Вы здесь

Про выбор, желания и возможности


Повесть Владимира Машкова «Как я был вундеркиндом» была напечатана в белорусском издательстве «Юность» более 35 лет назад — а актуальность не теряет и сегодня. Это как раз тот случай, когда взрослым почитать детскую книжку не менее полезно, чем детям, — особенно в начале нового учебного года, когда идет набор в различные кружки и секции.


Безусловно, большинство родителей понимает, что самостоятельность и всестороннее развитие — это здорово, но в детстве хорошо было бы оставить время и на само детство, поэтому нагрузку на растущий организм нужно дозировать и чередовать работу с отдыхом. Это в теории, а на практике — школьные учителя настоятельно советуют подтянуть математику и белорусский, для спины полезно плавание, а для интеллекта — шахматы, к тому же самому ребенку нравится танцевать, да и о будущей профессии хорошо бы позаботиться заранее, не зря робототехника сегодня в тренде... А часов в сутках всего двадцать четыре, и дней в неделе — семь, как ты ни уплотняй график.

И здесь одинаково боишься как того, что ребенок волчком-стрекозой будет несколько лет переходит из кружка в кружок, выбирая себе занятие по душе, да все и бросит, так и того, что ты, пусть подсознательно, сделаешь за него свой выбор и будешь где подкупом, где родительским авторитетом заставлять заниматься нелюбимым делом (среди моих друзей есть случай: парень вручил счастливой маме диплом музыкальной школы по классу скрипки, и с тех пор уже 20 лет не открывает футляр с инструментом).

А еще слишком амбициозных родителей с завышенными ожиданиями может подстеречь казус в том смысле, что вдруг состояние здоровья не позволит заниматься выбранным видом спорта, либо конфликт с педагогом отобьет всю охоту заниматься?.. Отдать право выбора самому ребенку — тоже не лучший вариант: в нежном возрасте вряд ли кто сможет выбрать дополнительное образование сознательно, кроме того, значительную роль могут сыграть мода и желание быть не хуже друзей, а не личные склонности. А не делать вообще ничего, дожидаясь, пока ваши потомки «дорастут» до собственного хобби — так, извините, можно и до старости не дождаться.

На мой глубоко субъективный взгляд, задолго до выбора секции, факультатива или кружка нужно определиться с целью: для чего вам (и ребенку!) это нужно. Чтобы улучшить школьные оценки? Познакомиться с различными профессиями? Развить творческие способности, улучшить «технико-тактические характеристики» организма? Вырастить будущего чемпиона или обладателя премии Грэмми? Что будет, если не получится? Все равно лучше попробовать, чем не делать ничего. И может, из ребенка не вырастет новый Пласидо Доминго или Александр Медведь, однако разнообразные знания и умения — не тот груз, который оттянет плечи.

Нашла, меж тем, интересные цифры и повод для размышлений в бюллетене Белстата «Образование в Республике Беларусь» 2017 года. Если в 2010 году дополнительное образование детей и молодежи в нашей стране обеспечивали 383 разнообразных заведения, то в 2016-м — 297 (почти на 100 меньше!), при этом количество учащихся снизилось не так значительно — с 415,4 тысячи человек до 389 тысяч. А вот детских школ искусств хоть и стало меньше (было 523, осталось 424), но количество их учеников, напротив, выросло со 104,8 тысячи человек до 114,6 тысяч.

Среди кружков по интересам выросло количество художественных (с 12,3 до 14 тысяч), уменьшилось — технических и спортивно-технических (с 3700 до 3200), туристско-краеведческих (с 3200 до 2900), физкультурно-спортивных (4400 — 4100). Получается, что через 5-10 лет у нас будет «перепроизводство» певцов, художников и музыкантов, зато испытаем острую нехватку спортсменов? Или родители руководствуются мнением, что лучше пусть ребенок имеет творческое увлечение (которое даже если не позволит устроиться в жизни, то и вреда не принесет), чем жертвует здоровьем в турпоходах и на сборах? А может, все гораздо проще и прозаичнее, как сказала моя хорошая знакомая из отдаленного райцентра: «Это вы там, в Минске, можете себе позволить перебирать, а у нас какой кружок есть, туда и отдашь ребенка, чтобы хоть чем-то был занят, а не по улице шатался.. »А вы как считаете — дело в родительских возможностях, детских устремлениях или наличии выбора?

Виктория ТЕЛЕШУК

Выбор редакции