22 июня 1941 года было воскресенье. Но о каком выходном может идти речь, если на твою страну обрушилась страшная напасть войны? Узнав по радио о нападении Германии на Советский Союз, журналисты срочно вышли на работу, и уже на следующий день, 23 июня, появились внеочередные выпуски органов ЦК и Минского обкома КП (б) Б «Звязда» и «Советская Белоруссия». Издания напечатали текст радиообращения заместителя председателя Совнаркома и наркома иностранных дел Молотова, указы правительства о мобилизации военнообязанных и введении военного положения в отдельных местностях СССР, в том числе в Белорусской ССР, а также патриотические стихи Якуба Коласа и Петра Глебки — призывы к борьбе с врагом.
Однако линия фронта двигалась очень быстро, и «Звязда» успела выйти в Минске еще только один раз, 24 июня. Предполагалось, что издание продолжится в Могилеве, но обстоятельства вынудили редакцию переехать в Гомель, где газета легально выходила до 13 августа 1941 года. Позже «Звязда» выходила подпольно в Минске и в деревне Дворец Любанского района, а «Совецкая Беларусь» как орган ЦК и Минского обкома компартии печаталась в Орле, Казани, Москве и Новобелице.
Впрочем, продолжить разговор о подпольной белорусской печати хочется не очередным воспоминанием про «Звязду» — подпольщиц и партизан, а рассказом про другие газеты, которые, несмотря на все меры немецко-фашистских оккупантов, печатались и распространялись на Минщине в военное время.
Слово — тоже оружие
В книге воспоминаний секретарь Минского обкома и командир Минского партизанского соединения Василий Козлов отмечал, что главная сложность организации подпольной и партизанской печати была в том, что в начале войны сами подпольные партийные организации получали очень нерегулярную и недостаточную информацию о состоянии дел на фронте и в стране: «Чтобы заполнить этот пробел, организовали систематический прием радиопередач из Москвы и полученную информацию мы сразу доводили до широких масс населения. Сводки Совинформбюро, материалы из газет и другие важные сообщения. К утру их переписывали, потом размножали на пишущих машинках, а утром отправляли в ближайшие города, деревни и в партизанские отряды. В Минской области выдавалось 34 подпольных газеты, в том числе «Звязда» и «Чырвоная змена».
В столице выходила газета «Минский большевик», в Минском сельском районе — «Шлях соцыялізма», в Любанском — «Кліч Радзімы», Бегомльском — «Советский патриот», Борисовском — «Большэвіцкая трыбуна», «Большевистская правда», «Народный мститель» , в Дзержинском районе — «Ленинская правда», Заславльском — «Мы отомстим», «Партизан-комсомолец», Копыльском — «Калгаснік Копыльшчыны», Крупском — «Партизанский путь», Краснослободском — «Чырвоная зара», Логойском — «За Совецкую Беларусь» и «За Совецкую Радзіму», «Котовец», Плещеницком — «Ленінец», Пуховичском— «Партизан Белоруссии», Руденском — «Бальшавіцкі сцяг», «В бой за Родину», Слуцком — «Патриот Родины», «Народны мсцівец», Смолевичском — «Смерть фашизму», Старобинском — «Советский патриот», Стародорожском — «За Советскую Родину», Узденском — «За Совецкую Радзіму», Холопеничском — «Красное знамя», Червенском — «Червенский партизан»... Тираж их был относительно невелик, по 500-600 экземпляров, да и формат также изменялся: газеты выходили то на половине обычной полосы, а то и на 1/8, и, разумеется, далеко не каждый день. И тем не менее минская подпольная печать давала возможность высказаться партизанам и крестьянам, руководителям подпольной борьбы и тем, кто перешел на сторону Советской Армии, став еще одним — информационным — оружием в борьбе с врагом.
Вот как описал редактор газеты «Минский большевик» Александр Сакевич осенью 1943-го расправу гитлеровцев над минчанами после взрыва в столовой СД и покушения на гауляйтера Кубе: «В сентябре месяце в Минске, в районе Комаровки, гитлеровские изверги окружили несколько улиц. Всех мирных жителей в количестве свыше 1000 человек... палачи грузили на автомашины и отправляли в район Тростенец. На месте кровавой расправы были приготовлены две большие ямы. Одна за одной подходили машины. Стаскивая перепуганных стариков, женщин и детей, немецкие бандиты расстреливали их в упор и бросали в ямы. Эти двуногие звери, потерявшие человеческий облик и всякие чувства морали, с цинизмом опубликовали сообщение о том, что ими расстреляно 300 человек врагов немецкой власти».
«Не проходит дня, чтобы народные мстители-минчане не напоминали о себе немцам, проявляя при этом исключительное мужество и самоотверженность. Минчанам хорошо известны имена героев Евгения и Кирилла Гурло, Оли Волчёк, пламенного агитатора Лаврентия и многих других погибших на боевом посту от рук немецких палачей», — продолжает издание хронику борьбы. И призывает читателей практически в каждом номере: «Умножим удары по врагу, приблизим день нашего освобождения!», «Смерть фашистским сообщникам!», «Молодежь, беспощадно уничтожай немцев!». Всего же до июля 1944 года, как свидетельствуют архивы, вышло в свет 25 номеров издания.
В январе — авгусе 1942 года подпольная группа А. Маркевича издавала малоформатную газету «Патриот Родины» — к сожалению, до масштабной облавы на минское подполье она успела выйти всего восемь раз.
В декабре 1942 года на острове в Загальских болотах расположилась подпольная типография, которая издавала сначала листовки, а потом и слуцкую подпольную газету «Народный мститель» — на собственноручно сделанных типографских кассе и станке и с помощью шрифта, который партизанам удалось забрать из немецко-фашистской типографии в Любани. «По пояс в болотной воде мы пробирались с острова на остров, — вспоминал позже редактор «Народного мстителя» Николай Достанко. — В одном месте фашисты нас сильно «зажучили», как говорили мы после, шутя, и положение было угрожающим. С плеч сняли сухари, но оставили шрифт — семь дней в болоте у нас не было крошки хлеба, но за плечами был шрифт...» Только в марте из Москвы привезли для подпольной типографии портативную машинку. Газета выходила каждую неделю с призывами «Шире раздуть пламя партизанской борьбы в тылу врага!», «Мы не будем рабами», «За обобранную, разрушенную, сожженную Случчину — уничтожай фашистскую погань!», «Все силы и средства на разгром врага!» , «Хлеб — нам, а немцам — пулю!». Черную хронику регулярно пополняли названия разрушенных и сожженных вместе с жителями деревень: Висея, Кублище, Адамово, Поликаровка, Березинец, Жилин Брод, Паничи, Амговичи, списки массово замученных людей.
Много писал «Народный мститель» и о намерении оккупантов создать профашистские организации, в том числе «Белорусскую краевую оборону» и «Союз белорусской молодежи», призвал не верить обещаниям врагов и остро комментировал гитлеровскую пропаганду: «Фашисты выпускают газету-тряпку «Газета Слуцка» , страницы которой заполнены ядом лжи о жизни советской страны, разной чепухой и грязью... Фашистские сподвижников советуют крестьянину: «В Германии и в краях новой Европы народы из-за недостатка лошадей уже от несколько лет используют тягловую силу коровы. Работа увеличивает удойность и жирность молока. Запрягай свою корову». Фашистские советы шиты белыми нитками. Запрячь бы в плуг этого гитлеровца, пусть бы он «увеличил жирность!».
«Командир энского партизанского отряда Владимир Т. пишет: «Партизаны нашего отряда бьют врага не только оружием, но и словом большевистской правды. В деревнях Слуцкого района проведено около 30 бесед и докладов, распространено сотни листовок и газет. В результате проведенной политмассовой работы отряд увеличил ряды на 25 работ. Рабочие отдали 81 075 руб. сбережений на постройку боевых танков и самолетов».
Как подсчитали исследователи с факультета журналистики БГУ, в тылу врага было выпущено 78 номеров газеты общим тиражом более 37 тысяч экземпляров, а также 72 тысячи экземпляров листовок и воззваний.
Зачитывали до дыр
Связные, которые распространяли газеты на оккупированной территории, перечитывали по нескольку раз оперативные сводки и другие материалы, чтобы хорошо запомнить и пересказать своими словами содержание тем крестьянам, которые уже плохо видели или по другим причинам не могли сами прочитать газету. Часто разносили газеты и листовки по селам сами литработники, наборщики и печатники и видели живую реакцию на каждый материал: радость и надежду — от новостей о победах Красной Армии, гнев и ненависть — от пересказа зверств фашистов, едкий смех — от «уголков юмора и сатиры». Да, не один десяток человек хохотал, перечитывая анекдот-зарисовку в борисовской «Большевицкой трибуне» за 29 августа 1943 года:
— Внучек, где ты тогда был, как горел немецкий склад? Надо было уйти с глаз немцев, чтобы напрасно не прицепились проклятые.
— Нет, бабушка, я тогда вовсе не был у них на глазах, я в то время второй склад поджигал.
В Пуховичах подпольный райком партии издавал газету «Партизан Белоруссии», которая последовательно и подробно информировала население о положении на фронтах, о деятельности местных партизанских соединений. Так, 2 октября 1943 года издание отметило вторую годовщину партизанского соединения «Пламя»: «Ими пущено под откос 59 эшелонов противника, уничтожено и повреждено 52 паровоза, 841 вагон, 86 автомашин, взорвано 6 железнодорожных и сожжено 13 шоссейных мостов, взорвано более 1600 рельсов. 2551 фашистский разбойник погиб собачьей смертью от партизанских пуль соединения «Пламя».
Бывший ответственный секретарь подпольной логойской газеты «За Совецкую Беларусь» Борис Сосновский упоминал, что в 1942 году листовку, в которой рассказывалось о победе советских войск под Сталинградом и уничтожении 330-тысячной армии противника, читали и перечитывали, передавая из рук в руки, тысячи людей: «Она дошла в каждую деревню и даже в Минск, Борисов, Вилейку. Намерение гитлеровцев скрыть от советских людей поражение на фронте не удалось. А еще через неделю жители нашего района уже читали первый номер своей «районки», вышедшей в подполье...» Также в логойской типографии увидели свет первые номера газет «Ленінец» (Плещеницкий райком), «Партызанская праўда» (Ильянский райком) и «Котовец» (издание партизанского отряда имени Котовского). Лесные редакция и типография, по воспоминаниям их сотрудников, действовали круглые сутки, а тираж одного издания достигал 500 и даже 1000 экземпляров.
Точки не поставлены
«Мультимедийное издание «Подпольная и партизанская печать Беларуси», которое содержит научные статьи и цифровые копии десятков подпольных и партизанских газет, стенгазет, листовок, воззваний, плакатов, рукописных изданий из собрания Национальной библиотеки Беларуси, Национального архива и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, увидело свет в 2009 году. С тех пор уже дважды переиздавалось с дополнениями, — говорит заведующий отделом редкой книги Национальной библиотеки Беларуси Галина Киреева, — ведь появляются все новые материалы, которые ранее не были изучены». Исследователи также не теряют к теме интерес: в декабре 2017-го издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» презентовала каталог «Партизанские рукописные журналы Минской области».
Виктория ТЕЛЕШУК
В БГПУ прошла встреча ректора со студенческим активом.
С чего начинается любовь к опере?
В республике в целом планируется продление времени работы порядка 280 объектов торговли и 180 объектов общественного питания.