Вы здесь

Что известно о будущем Минском международном кинофестивале?


Уже несколько лет «Лістапад» формирует особые слоган и визуальную концепцию, в сопровождении которых проходит фестиваль. В памяти остались девизы «Истина в кино», «Такое разное кино», «Удовольствие для глаз», «Навстречу вдохновению». В прошлом году фестиваль отсылал к классической ленте индийского режиссера Раджа Капура и перенимал название одного из его фильмов «Истина, любовь и красота». На этот раз минский кинофестиваль посвящается Кире Муратовой и в качестве слогана берет название ее картины «Познавая белый свет» — о чем «Лістапад» объявил на прошлой неделе.


Кира Муратова, которая не так давно ушла из жизни, является одним из любимых авторов «Лістапада». По крайней мере пять картин — «Увлеченья», «Чеховские мотивы», «Настройщик», «Мелодия для шарманки», «Вечное возвращение» — были показаны фестивальной публике. Последнюю, кстати, представляла в Минске сама Кира Муратова в то время, когда уже почти не принимала приглашения кинофестивалей. 

Помимо посвящения, слоган, как обычно, служит и определенным ключом к способу смотреть кино на «Лістападзе». «Познавая белый свет», как и нынешняя визуальная концепция, предлагает пойти глубже поверхности фильма и взять из него соответствующую информацию. На фестивальном постере — киноафиши под толщей наслоений, символизирующие 25-летнюю историю «Лістапада» и тот факт, что до главного в кино нужно докопаться.

Более того, стало известно, что на «Лістападзе» состоится белорусская премьера последней картины скандального провокатора Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Зрители Каннского кинофестиваля, по слухам, не выдерживали жестоких сцен и уходили из зала.

«Новый фильм Ларса фон Триера может выглядеть попыткой разобраться с собственными демонами. Здесь радикальный киноязык, абсолютная беспощадность, притом в первую очередь к самому себе, провокационное доскональное живописание людей, чьи жизненные принципы лежат «по ту сторону добра и зла», — говорит программный директор фестиваля Игорь Сукманов. — В этом искусство фон Триера — его кино никого не оставляет равнодушным: одних оно восхищает, других отталкивает. Та часть публики, которая спешит обвинить режиссера в жестокости, упускает из виду, что фильм датчанина насквозь ироничен, и что бесчеловечный триллер, которым нас всех пугают, является прежде всего сатирой на тему современного мироустройства. Через художественную форму режиссер сканирует человеческую сущность и двойственную природу искусства, что делает его равновеликим, например, Ингмару Бергману».

Наконец, фестиваль подготовил одну из самых популярных секций «Лістапада» — «Кино про кино». Она отбирает документальные картины, главным интересом которых является как раз киносфера. Минский большой экран уже рассказывал про Романа Полански, Михаэля Ханеке, Брижит Бардо, Олега Янковского, Тони Кёртиса и других.

На этот раз картина «Мосты времени» литовца Аудрюса Стониса сосредоточится на кино балтийских стран, которое, по словам программного директора «Лістапада» Ирины Демьяновой, «всегда имело свое лицо и интонацию». Или, например, «Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени» Андрея Осипова расскажет про самого интересного советского оператора Александра Антипенко, который работал с Параджановым и был приятелем Андрея Тарковского.

В целом же документальное кино «Лістапада» в этом году поможет через анализ прошлого понять сегодняшний день. «Оно покажет, что человек и государство неразрывны, что, исследуя частную жизнь, интересную саму по себе, через всматривание в героя и его окружение можно понять контекст европейской и даже мировой истории последних десятилетий. И спровоцирует вопросы, милосердно ли государство по отношению к человеку и насколько талант, амбиции, доброта и самопожертвование в нем востребованы», — говорит Ирина Демьянова.

25-й Минский международный кинофестиваль «Лістапад» пройдет со 2 по 9 ноября. Основными площадками станут кинотеатры «Центральный», «Мир», «Пионер», «Москва», «Беларусь», Falcon Club Бутик Кино.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?