Курилюк. Владимир Иванович родился в этой деревне. Дом его отца, ветерана Великой Отечественной войны, стоит рядом. Но лет десять назад Владимир купил себе поблизости дом. Благоустроил его, достроил, возвел подсобные помещения. Весь довольно большой приусадебный участок разбит под огород. И выращиваются здесь самые разные культуры. Лежат на гряде готовые к сбору полосатые тыквы, ждет своей поры картофель. И если у бабушки Анны картофельный клин поразил своей чистотой, то у соседа он вообще выглядит как опытный участок какого-нибудь научного учреждения. Здесь даже лишней травинки не найдешь. А около дома небольшой дворик по обеим сторонам бетонной дорожки засажен цветником. Разноцветные осенние цветы радуют глаз своей последней яркой красотой. Целый ряд цветов высажен и с улицы вдоль забора. Интересуюсь у хозяина: «Кто занимается этой красотой? Наверное, жена?»
— Да я и сам могу, — отвечает он без излишней скромности. А потом все же добавляет, что и жена много помогает в его большом полевом хозяйстве.
Председатель Чернавчицкого сельского Совета Александр Солоневич говорит, что таких работников, как Владимир Курилюк, найти не очень просто. Про таких принято говорить: трудоголик. Ему уже семьдесят лет, и почти до этого года пенсионер еще работал в городе. По сменам караулил одно из городских предприятий. Работа — сутки через двое — оставляла возможность заниматься своим огородом и домом. Говорят, что иногда он ездил на рабочую смену и возвращался домой на велосипеде. А потом снова принимался за работу, которой у деревенского хозяина всегда хватает. Ну и не только у себя на дворе все успевает. Бабушка Анна с благодарностью говорила, что посадить картофель, запахать огород ей помогает сосед.
Светлана ЯСКЕВИЧ
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.