Вы здесь

Что скрывается за названиями новых профессий?


Подготовка по пяти новым специальностям началась в текущем учебном году в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования.


Так, на уровне среднего специального образования в Молодечненском государственном политехническом колледже стали готовить специалистов по хранению и переработке зерна. Как рассказала начальник центра научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского института профессионального образования Александра Петрова, введение этой специальности было инициировано организациями комитета хлебопродуктов Минсельхозпрода. Выпускники данной специальности будут эксплуатировать высокотехнологичное оборудование, которым оснащаются современные предприятия.

— В 2014 году Беларусь стала 68-м членом международной организации WorldSkills International. Основной ее задачей является проведение международных конкурсов профессионального мастерства. Принимая участие в чемпионатах, наша команда не только приобретает новые знания о содержании профессиональных стандартов, но и изучает компетенции, которые пока отсутствуют в наших учреждениях образования, — подчеркивает Александра Петрова. — Да, после анализа содержания компетенции «Визуальный мерчандайзинг», которую представляют на чемпионате участники из разных стран, мы вместе с владельцами торговых объектов разработали образовательную программу для подготовки специалистов, способных разработать визуальную концепцию магазина, салона или иного объекта, которая бы заманивала покупателей и делала процесс покупки максимально комфортным. Причем они должны охватывать весь процесс: от создания эскиза до реализации концепции. При разработке новой специальности учитывался опыт подготовки по аналогичным специальностям в зарубежных колледжах. В сентябре специалистов по визуальному мерчендайзингу начали готовить в Минском государственном профессионально-техническом колледже декоративно-прикладного искусства имени М. Кедышко. Если мы почувствуем спрос со стороны заказчиков кадров, то будем расширять «географию» новой специальности, внедряя ее и в других учреждениях профессионального образования.

Примером успешного сотрудничества системы образования, производственного сектора и бизнеса стало появление в учебных заведениях профессии «монтажник каркасно-обшивочных конструкций сухого строительства». При разработке программы учитывались требования в компетенции «Сухое строительство» WorldSkills International. Большую помощь в ее разработке и подготовке мастеров производственного обучения и преподавателей оказали специалисты компаний Knauf и «Белгипс». Соответствующих специалистов готовят на базе Минского государственного ПТК строительства, Минского государственного профессионального лицея №7 и Минского профессионального лицея №12.

Удачно прошел в этом году прием по таким новым специальностям, как «социальная работа» в Минском государственном колледже сферы обслуживания и «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в Новогрудском государственном аграрном колледже. В общем на новые специальности абитуриенты, как правило, поступают очень охотно, благодаря большой пиар-кампании, которую проводят учебные заведения и СМИ.

Сегодня рассматривается возможность по включению в перечень профессионального образования специальностей, связанных с эксплуатацией промышленных роботов, аддитивными технологиями, производством и обслуживанием электромобилей, использованием современных дорожных покрытий и других. «Мы стремимся к тому, чтобы в какой-то мере опережать экономический сектор, чтобы не было сбоев при комплектовании коллективов специалистами, которые бы быстро адаптировались к современному производству», — подчеркивает Александра Петрова.

Например, специальность «мехатроника» была введена на опережение. По своей сути это достаточно сложная профессия, которая объединяет знание механики, электроники, гидравлики и пневматики в обслуживании высокотехнологичного оборудования. Такие специалисты сегодня остро востребованы в машиностроении, радиотехнике, пищевой промышленности. С учетом повсеместного внедрения в производство мехатронных систем это профессия требует дальнейшего развития и совершенствования.

В Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. Высоцкого в октябре откроется учебная лаборатория по изучению строения электромобилей. Еще в 2014 году в колледже был создан ресурсный центр по направлению «техническая эксплуатация и автосервис», включающий пять учебных объектов: кабинет для теоретического обучения и практические лаборатории.

— Сам электромобиль в продольном разрезе у нас уже есть, а техники для его изучения не хватало, — констатирует директор колледжа Валерий Кириленко. — Однако уже в октябре в колледж прибудет соответствующее оборудование, которым оснастят учебную лабораторию.

Также в планах руководства колледжа улучшить материально-техническую базу для изучения строения, эксплуатации и ремонта грузовых автомобилей.

— С этой целью мы начали сотрудничать с резидентами индустриального парка «Великий камень», — говорит Валерий Кириленко. — В частности, с компанией Weichai, которая в ноябре намерена открыть в парке завод по производству дизельных двигателей. В марте между Республиканским институтом профессионального образования и Weichai было подписано соглашение о создании учебного центра на базе нашего колледжа. Центр будет укомплектован современным оборудованием, учебными наглядными пособиями и образцами двигателей, соответствующих экастандартам Евро-5 и Евро-6. Планируем, что он откроется также в ноябре.

В настоящее время в колледже получают профессию на дневной и заочной форме около 1700 учащихся. Что интересно: большинство из них не рассматривает получение среднего специального образования лишь как промежуточную ступень к получению высшего. Так, продолжают обучение в высшей школе 40% выпускников колледжа. Валерий Кириленко подчеркивает: «Это не означает, что среднего специального образования недостаточно для того, чтобы успешно работать и строить карьеру. Высшее образование остается делом личного выбора, а не необходимостью. Я знаю, что настоящие мастера могут своими руками заработать даже больше, чем обладатели дипломов о высшем образовании. Не только могут, но и зарабатывают».

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?