Вы здесь

Что нужно знать о ПТС, чтобы не оказаться обманутым?


Скачущий курс российского рубля вновь заставляет обратить внимание белорусских автолюбителей на рынок машин в России. Еще бы: россияне привыкли проводить операции в национальной валюте, и даже при неустойчивости рубля цены остаются прежними. Зато наши соотечественники, которые привычно держат сбережения в долларах или евро, могут выиграть на валютных «катаклизмах» и приобрести новый или подержанный автомобиль с очень неплохой выгодой.


Тем не менее нередко бывает, что по приезду на территорию России белорусские граждане оказываются в щекотливой ситуации: заниженная цена на подержанное авто связана не с состоянием транспортного средства, «срочностью продажи» или «переездом за границу», а с проблемными документами, в частности, с ПТС.

Но обо всем по порядку: ПТС — это паспорт транспортного средства. Это документ, который содержит сведения об основных технических характеристиках. Если говорить конкретнее, то в нем можно найти следующую информацию: идентификационный номер автомобиля, марку, модель, наименование и категорию, год изготовления, модель и номер двигателя, номера шасси и кузова, цвет кузова, мощность, рабочий объем и тип двигателя, разрешенную максимальную массу, массу без нагрузки, а также сведения об изготовителе, стране вывоза и таможенные ограничения. Иными словами — все необходимое, чтобы новый покупатель точно знал: с машиной проблем нет.

В России ПТС используется редко, чаще всего — при продаже или покупке авто, поскольку инспекторам ДПС водитель должен предъявить СТС — это свидетельство о регистрации. Как напоминает издание «Зарулем.рф», при оформлении сделки купли-продажи именно в паспорте транспортного средства фиксируют смену собственника.

Так в чем же потенциальная проблема ПТС? В том, что некоторые продавцы заявляют о наличии дубликата, а не оригинала такого паспорта. Почему? Причины разные: например, бывают и такие ситуации, когда в ПТС банально заканчивается место для указания нового собственника (то есть, у авто было настолько много владельцев — и это повод задуматься).

Еще один вариант — это потеря документа, в связи с чем делается дубликат. В таком случае стоит очень внимательно подходить к покупке, потому что здесь немало подводных камней.

Во-первых, неблагонадежный продавец в таком случае может сказать, что он — единственный (или второй, третий) хозяин, хотя сам приобрел машину у фирмы, в которой ее использовали в качестве служебной. Всем понятно, что к этим авто вряд ли относились как к личным, поэтому очень вероятен серьезный износ. Да, это только предположение, но осторожность лишней не будет.

Во-вторых, автомобиль может быть в залоге или взят в кредит — и это самое нехорошее, поскольку при определенном развитии событий «счастливый» покупатель может потерять и машину, и деньги.

Здесь работает настоящая преступная схема: человек берет автокредит, ПТС остается в банке до полного погашения. Дальше он приходит в ГИБДД и сообщает, что паспорт транспортного средства «потерян». Однако в ведомстве проверить достоверность сказанного не могут, поэтому выдают дубликат ПТС. Потом автомобиль продается, покупатель даже может успеть спокойно поездить на нем. А потом появится банк, которому почему-то перестали платить,  и без всякого разбора просто заберет машину назад. Что продавец? Уже и след его простыл. Итог: нет ни транспортного средства, ни денег.

Как не попасть в подобные ситуации, не купить авто в ужасном состоянии и не утратить деньги, а также психическую устойчивость? К сожалению, единого рецепта нет, однако некоторые общие советы дать можно. Видите дубликат ПТС и отказываться от покупки не хочется? Проводите все возможные проверки: съездите в ГИБДД, проверьте машину по всем возможным базам. Продавец отказывается? Может, и правда что-то не так? Если переживаете за техническое состояние автомобиля, можно обратиться в СТО для проверки. Хотите абсолютной чистоты — выберите сервис сами, а не тот, что предлагает продавец.

Что касается кредитных задолженностей, то эта тема уже поднималась в отечественных СМИ. Схема была схожая: в России покупали в кредит новое авто, быстро перегоняли в Беларусь и продавали дешевле. К счастью, сейчас банки начали отслеживать ситуацию, но от подобного не застрахован никто.

Кстати, с 1 июля 2017 года на территории стран — участниц ЕАЭС должен был начать действовать единый стандарт ПТС в электронном виде. В первую очередь думали о безопасности — такой документ в цифре точно не сможет потеряться, а также что-то скрыть от потенциального покупателя. Но замысел пока так и не реализован: сначала введение электронных ПТС отложили на год, а теперь сроки перенесены до 1 ноября 2019 года. Причины? Чисто технические: некоторые государства — члены ЕАЭС — попросту не успели сформировать национальные сегменты системы. Что в таком случае говорить об итоговой готовности, если необходимо будет затронуть огромную территорию Евразийского экономического союза.

Тем не менее остается ждать и надеяться, что система будет окончательно сформирована и успешно заработает, поскольку тогда процесс покупки и продажи автомобилей станет гораздо более прозрачным.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фото av.by

Название в газете: Предъявите документы!

Выбор редакции