Основательница швейной мастерской Ольга Костузик — о полете фантазии, экономии, ошибках новичков, социальной ответственности бизнеса и занятии для души.
«Я шью просто потому, что не могу не шить: мне нравится создавать новые интересные вещи, в голове множество идей, которые хочется осуществить, — говорит руководитель столичного швейного коворкинга «На всю катушку» Ольга КОСТУЗИК в ответ на вопрос, зачем ей все это нужно. — Иногда шью даже «в стол», «в урну», только чтобы проверить, как будет вести себя та или иная ткань; некоторые вещи могут провисеть недошитыми в шкафу год или два, пока на меня снова не нападет жажда экспериментаторства. А иногда вижу красивую ткань или готовую вещь в магазине — и хочется тут же засесть, попытаться сделать это самой».
На самом деле Ольга, которая в своей жизни работала и пиарщиком, и журналистом, и преподавателям восточных танцев, имеет еще «прикладное» образование швеи-закройщицы. И это, пожалуй, было первым шагом к коворкингу. Вторым стало рождение ребенка — как часто бывает, во время декретного отпуска дошли руки до прежнего увлечения, но как следует работать, имея резвого ребенка, которому интересны и цветные обрезки, и ножницы с иглами, не получалось.
Как?
— Дело в том, что шитье, даже когда не было профессией, постоянно оставалось моим хобби и выручало много раз: когда ты новичок, учишься в институте, параллельно работаешь на полставки, а надо за месяц побывать на пяти «тусовочных» мероприятиях и еще на свадьбе у трех подруг (это вполне реальная история, которая была в моей жизни), — понятно, что денег на новые наряды не хватит. И вот тогда радуешься, что можешь сшить себе новое платье и второго такого точно ни у кого не будет. Я так и делала, а подруги были убеждены, что у меня космическая зарплата, — смеется создательница «Катушки». — Но позже, когда осваивала роль матери и жены, честно скажу, не хватало самореализации. Как будто «день сурка», который расписан по минутам, но ведь мы, женщины, существа немного сумасшедшие, нам нужно загрузиться по полной, и вот мне для полного счастья не хватало шитья. А поскольку шить с ребенком было невозможно, начала искать, где можно делать это, так скажем, на гостевой территории. Оказалось, что идея не нова, совместные рабочие пространства — коворкинги — реализованы в Москве и Киеве, а у нас ничего похожего на то время не было. И я загорелась: получится, не получится? Благодаря краудфандинговой площадке и помощи многих людей, которые поддержали замысел рублем, удалось открыть мастерскую. Хотя через год работы искренне могу сказать: тогда я не знала и половины подводных камней и, конечно, наломала дров...
— Поделишься ценным опытом, в чем были основные ошибки?
— Как и большинству начинающих, мне хотелось видеть свой проект идеальным со старта. Поэтому нашла помещение в 50 квадратных метров в престижном бизнес-центре — это было не дорогое по столичным меркам помещение, но дорогое для моего проекта, и практически за первые три месяца весь бюджет, который мы собрали на краудфандинге и выделили из семейных запасов, растаял бесследно. Возник выбор: закрываться либо продолжить дело? На семейном совете с мужем решили продолжать и искать дополнительные пути для того, чтобы расходы окупались: открыть курсы шитья, наращивать дополнительные услуги и др. В настоящее время проект живет на нулевой самоокупаемости: у нас нет долгов, все коммунальные платежи уплачены, и хотя речь о большом доходе пока не идет, но мы видим реальные перспективы. Поэтому из декрета я вышла именно сюда, в мастерскую «На всю катушку», а не на привычную офисную работу.
«Выбирать между бизнесом и семьей? Это приходится делать ежедневно. Но родные, безусловно, на первом месте. Прошлой зимой сын очень много болел, поэтому многие планы остались нереализованными. Мне еще очень повезло, что с ребенком помогают бабушки, — огромное им за это спасибо! За любой мамой в бизнесе стоят бабушки».
— И это при том, что швейные курсы — дело шаткое: сегодня есть люди, завтра нет. Как муж решился на такой риск?
— Он с самого начала вместе со мной верил, что проект — общественно значимый, интересный, поэтому нужно постараться его реализовать. Даже бизнесом не назовешь, это практически наш общий второй ребенок, которого хочется дорастить до заметных результатов. К тому же мы задолго до начала работы сели и реально прикинули, насколько критично для нашей семьи пожертвовать на длительное время определенной денежной суммой. И решили, что в соотношении «проект — семейная заначка» проект все же важнее. Когда пытаться, как не сейчас, когда есть и определенный жизненный опыт, и профессиональные наработки, и финансовая «подушка безопасности»? Мы не тратим деньги на ненужное и рассуждаем не над тем, как жить шикарно, а над тем, как жить комфортно.
Зачем?
Смотря на обилие ассортимента одежды на ярмарках и в магазинах, задаешься вопросом: зачем, из каких соображений взрослые люди начинают учиться шить, когда многим проще купить вещь на сезон, а потом выбросить или отдать?
Ученица курса Марина, педагог по профессии и мама троих детей, полушутя, полусерьезно утверждает, что только на курсах шитья может посидеть пару часов спокойно и позаниматься любимым делом, не отрываясь ежеминутно на «почему», «а где» и «мама, помоги». «Хотя лично для меня мастер-класс помогает решить еще несколько задач. Во-первых, сэкономить: две пары детских спортивных штанов, которые я сшила из выбранной, качественной ткани, стоили мне как одна пара из массмаркета и из ткани худшего качества. Во-вторых, мне очень нравится стиль «фэмили лук», когда вся семья одета в одинаковые или похожие вещи, но отыскать их, уже готовые, для детей и взрослых или сложно, или опять же дорого. А вот сшить — пожалуйста! Ну и, наконец, через несколько занятий стала замечать, как заработала моя собственная фантазия: дошивая одну вещь, уже думаю, как могу сделать вторую, прикидываю, как хорошо было бы сшить одинаковую форму моим коллегам-педагогам...»
Еще одна ученица признается, что до сих шить не умела и была убеждена, что руки растут «не оттуда», поэтому курсы — это был вызов самой себе. «Но под таким пристальным и чутким присмотром, на профессиональном оборудовании, с подсказками мастера даже у меня не получилось испортить ткань, зато неожиданно удалось пополнить гардероб несколькими модными штучками».
Беата учится шить, чтобы создавать вещи полностью на собственный вкус, а не тратить время на поиск юбки-мечты в магазинах. Настя на выбранных вещах — свитшот, платье — усваивает хитрые техники, которые только снаружи кажутся сложными. У каждой из учениц свои «почему», но одинаковое удовлетворение результатом.
Кто?
Как и большинство белорусов, Ольга ходит по магазинам и покупает готовую одежду для себя, сына и мужа, ведь индивидуальный пошив — далеко не всегда дело выгодное, часто совсем наоборот. «Условно говоря, если вы топ-менеджер на предприятии и зарабатываете в день 100 долларов, то вряд ли вы потратите этот день на то, чтобы сшить юбку, которую можно приобрести в магазине за 20 долларов, это нерентабельно. Но часто люди шьют не из финансовых соображений — им просто интересно это делать. К нам идут представители самых разных профессий и возрастов — хотя, конечно, преимущественно это женщины».
Впрочем, есть специальный мастер-класс с сюрпризом для мужчин — во время его ни одна иголка не пострадала, участники остаются довольны. А бывает, в «Катушку» приходят и целыми семьями: здесь придумали семейный мастер-класс для мам и детей. «Сначала мы проводили их бессистемно: раз в месяц-два бросали клич и ждали, пока наберутся желающие. Например, делали подушки-совочки, повязки на голову, новогодние мягкие игрушки и даже детские сарафаны. Дальше будем смотреть, что нужно самим участникам: может, кому-то нравятся не совочки, а котики или свинки, поэтому в этом сезоне мы стараемся не повторяться, а все время предлагать что-то новое. Вскоре планируем открыть на постоянной основе семейный клуб «Модная сова» и раз в неделю собирать его участников, чтобы сшить вместе что-то несложное и интересное. На мой взгляд, это будет определенная альтернатива урокам труда — то, что потеряла за прошедшие годы школа, которая часто отбивала обязательными уроками по пошиву фартуков все желание брать в руки иголку и нитку».
Вообще сюда может прийти каждый желающий на базовый курс. Раз в месяц проходят бесплатные групповые занятия, в ходе которых мастера учат снимать мерки, рассчитывать расход ткани, делать несколько десятков видов швов на машинках и оверлоке, учат правильно подшивать вручную низ одежды и пришивать пуговицы, шьют небольшое пробное изделие. Этого, в принципе, достаточно, чтобы понять, будет ли вам интересно заниматься шитьем дальше.
Но заглядывают и те, кто хорошо умеет шить, но дома не хватает необходимого оборудования: для профессионалов существует услуга «ателье самообслуживания».
Что дальше?
В июле швейный коворкинг «На всю катушку» принял участие в международном проекте «Академия активизации предпринимательства в сельской местности», который устроили Местный фонд устойчивого развития «Инновации для регионов» (Колодищи) и польский Подляшский фонд регионального развития (Белосток). Обучение на экспресс-курсах прошли 24 женщины из разных районов Минщины: в течение месяца они сшили пять различных изделий, усвоили некоторые швейные уловки, многие записались на курсы дальше и отметили, что хотели бы сделать шитье ремеслом. «Это значит, у проекта есть перспектива мини-бизнес-инкубатора, наши курсы могут стать отличной базой для самозанятости, — рассуждает Ольга Костузик. — Сейчас в нашей стране очень хорошие условия для развития ремесленничества, значительно упростились условия регистрации деятельности по пошиву одежды — это значит, что практически сразу после курсов можно начинать подрабатывать, а потом создавать новые мастерские прямо в своем регионе — это в Минске ателье и мастерские на каждом шагу, а в регионах дело пока не настолько распространено».
— К чему хотела бы подступиться дальше — это создать онлайн-видеокурсы шитья для людей с ограниченными возможностями, — добавляет Ольга. — К сожалению, нынешнее помещение совсем не приспособлено для того, чтобы в нем проходили такие занятия, а интерес со стороны потенциальных учеников, точно знаю, есть. Тем более сегодня есть швейные машинки с ручным управлением, они удобны и для колясочников: можно шить руками просто нажимая кнопку. Но все упирается опять в деньги: своими силами снимать серию видеоуроков придется довольно долго, к тому же нужно, чтобы ученики имели именно такое, современное оборудование. Возможно, найдем инвесторов, хотя бы тех же производителей швейных машинок, которые присоединятся к такому социальному проекту, и удастся создать домашние мастерские или выездные уроки для людей с ограниченными возможностями.
Виктория ТЕЛЕШУК
Фото автора и из личного архива героини
«Пока у нас такой сильный лидер, все у нас будет хорошо!».
Впечатления тех, кто наблюдал за торжеством в регионах.
Оно не является населенным пунктом.