12 сентября Совет Республики Национального собрания Беларуси совместно с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы провели в Минске круглый стол по актуальным вопросам местного самоуправления. В мероприятии приняли участие представители Конгресса местных и региональных властей из Франции, Италии, Нидерландов, Греции, Румынии. Со стороны Беларуси — руководители областных Советов депутатов и Минского городского Совета депутатов, ассоциаций местных Советов, сенаторы, представители общественных организаций, исполнительной власти и учреждений, участвующих в совместных с Советом Европы проектах.
Обмен опытом
Открыли круглый стол председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил МЯСНИКОВИЧ и председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гудрун МОСЛЕР-ТЕРНСТРЕМ. Они напомнили про принципы Европейской хартии местного самоуправления, а также высказали свое мнение насчет местных властей. Стороны сошлись в том, что этот круглый стол — хорошая основа для укрепления сотрудничества в области местного управления и самоуправления. Госпожа Мослер-Тернстрем отметила, что в Беларуси демонстрируется политическая воля для того, чтобы установить более высокий уровень местного самоуправления, и европейская сторона в ее лице готова поддержать в этом нашу страну.
Заместитель председателя Конституционного суда Беларуси Наталья КАРПОВИЧ в своем выступлении сделала акцент на правовой составляющей и роли главного закона страны. В нашей Конституции целый раздел посвящен местному управлению и самоуправлению. По мнению Натальи Карпович, правовое регулирование этой сферы отвечает ее значению как важнейшего элемента демократического устройства общества. «На мой взгляд, совершенствование местного самоуправления и направления в этой сфере должны основываться не на каких-то формально-правовых нюансах, моделях и так далее. Главное — эффективность местного управления», — считает Наталья Карпович. Для отдельного гражданина, подчеркнула она, эта эффективность проявляется в возможности выражать свои интересы, непосредственно участвовать в решении насущных вопросов.
Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Виктор ЧАЙЧИЦ считает, что сегодня государственная политика в сфере местного управления и самоуправления осуществляется достаточно четко и целенаправленно. Принимаются и планируются к принятию законы, дающие местным Советам больше прав в реализации идей, касающихся экономического развития региона, бюджета и налоговых отношений. Кроме этого, сенатор считает, что надо быстрее и смелее перенимать положительный опыт внедрения основных принципов Европейской хартии местного самоуправления, хотя этот процесс и идет. Тем более что ее основные идеи сочетаются с указаниями главы государства. Обращаясь к словам Президента, Виктор Чайчиц отметил, что в регионах необходимо обеспечить более высокие темпы роста промышленности, сельского хозяйства и ВВП. Нужны новые механизмы инвестирования средств в территории, позволяющие обеспечить заметные сдвиги в экономике и существенно повысить качество предоставления услуг населению.
Парламентарий обратил внимание на то, что местные власти порой уклоняются от присмотра за работниками республиканских предприятий, хоть это их сельские жители. Это, по его мнению, неправильно. Местные Советы должны отвечать за каждого человека, вникать во все проблемы, независимо от того, на каком предприятии он работает.
Как говорит Виктор Чайчиц, для социального-экономического развития сельсоветам необходима серьезная финансовая поддержка областного и республиканского бюджетов. Облегчить нагрузку на местные бюджеты, по его словам, может государственно-частное партнерство, изменения в этой сфере законодательства заработают с 1 февраля 2019 года. «Но все равно, чтобы поднять статус органов местного самоуправления, бюджета никогда не хватит, нужно ориентироваться на опыт наших соседей», — сказал сенатор, имея в виду поиск внебюджетных средств, в том числе грантов. К слову, парламентарий уверен, что необходимо проработать вопрос о расширении полномочий депутатов. Он напомнил, что уже предлагалось подготовить концепцию развития местного самоуправления до 2030 года, и депутаты местных уровней эту идею поддержали.
Председатель правления просветительского общественного объединения «Фонд имени Льва Сапеги» Мирослав КОБАСА обратил внимание на то, что белорусская модель местного самоуправления обеспечивает почти стопроцентную реализацию решений, принимаемых на республиканском уровне. Среди моментов, над которыми нужно работать, Мирослав Кобаса назвал отток населения из деревень в города, и это, к сожалению, устойчивая тенденция. За последние 15 лет около 300 сельсоветов было объединено, и их укрупнение продолжается. Уменьшение количества людей связано и с обеспечением социальных стандартов: содержать ту же школу или развивать инфраструктуру на селе становится дорого.
Относительно бюджетов первичного уровня Мирослав Кобаса отметил, что у нас 46 % консолидированного бюджета проходит через местные органы власти. Это хороший показатель, но если посмотреть распределение между уровнями, то 47 % из этих денег остаются на областном уровне, 52 % — на районном и только 1 % — на сельском. А это уровень, который наиболее близок к населению.
Среди предложений, которые стоило бы рассмотреть в развитии сельсоветов, Мирослав Кобаса назвал выделение некоторого процента для освоения старостами и территориальными общественными организациями. Он предлагает сумму в 0,1 % от районного бюджета. Напомним, что в нашей стране работают порядка 24 000 старост и около 1500 территориальных общественных организаций. Выделяя таким образом деньги, власть будет формировать бюджет гражданского участия. Это примерно 40—50 тысяч долларов в эквиваленте от района на инициативы. Это помогло бы активизировать работу на местах.
Выйти за границы
Об опыте трансграничного сотрудничества рассказал вице-председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Роберт-Цонгор ГРЮМАН. Он отметил, что многие граждане ЕС привыкли к пересечению европейских границ без каких-либо досмотров. Это приводит к появлению определенных проблем в данной сфере. Некоторые граждане Европы привыкли жить в одной стране, а работать в другой. Здесь, например, есть проблема вызова скорой медицинской помощи — кто обязан ее оплачивать?
Совет Европы занялся подобными проблемами много лет назад, пояснил Роберт-Цонгор Грюман. Существует рамочная Мадридская конвенция — по сути, главный документ в этой области. Она содержит общие правовые аспекты трансграничного сотрудничества. Конвенция в 90-е годы XX века была дополнена специальным протоколом, еще один протокол появился в 2010 году.
Трансграничное сотрудничество между государствами крайне важно для Европы, подтвердил вице-председатель, в связи с чем постоянно разрабатываются новые законодательные акты. Он подчеркнул: за годы работы в этой сфере стало ясно, что только правовыми инструментами все преграды не преодолеть. Трансграничное сотрудничество требует общих целей, видения, стратегий и конкретных действий, а также денежных фондов. Кстати, безвизовый режим способствует успешной работе в этом направлении.
Далее слово было передано председателю Гродненского областного Совета депутатов Игорю Жуку. Он рассказал о взаимодействии регионов Беларуси в рамках трансграничного сотрудничества, которое является одним из ключевых приоритетов Европейского соседства.
Депутат отметил, что Гродненская область — активный участник программ по этой теме совместно с Европейским союзом. Результаты отличные: по программе «Польша — Беларусь — Украина» за период с 2007-го по 2013 год на территории было реализовано 18 проектов на сумму 14,5 миллиона евро. Их темы — здравоохранение, дорожное строительство, улучшение инфраструктуры пограничных переходов, сохранение Беловежской пущи. По программе «Латвия — Литва — Беларусь» за аналогичный период было реализовано 26 проектов на сумму около 9 миллионов евро.
По вышеназванным программам сотрудничество продолжается до сих пор, отметил Игорь Жук. По результатам конкурсного отбора по направлению «Польша — Беларусь — Украина» на 2014—2020 годы было отобрано всего 32 проекта, из них 13 — от Гродненской области на сумму свыше 11 миллионов евро.
В рамках приоритета доступности в основной перечень, который будет финансироваться из средств ЕС, от Гродненской области вошло пять проектов. В основном деньги — почти шесть миллионов евро — направят на улучшение дорожной инфраструктуры на приграничье. И по другим направлениям Гродненская область продолжит развивать значимые социальные проекты.
По линии «Латвия — Литва — Беларусь» за 2014—2020 годы по итогам первого конкурса будет реализовано 30 трансграничных проектов, из них от Гродненской области — 17 на сумму около четырех миллионов евро. Приоритеты — медицина, занятость через предпринимательство и инновации, сохранение историко-культурного наследия и другие.
По словам директора государственного учреждения «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» Григория БЫСЮКА, вопросы трансграничного сотрудничества находятся и в поле зрения органов власти Брестской области. Область активно сотрудничает с Польшей и Украиной. Если изначально это были проекты по культуре и туризму, то сегодня темы более обширны — медицина, безопасность на границе и другие вопросы, касающиеся каждого жителя приграничья.
По его словам, наиболее активную роль в отношениях Беларуси с Польшей и Украиной в последнее время играет такое трансграничное объединение, как еврорегион «Буг». Еще одно существенное направление — совместная стратегия трансграничного
сотрудничества Люблинского воеводства, Львовской, Волынской и Брестской областей на 2014—2020 годы. Это долгосрочная программа, подчеркнул Григорий Бысюк. Проекты, реализованные с 2007-го по 2013 год, затронули культуру, медицинскую и спасательную технику, спорт, образование и многое другое. Впереди десятки новых проектов на миллионы евро — безопасность приграничья, улучшение потенциала пожарных и спасательных служб, дорожной инфраструктуры и иные.
Высказался Григорий Бысюк и о пользе безвизового режима: Брестскую область посетило уже более девяти тысяч туристов только из Польши, что составляет 70 % в общем безвизовом потоке. В сфере туризма реализуется 14 трансграничных проектов.
О положительном опыте реализации инициатив в сфере экономики на местном уровне участникам круглого стола рассказала председатель Международного общественного объединения «Экопартнерство» Юлия ЯБЛОНСКАЯ. Она поделилась собственным опытом о том, как в Беларуси работает европейская инициатива соглашения мэров по климату и энергии. Последние два года инициатива активно реализуется в нашей стране. Цель для нас — сократить выбросы СО2 на 30 % до 2030 года. К данной инициативе в Беларуси присоединились 41 город и район, что составляет более трех миллионов жителей.
Обязательство подписантов — выполнить ряд шагов. Создать рабочую группу, проанализировать выбросы газов, климатические риски и уязвимости. Из анализа создается план, по которому проводится работа. Каждый год нужно подавать отчет по главным показателям.
Есть конкретные направления в каждом городе и районе, над которыми необходимо работать, добавила специалист. Это модернизация центрального теплоснабжения, повышение энергоэффективности жилых зданий, переработка отходов, защита природных территорий, повышение готовности к чрезвычайным ситуациям и многое другое.
Побратимские связи выступают и как инструмент развития приграничных территорий — об этом рассказал председатель Полоцкого районного исполнительного комитета Николай ШЕВЧУК. Развитие города и района всегда увязывалось с развитием сотрудничества с европейскими странами. Первому соглашению по сотрудничеству между Полоцком, Ригой и островом Готланд исполнилось практически 800 лет, отметил он. Полноту побратимских связей отражает Полоцк, который поддерживает партнерские отношения с 31 городом из 14 стран (Германия, Армения, Россия, Молдавия, Украина, Азербайджан и другие государства). Направления самые разные — от образования и медицины до модернизации инфраструктуры, туризма и культуры. «Приятно отметить, что наши усилия по продвижению соглашения мэров стали примером уже для 45 городов Беларуси», — добавил Николай Шевчук.
Хор услышать легче
Один из инструментов повышения эффективности института местного самоуправления — деятельность ассоциаций местных Советов депутатов. В Беларуси они созданы пока только в Гродненской и Могилевской областях. О европейском опыте деятельности подобных ассоциаций рассказал председатель Мониторинговой комиссии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Лин ВЕРБЕЕК. «Большинство членов Мониторинговой комиссии являются членами национальных ассоциаций местных и региональных органов власти. Поэтому работа комиссии и роль национальных ассоциаций взаимосвязаны. Последние являются наиболее активными партнерами. Конгресс поддерживает диалог между ассоциациями и правительством. В то же время ассоциации имеют большую силу в защите прав своих членов», — пояснил Лин Вербеек.
Статья 10 Европейской хартии местного самоуправления предусматривает право местных органов самоуправления на ассоциацию, в том числе международную, а также возможность сотрудничества с органами местного самоуправления других государств на условиях, установленных законом.
«Объединение в ассоциацию должно происходить без давления и ограничения со стороны центрального правительства, — обратил внимание председатель Мониторинговой комиссии. — Участие в ассоциациях должно быть добровольным и базироваться на общих интересах».
Позиция местных властей сильнее, когда они выступают вместе, подчеркнул Лин Вермеек. Ассоциации местных и региональных органов власти являются важной площадкой для встреч, обсуждений и обмена информацией.
Про основные направления работы Гродненской областной ассоциации местных Советов депутатов рассказал ее председатель Анатолий НИКИТИН. Это обучение, конкурсы, международное сотрудничество, анализ и обобщение опыта, гуманитарная деятельность и взаимодействие с исполнительной властью и общественными организациями.
«Анализ обращений граждан показывает, что многие из них относятся к компетенции исполнительной власти. Депутат выступает связующим звеном. Однако просто передавать вопросы в госорганы недостаточно, важно не только слышать проблемы населения, но и решать их. Для этого депутат должен обладать соответствующей квалификацией и ресурсами. Поэтому ассоциация видит одну из важных своих задач в повышении квалификации народных избранников», — добавил председатель Могилевского областного Совета депутатов Дмитрий ХАРИТОНЧИК. На Могилевщине ассоциация местных Советов депутатов была образована на год раньше, чем на Гродненщине, — в 2015 году. Депутат подчеркнул, что ассоциация местных Советов может и должна выступать катализатором разработки и реализации важных на местном уровне социальных, экономических и иных проектов и программ.
Подводя итоги разговора, председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гудрун Мослер-Тернстрем поблагодарила участников круглого стола, отметила дружескую атмосферу и выразила надежду на продолжение работы конгресса с Беларусью. «Мы готовы вам помочь в построении демократического местного самоуправления, если вы об этом попросите», — сказала она. Председатель конгресса еще раз назвала состоявшуюся накануне встречу с Президентом Беларуси очень открытой. «Мы почувствовали поддержку идеи самоуправления и децентрализации», — добавила она.
Модератор круглого стола, председатель Постоянной комисии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Александр ПОПКОВ предложил все выступления, прозвучавшие в Овальном зале Национальной библиотеки, издать в виде брошюры, которая будет распространена среди местных Советов депутатов и органов местного самоуправления Беларуси для практического руководства.
«Мы очень заинтересованы в совершенствовании нашего местного самоуправления, — заверил он. — Определенный опыт у нас есть, но его недостаточно. У нас все ждут, что государство откроет рог изобилия и блага посыплются на места. Но, чтобы решить проблемы, мы должны соединить интересы, продумать желания и организовать свои возможности. И опыт соседей здесь очень ценен».
Жизнь настойчиво ставит перед нами задачи, а инструментов, которые использовались раньше для их решения, уже не существует, заметил сенатор. Органы местного самоуправления должны стать новым эффективным механизмом решения проблем на самом близком к повседневной жизни человека уровне. «Поэтому обобщение нашего внутреннего опыта, опыта соседей и ту помощь, которую нам предлагает Конгресс местных и региональных властей, мы должны использовать по полной», — резюмировал Александр Попков.
Надежда АНИСОВИЧ, Владислав ЛУКАШЕВИЧ, Ольга МЕДВЕДЕВА
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
По завершении первой части круглого стола пообщаться с журналистами вышли председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил МЯСНИКОВИЧ и председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гудрун МОСЛЕР-ТЕРНСТРЕМ.
По ее словам, работа над организацией круглого стола велась долгое время: переговоры длились в течение четырех лет. «Все члены конгресса понимают, что Беларусь испытывает горячее желание улучшить все вопросы, связанные с местным и региональным самоуправлением, — отметила она. — Я очень рада, что мне довелось встретиться с Президентом Александром Лукашенко и он оказал поддержку, которая была закреплена такими интересными информационными докладами от разных ведомств. Мне очень приятно, что ведется активная работа по гармонизации, внедрению и рассмотрению вопросов местного самоуправления».
Она также напомнила, что членами конгресса являются 47 стран, 240 органов местного самоуправления — это огромный опыт, которым все готовы поделиться. Гудрун Мослер-Тернстрем подчеркнула: готовой модели, которую конгресс мог бы предложить для использования, нет, поскольку все зависит от местного законодательства. «Поэтому мы будем рады продолжать сотрудничество в этой области, вырабатывать общие подходы, — сказала она. — Мы приехали сюда не только для того, чтобы привнести свой опыт. Сегодняшняя встреча показала, что мы можем многому научиться у Беларуси. Мы очень рады, что это был равноценный обмен. Пожалуйста, продолжайте ваши усилия в этом направлении. Мы очень надеемся, что вы будете продвигать наш общий процесс гармонизации и Президент Беларуси поддержит наши решения и стремления».
Михаил Мясникович в свою очередь отметил, что разделяет заявления председателя Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Он подтвердил, что к мероприятию готовились давно, однако оно не откладывалось, а серьезно прорабатывалось, в том числе за счет законодательных актов.
По словам спикера, контакты Беларуси с европейским сообществом развиваются достаточно активно, особенно в последние два года. К примеру, вопросы местного самоуправления поднимались в прошлом году на мероприятии с комитетом Еврокомиссии. Он добавил, что Беларуси есть что заимствовать у объединенной Европы, но некоторые вещи из белорусской практики могут почерпнуть и европейские институты.
«Беларусь пока не входит в состав объединенной Европы, но это вовсе не означает, что мы не интересуемся жизнью стран Восточной и Западной Европы. Наш семинар говорит о том, что у нас очень много точек соприкосновения интересов», — заявил парламентарий.
Он поблагодарил конгресс за открытость, характерную для всего диалога с европейской стороной. По словам Михаила Мясниковича, у Беларуси неплохое законодательство, однако его возможности используются в недостаточной мере. Парламентарий подчеркнул, что за годы независимости в нашем государстве выработался серьезный багаж для того, чтобы определенные компетенции передать на местный уровень.
СТРЕЛЕЦ. Впереди — неделя, полная непредсказуемых моментов. Ваши адаптивность и умение быстро меняться придутся как нельзя кстати.
«Делаем упор не на здоровое питание, а в целом на здоровую жизнь»
«Мы не можем разочаровать своих учеников».