Вы здесь

Что делать, если у ребенка гиперактивность?


Он все время в движении. Он «достал» всех. Он невыносим! Вы видели таких детей? Полагаете, они плохо воспитаны? На самом деле, это особые дети — с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Как справиться с такими «вечными двигателями» и усадить их за уроки, что делать, чтобы со временем проявления синдрома исчезли и имеет ли этот диагноз последствия во взрослой жизни, рассказала психолог Городского детского клинического психиатрического диспансера Галина СТАНЧИК.

 


Диагноз или сложный характер?

— Галина Антоновна, кажется, что признаки гиперактивности можно найти чуть ли не у каждого ребенка...

— Да, особенно в определенном состоянии, например, усталости. В общем, это сейчас «модный» диагноз. На приеме часто родители с гордостью говорят, что ребенок гиперактивный, но на самом деле у него нет этого диагноза, и они не сталкиваются с проблемами, которые он тянет. Если ребенок действительно гиперактивный, родители стараются это смягчить, уверяют себя, что он должен быть активным, не спешат идти к специалистам. И часто обращаются к ним только под влиянием каких-то обстоятельств. Гиперактивность, как правило, создает сложности в адаптации, особенно в школе, да и в детском саду, в кружках, вообще в любой деятельности, которая не вызывает интереса.

— Каковы признаки гиперактивности?

— Этот диагноз включен в международную классификацию заболеваний и носит название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок очень заметный. Он реактивный, импульсивный, не умеет ждать, не умеет концентрироваться. Для постановки диагноза должно сочетаться несколько признаков, в открытом доступе есть соответствующие анкеты. Но поскольку это проявляется очень индивидуально, лучше консультироваться со специалистом, чтобы понять: это диагноз, особенности темперамента или последствия стресса или частых болезней. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается в трех вариантах: чаще всего дефицит внимания и гиперактивность сочетаются, но бывают и по отдельности.

— Кажется, что такие дети немного агрессивные...

— Надо понимать, что это не агрессия. Таких детей часто сравнивают с автомобилем, у которого перестали действовать тормоза. Они реактивные и импульсивные, и, если есть какой-то раздражитель, начав игру, какую-нибудь шутливую возню, на эмоциональном возбуждении им трудно остановиться. К тому же, у них проблема с прогнозированием — они не знают, какие будут последствия. Дети с ярко выраженной импульсивностью неосторожные, уже в дошкольном возрасте часто травмируются и обжигаются, выворачивая на ​​себя чашки или тарелки. Родителям с такими детьми расслабиться не получается.

— В каком возрасте обычно ставится такой диагноз?

— Все зависит от формы заболевания, чаще оно проявляется в школе. Там сразу становится очевидной неусидчивость, дефицит внимания, но иногда в яркой форме это видно еще в дошкольном возрасте, когда воспитательницы в садике с трудом справляются с ребенком. На это есть и неврологические причины, так как часто имеются соответствующие сопутствующие диагнозы. У таких детей встречаются, например, нарушения речи. По структуре она может быть хорошо развита, но ребенок очень быстро разговаривает, и в связи с этим нарушена речь. Язык может и отсутствовать какое-то время, но есть звуки. Кстати, если у гиперактивного ребенка отсутствует язык, он может казаться агрессивным, потому что он ищет другие способы привлечь к себе внимание. Часто бывают тики, заикание, энурез. В таком случае диагноз проявляется раньше. Если же этих признаков нет, то в школе или популярных сегодня развивающих центрах, в спортивных секциях или танцевальных кружках.

Как воспитывать непоседу?

— Как себя должны вести родители?

— Им часто приходится слышать, что их дети невоспитанные, потому что сбоку это выглядит именно так, и родителям очень сложно. Важно учиться правильно реагировать на замечания окружающих и педагогов. Ребенка надо защищать и самому не принимать замечания серьезно. И что очень непросто — не раздражаться при этом на ребенка. Надо понимать, что он пока не может с собой справиться. И не от того, что ребенок не хочет, от того, что он не в состоянии, и эти понятия следует разделять. Такой диагноз не исчезнет за день, это надолго. Созревание нервной системы у кого-то происходит раньше, у кого-то позже, но в любом случае — не скоро.

Часто родители боятся идти за своим ребенком в школу или детский сад, потому что их окружают другие дети и начинают рассказывать, что их отпрыск натворил. Важно останавливать это в шутливой форме, так как если другие малые почувствуют, что родители на ребенка разозлились, это будет продолжаться снова и снова. Педагогам с такими детьми непросто, и свое недовольство они будут также выражать. С учителями родителям важно сотрудничать, прислушиваться к их рекомендациям, но при этом просить начинать с того, что было хорошего, так как такие дети лучше реагируют на позитив. Замечания выслушивайте, но разбирайтесь с ними после.

— На что в воспитании таких детей должны обратить внимание родители?

— Те общие рекомендации, которые даются всем родителям, в этом случае просто жизненно необходимо выполнять. Ведь на тех кочках, которые другие дети успешно преодолеют, эти малыши могут споткнуться. Полезно придерживаться привычных норм и традиций, что есть в семье. Хорошо помогает режим дня, как бы скучно это ни звучало: приняли ванну и ложимся в постель. На самом деле таких детей очень сложно уложить спать. По ним не видно усталости — кажется, ребенок носится и сил у него много, а на самом деле он уже очень устал. Притормозить самостоятельно он не может, стоит потихоньку готовить его ко сну и укладывать вовремя.

Для семей с гиперактивными детьми школа — тот этап, который непросто пройти. Что касается домашних заданий, за самостоятельную подготовку которых обычно выступают и психологи, и педагоги, то гиперактивный дети в течение определенного времени с этим не справляются. Доли головного мозга, отвечающие за самоконтроль, не достаточно развиты, у них проблемы с вниманием, они быстро устают, поэтому функции контроля берут на себя родители. На определенном этапе, чтобы ребенок концентрировался, важно сидеть с ним рядом, дети даже сами просят: мама, ты только никуда не уходи. И пока внешний стимул присутствует, ребенок делает уроки, как только мама ушла, он и сам не заметил, как занимается чем-то другим.

Правильно должно быть организовано и внешнее пространство: важно, чтобы ничего не отвлекало. Если делаем задание по какому-то предмету, значит на столе лежит только один учебник и тетрадь. Крайне необходимы перерывы, так как импульсивные дети быстро истощаются. В школе таким детям рекомендуют, например, раздать тетради или подойти к доске, опытные педагоги это знают. Дома также: сделали одно задание — пошли попить сок, приступили к следующему. Каждому ребенку важно подобрать свой ритм, так как у них бывают моменты, когда совсем снижена работоспособность, они не могут собраться, тогда им следует дать расслабиться и отдохнуть. Взрослея, дети учатся этому сами.

Очень важно такому ребенку сохранить самооценку. Понятно, что ему часто делают замечания, им бывают недовольны — сначала взрослые, а потом и сверстники. Гиперактивных дети очень доброжелательные, они хотят общаться, но у них не получается придерживаться правил, подстраиваться под них. Бывает, что сверстники не хотят принимать их в игру, и ребенка это очень расстраивает. Задача родителей — учить играть, общаться и также поддерживать самооценку: «Да, ты активен, но пока не можешь участвовать в этой игре». Ни в коем случае родителям не нужно произносить известное «да тебе только в дворники» — такое долгосрочное прогнозирование только вредит.

Тем временем полезно учить ребенка: «Если ты сегодня не положишь в портфель учебник, то завтра не сможешь заниматься, и тебе поставят плохую оценку». Это действительно действует, так как иногда ребенок просто не думает об этом. Стоит ему разъяснять: что будет, если ты что-то не сделаешь. Потихоньку, медленными шагами, но ребенок научится видеть последствия своих действий.

Еще следует учить разбивать работу на этапы и постепенно ее выполнять. Таким детям нельзя давать развернутые задания, они их не воспринимают. Если сказать: «Собери портфель», он даже и не начнет, так как для него это сложно и непонятно. Надо говорить: возьми учебник математики и положи в портфель. Здесь важно терпение. В общем для родителей это шанс включиться в детство и поиграть. Для таких детей полезны различные игры на внимание. Например, прячем дома какой-то сюрприз, а чтобы его найти, рисуем план или говорим на словах: два шага вперед, три направо. В результате успеха должно быть и вознаграждение.

Самим родителям нужно сохранять терпение и, конечно, заботиться о себе. На определенном этапе, как показывает опыт, большинство пап активно включается в процесс воспитания, так как одна мама не справляется. Следует отдыхать и не стесняться просить помощь у близких. Хорошо, если есть среди знакомых семья из гиперактивным ребенком старшего возраста, можно увидеть, как он со временем преодолел большинство проблем. Есть форумы — это тоже поддержка для родителей, хотя там важно фильтровать информацию.

Прогноз на будущее

— С возрастом большинство проявлений гиперактивности исчезает?

— Бывает по-разному, у взрослых также встречается диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». А случается, что в подростковом возрасте он уже почти незаметный, особенно если активно использовались коррекционные методы. Кстати, насчет возникновения синдрома есть несколько теорий. Одна из них — охотника и собирателя. Так вот гиперактивные люди — это те самые охотники, которые были эволюционно необходимы, чтобы быстро реагировать на добычу. Есть версия, что такой синдром имели некоторые знаменитые люди, в частности Леонардо да Винчи. Понятно, что никто его в то время не диагностировал, но можно предположить, что среди известных людей были гиперактивные, так как у них есть предпосылки выделяться. Например, такой диагноз в девятилетнем возрасте был поставлен многократному олимпийскому чемпиону по плаванию Майклу Фелпсу. Есть и генетические факторы этого синдрома, и на приеме папы иногда признаются, что сами были такими же, как сейчас сын. И часто, кстати, эти папы становились очень успешными в жизни.

Компьютеры — большая опасность для таких детей. Родителям иногда удобно, когда ребенок играет в телефоне или компьютере — можно, наконец, отдохнуть. Но нужно помнить, что у таких детей большой риск компьютерной зависимости. Это та деятельность, где они успешны. Там яркие изображения, и реальный мир кажется менее интересным. Нельзя им позволять «зависать» в компьютере.

— Чем полезным, кстати, можнозаинтересовать гиперактивного ребенка?

— Действительно, важно помочь найти такое место, где ребенок будет успешным. Хорошо приживаются такие дети в фольклорных коллективах — там разнообразие деятельности, все очень ярко, им там комфортно. Иногда в театральных студиях, на брейк-дансе, восточных единоборствах. Многое зависит от руководителя кружка и тренера. Важно осознавать, что такие дети неровно занимаются: сегодня он может «выстрелить», а завтра — совсем плохой результат.

— Гиперактивность имеет серьезные последствия?

— Это очень распространенный диагноз, почти в каждом классе есть такой ребенок, иногда и не один. Кстати, таким детям надомное обучение вовсе не показано, так как только в коллективе они могут социолизироваться и научиться себя контролировать. Это дети, как правило, с нормальным интеллектом и учатся в обычном классе. Никаких серьезных последствий такой диагноз не тянет, особенно если вовремя обратиться к специалистам и выполнять их рекомендации. Он не ограничивает получение высшего образования, водительских прав. Поэтому не нужно бояться идти к психологу или психотерапевту. Если вам один специалист не годится, поищите другого.

Гиперактивные дети эмоционально теплые и чрезвычайно обаятельные. Многие психологи с удовольствием с ними работают. Эти дети отзываются на любую инициативу и быстро включаются в нее. Они много радости могут принести, если у родителей есть правильный настрой. Только ждать, что это будет тихое послушное дитя, идти к врачу или психологу в надежде, что вам из него сделают цацу, не стоит. Но чем раньше родители начнут принимать меры, чтобы сгладить проявления синдрома, тем легче будет потом.

Самое важное для гиперактивных детей — родительская любовь, поддержка и терпение. А жизнь семьи с таким прекрасным, пусть и неудобным, ребенком может стать яркой, неожиданной и очень интересной.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Общество

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Фишинг, вишинг — два кита киберпреступности.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.