Вы здесь

Принципы деятельности Конгресса местных и региональных властей СЕ


На каких принципах основывается деятельность Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, рассказала его председатель

Одно из мероприятий в насыщенном графике представителей конгресса — встреча в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Это, наверное, одно из самых значимых событий в рамках визита. Иностранные специалисты обменялись опытом как с теми, кто сегодня непосредственно работает в местных органах власти, так и с будущими руководителями, которые пока еще только студенты.


Тему разговора председатель конгресса Гудрун Мослер-Тернстрем представила следующим образом — роль местных сообществ в той системе многоуровневого управления, которую стараются построить в Европе. Искать новую модель заставляют недостатки демократической системы и последствия экономического кризиса.

Ключевые признаки новой формы, которую строят в конгрессе, — выработка рекомендаций для местных органов управления и разделение полномочий по принципу субсидиарности. Это значит, что политика должна быть ближе к гражданам, а полномочия — передаваться на тот уровень, где выполнить их можно наиболее эффективно.

Стандарты и права

Принцип субсидиарности был установлен Европейской хартией местного самоуправления (1985), которая является базовым документом региональной демократии. В ней определены правовые основы децентрализации и развития местного самоуправления в Европе. По словам госпожи Мослер-Тернстрем, задача Конгресса местных и региональных властей — мониторинг реализации хартии в 47 странах, которые ее ратифицировали.

Документ определяет общеевропейские стандарты местной демократии и защищает права представителей региональной власти.

Среди основных принципов и положений хартии следующие: на должности в местные руководящие органы люди должны выбираться демократическим образом, муниципальная власть имеет право на финансовую автономию и выполняет свои обязанности без влияния национальных органов.

— В моей стране, Австрии, местных органы власти должны приглашать жителей раз в год на встречу и рассказывать им о своих идеях, целях — так, чтобы люди могли это обсудить, — приводит пример председатель конгресса.

Передача управленческих полномочий должна сопровождаться и финансовой автономией. Важный пункт хартии — обеспечение местных органов денежными ресурсами, которых будет достаточно для выполнения обязанностей. Решить это можно, переводя финансовые средства из национальных фондов или позволяя местной власти собирать налоги.

Особое внимание конгресс уделяет тому, чтобы на местном и региональном уровнях заботились о правах человека, которые являются одним из ключевых приоритетов деятельности всего Совета Европы.

— Я хочу показать, что перечень европейских принципов местного самоуправления не является закрытым. Это не конечный набор правил, а фактически — живой материал, который постоянно развивается. Поэтому в политике мы не можем достичь конечного пункта и окончательно быть довольными. Все меняется, как мы видим, в наше время, — говорит Гудрун Мослер-Тернстрем.

Поэтому конгресс всегда стремится не только сохранить базовые принципы хартии, но и улучшить, модернизировать их в соответствии с новыми реалиями.

По словам председателя, в последнее время в Европе наблюдается тенденция «десолидаризации». Причина тому — всевозможные кризисы. Все это подрывает сбалансированное разделение полномочий местной демократии.

— Если бы мы держались вместе и решали проблемы вместе с другими странами, например проблему беженцев, то было бы лучше, — уверена председатель Конгресса местных и региональных властей.

Механизм мониторинга

Все страны, которые ратифицировали хартию, обязались выполнять ее положения.

— Есть статьи, которых нужно придерживаться точно. Есть другие статьи, по которым можно предложить определенные оговорки, выполнять шаг за шагом, — отмечает Гудрун Мослер-Тернстрем.

Большинство положений лишено альтернатив. Например, право граждан участвовать в управлении государственными делами, самостоятельно выбирать свои органы власти и определять их компетенции; ключевые права сообществ на автономию, самоуправление, право судебной защиты от воздействия власти других уровней.

Конгресс является тем органом, который следит за соблюдением указанных принципов. Контроль осуществляется благодаря мониторингу, который проводится с 1995 года. За это время подготовлено около 100 докладов с рекомендациями для национальных правительств. С 2010 года механизм изменили, чтобы сделать контроль более прозрачным и регулярным. Сейчас мониторинг проводится в каждой стране один раз в пятилетку — получается 10—12 стран в год.

— Мониторинговый комитет реализовывает визиты в страну. Мы следим за выборами и рекомендуем определенные действия для того, чтобы улучшить избирательные системы и процессы, — сообщила председатель конгресса. — До того, как стать руководителем конгресса, я очень много времени уделила работе в мониторинговых комитетах. На всех уровнях: и региональном, и местном — я много о чем узнала во время мониторинговых визитов.

Доклады с рекомендациями по странам готовятся после одного-двух визитов. Специалисты получают информацию по стране, наблюдают за выборами, работают совместно с разнообразными институтами и организациями. Встречаются с местными органами самоуправления, судьями, ассоциациями, гражданскими обществами и другими. После визитов проект доклада представляется заинтересованным партнерам. Они могут сделать свои комментарии. Затем отчет обсуждает комитет по мониторингу. Один из заключительных этапов — заседание в конгрессе, где разрабатываются рекомендации. Окончательный документ передается соответствующему правительству, а представители страны в конгрессе после отчитываются о выполнении наставлений.

Среди наглядных результатов работы председатель конгресса привела возобновление диалога в Словении и ратификацию протокола об общественных делах. Прямые выборы губернаторов в России — тоже рекомендация организации.

Не ради указаний

Участие в обмене мнениями, кроме Гудрун Мослер-Тернстрем, приняли директор Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Жан-Филипп Базуль, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Александр Попков. Принимал участников встречи первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Валерий Бороденя.

Беларусь не является членом конгресса, но уже много лет сотрудничает с организацией.

— Если вы что-то хотите делать в вашей стране, а ваша страна хочет развивать самоуправление, то мы с удовольствием представим указания, — сказала Гудрун Мослер-Тернстрем.

Но не только ради указаний пришли в Минск члены конгресса, их цель — познакомиться с опытом белорусов в местном самоуправлении.

— Мы здесь не только, чтобы обучать вас, а также для того, чтобы услышать от вас, что вам необходимо. И наша задача — усилить местное самоуправление. Узнать, что вы думаете об этом. Основываясь на ваших ответах, мы можем эти знания передать другим странам-членам. Мы стремимся узнать и помочь — это главная идея, которую я хотела бы донести до вас. Мы строим общие знания для местного самоуправления.

У студентов была возможность задать вопросы высоким гостям. Молодежь интересовалась электронной демократией, проектами по сохранению культурного наследия. Один из вопросов касался перспектив сотрудничества между конгрессом и Беларусью. Роль моста здесь выполняет Информационный пункт Совета Европы в Минске — благодаря ему реализовано уже более 40 совместных проектов. В то же время госпожа Мослер-Тернстрем выразила надежду, что Беларусь присоединится к хартии.

Мария ДАДАЛКО

Фото Анны ЗАНКОВИЧ


Имеет ли смысл финансовая автономия регионов?

В ходе круглого стола, который совместно провели Совет Республики Национального собрания Беларуси и Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, прозвучал тезис о возможной финансовой автономии местного самоуправления, который мы попросили прокомментировать отдельных участников семинара.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по региональной политике и местному самоуправлению, председатель республиканского общественного объединения «Белая Русь» Геннадий Давыдько отметил, что финансовую автономию должны создавать региональные субъекты хозяйствования, которые проводят разумную фискальную политику и инвестирование, развивают предприятия. «Если существуют такие, то определенная финансовая независимость возникает, поскольку не все деньги забирают в центр. Но я убежден, что полной финансовой независимости у регионов быть не должно. Разве то, что сейчас происходит в Барселоне, это не следование параграфам хартии?» — поинтересовался в ответ Геннадий Давыдько.

Глава «Белой Руси» добавил, что сегодня подобные вещи не принимаются в расчет европейцами. Он подчеркнул, что менталитет белорусов другой, поэтому и понимание местного самоуправления, независимости на местах не совсем такое, как европейское. «Вся история славянства объединяет: давайте все вместе, всем миром, — напомнил сенатор. — Философия и логика тут не хуторская, она не разъединяет. Если дать независимость в соответствии с европейским пониманием, то это немножко не будет соответствовать нам ментально».

Понятная модель для белорусов следующая: есть центр, где сосредоточены определенные финансы. А региону необходимо доказывать обоснованность своих проектов, при этом имея собственный бюджет, в рамках которого он независим. По мнению Геннадия Давыдько, разделение регионов и центра — это утопия, которая может даже стать опасной.

Председатель Минского городского Совета депутатов Василий Панасюк обратил внимание на выступление одного из спикеров круглого стола Мирослава Кобаса. Последний отметил: есть такое понятие, как низовой уровень народовластия — территориальный орган общественного самоуправления. Мирослав Кобаса предложил организовать поддержку в этом направлении в размере 0,1% от бюджета.

«По Минску мы давно отработали определенную схему в отношении деятельности органов территориального общественного самоуправления. Есть утвержденная городским Советом депутатов, президиумом инструкция в духе соревнования, — рассказал Василий Панасюк. — На районном уровне ежеквартально определяется лучший коллегиальный орган территориального общественного самоуправления и ему выделяются денежные средства, а затем и на городском уровне. Общественная работа не может быть «расщеплена» на должностные оклады — на то она и общественная. Так вот, этих денег, которые берутся из бюджета Минска, вполне достаточно для выполнения функций органов территориального общественного самоуправления».

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

У Весов ожидается удачная неделя для решения материальных проблем.

Здароўе

Высокий спрос диктует цены

Высокий спрос диктует цены

В период летней оздоровительной кампании отмечался повышенный спрос на услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Общество

Как греться, чтобы не загореться?

Как греться, чтобы не загореться?

Вместе с МЧС разбираемся в нюансах печного отопления.