Наверное, каждый любитель спорта знает фамилию Грецкий и понимает, что связана она с хоккеем. Канадец, один из самых известных спортсменов XX века, четыре раза он выигрывал самый престижный трофей в мировом хоккее — Кубок Стэнли. Мало кто знает, что корни «Великого», именно такое прозвище он получил во времена игровой карьеры, идут из Беларуси. Дедушка Уэйна Гретцки Терентий Лаврентьевич иммигрировал в Канаду из Гродненской губернии, там он женился на украинке Марии из города Подгайцы (ныне Тернопольская область Украины).
Каково было наше удивление, когда в заявочном списке хоккейного клуба «Динамо-Молодечно» мы увидели именно эту фамилию. Белорусский нападающий Вячеслав Грецкий — уроженец Гродно, ранее он выступал за местный «Неман» и хоккейный клуб «Лида». С нападающим мы поговорили про его известную фамилию, связь с великим хоккеистом и легендарную победу белорусов над шведами, с которой начался хоккей для Вячеслава.
* * *
— Начнем с насущного. Ваш переход в «Динамо-Молодечно» можно считать плюсом в карьере?
— Однозначно. Три года подряд я начинал предсезонную подготовку с «Неманом-2», это было топтание на месте. Первый раз оттуда в аренду в Молодечно меня забрал Дмитрий Кравченко, потом я оказался в «Лиде», но Дмитрий Александрович вытащил оттуда. Я был этому очень рад, приятно работать с человеком, который видит тебя в команде, прекрасно к тебе относится. Это дает толчок и мотивацию.
— В этом году командой руководит уже Юрий Файков, какие он ставит задачи перед вами?
— Как у всех команд у нас только одна задача — побеждать.
— Кого видите своими основными конкурентами?
— Сложно назвать конкретные команды. В этом году все будут конкурентами, потому что чемпионат усилился, команды стали ближе по уровню игры, это показал и Кубок Салея.
— Как оцените старт команды?
— Мы прошли очень хорошую предсезонную подготовку, работали усердно, по две тренировки в день. Делали все, чтобы на старте сезона получить трофей в виде Кубка Салея, к сожалению, не вышло. Пробились в финал, но там проиграли. Если говорить о личном результате, то пока что для меня это лучший старт сезона.
— По поводу реформ, которые произошли в нашем хоккее, высказывались тренеры и функционеры, но мало говорили игроки.
— Изменения, касающиеся возраста, мне кажется, мало что поменяли. По поводу разделения экстралиги на дивизионы, думаю, это однозначно положительный шаг. Наш чемпионат будет более интересен, как для хоккеистов, так и для болельщиков, будет больше борьбы и больше игр. Что касается зарплат, я, как молодой игрок, не могу ответить на этот вопрос, так как больших денег и так не получал, наверное, об этом лучше спрашивать у более опытных хоккеистов.
— Вообще, ходит мнение, что хоккеисты незаслуженно высокооплачиваемые спортсмены.
— Отрицательно и негативно отношусь к таким высказываниям, потому что никто не знает, какой жизнью на самом деле живут хоккеисты. Они пришли в спорт в 7-8 лет, отныне ежедневные тренировки. Пару недель на отдых летом. Мало кто думает о том, что хоккеист может закончить свою карьеру в любой момент, это может случиться завтра или через 20 лет, если повезет больше. Плюс хоккей — это спорт, связанный с риском для жизни, поэтому деньги, я считаю, вполне оправданы. Ну и наконец, никто не мешает каждому стать хоккеистом, если это так легко.
— Помните, куда потратили свои первые заработанные деньги?
— Я не знал, что с ними делать, часть отдал родителям, а остальные пошли на какие-то мелочи. Зарплата была небольшая, для хорошей покупки с одной зарплаты еще предстоит хорошо поработать.
* * *
— Вам часто задают вопросы о фамилии?
— Да. Родственными связями я никак не причастен к Уэйну Гретцки, мы просто тёзки по фамилии. Возможно, если бы мы были родственниками, я бы здесь уже не играл (смеется).
— Вы тоже из Гродно, как и дедушка Уэйна, никогда не интересовались происхождением своей фамилии?
— Пока такого желания не было. Единственное, знаю, что это скорее польская фамилия.
— Может, она и стала толчком, чтобы начать заниматься хоккеем?
— Вряд ли, потому что я стал на коньки в лет 6-7, и это был мой выбор, а не родителей, тогда и не знал о таком известном хоккеисте. Получилось интересно, первый матч, который я увидел в своей жизни, — Беларусь — Швеция. Наша легендарная победа в Солт-Лейк-Сити. Мне понравился не столько хоккей, сколько форма шведов, и я загорелся желанием играть.
— Фамилия когда-либо становилась предметом шуток партнеров по команде?
— Они только иногда называют меня Уэйном.
— Интересовались как-то углубленно биографией своего тезки?
— Я, наверное, как и каждый, хорошо с ней знаком, потому что это великий хоккеист, все знают про его заслуги.
* * *
— Ваша профессиональная мечта — НХЛ?
— Мечта любого хоккеиста играть в НХЛ и выиграть Кубок Стэнли. Это даже скорее не мечта, а цель, ведь цель более доступна, чем мечта.
— Что входит в сферу ваших интересов помимо спорта?
— Хобби особенного нет, люблю читать, очень много. В свободное время либо читаю, либо гуляю, с женой любим активный отдых, но не любители гиперактивных тусовок. Простой отдых для меня самый лучший.
— Какая книга произвела на вас самое большое впечатление?
— Каждая книга может вдохновить и чему-то научить. Первая, которая запала, — это Генрик Сенкевич «Крестоносцы». Из последнего, что понравилось, — цикл польского писателя-фантаста Роберта Вегнера «Сказания Меекханского пограничья». Обычно всегда выделяют классику, но мне как-то больше нравится литература такого плана. Сейчас читаю исторический роман.
— Чтение — это нетипично для хоккеиста...
— Это только стереотипы. Хоккеисты достаточно эрудированные люди. Я знаю много спортсменов, которые читают и разбираются хорошо в различных сферах. Хотя, даже в школе, иногда встречался с таким мнением, если ты хоккеист, значит, ничего не знаешь.
* * *
— Кого из белорусских хоккеистов вы бы назвали лучшим в истории?
— Здесь ответ очевиден — это Руслан Салей. Истории любых спортсменов, которые чего-то добились, вдохновляют. По-своему хорош Салей, и тот же Гретцки в свое время, в другое время — Овечкин. И их нельзя сравнивать.
— Если говорить о тренерах, под чьим руководством вы мечтали бы сыграть?
— Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Каждый год появляется кто-то, с кем интересно было бы поработать. Вообще, тренер — это один из ключевых факторов в становлении хоккеиста, он играет очень большую роль. Мой детский тренер Александр Николаевич Супрун вложил многое, ругался даже за оценки в школе, придумывал наказания за это на тренировках. Он старался, чтобы из детей получились хорошие не только хоккеисты, но и люди. А ключевую роль в моей карьере, безусловно, сыграл Дмитрий Кравченко, он дал мне шанс восстановить свою карьеру. Если бы Дмитрий Александрович вовремя не поверил в меня, я, может, уже бы закончил с хоккеем, и жизнь сложилась бы по-другому.
Дарья ЛОБАЖЕВИЧ
«Мы не можем разочаровать своих учеников».
В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне.
Дело непростое, но благодарное.