Он все время в движении. Он «достал» всех. Он невыносим! Вы видели таких детей? Полагаете, они плохо воспитаны? На самом деле, это особые дети — с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Как справиться с такими «вечными двигателями» и усадить их за уроки, что делать, чтобы со временем проявления синдрома исчезли и имеет ли этот диагноз последствия во взрослой жизни, рассказала психолог Городского детского клинического психиатрического диспансера Галина СТАНЧИК.
Диагноз или сложный характер?
— Галина Антоновна, кажется, что признаки гиперактивности можно найти чуть ли не у каждого ребенка...
— Да, особенно в определенном состоянии, например, усталости. В общем, это сейчас «модный» диагноз. На приеме часто родители с гордостью говорят, что ребенок гиперактивный, но на самом деле у него нет этого диагноза, и они не сталкиваются с проблемами, которые он тянет. Если ребенок действительно гиперактивный, родители стараются это смягчить, уверяют себя, что он должен быть активным, не спешат идти к специалистам. И часто обращаются к ним только под влиянием каких-то обстоятельств. Гиперактивность, как правило, создает сложности в адаптации, особенно в школе, да и в детском саду, в кружках, вообще в любой деятельности, которая не вызывает интереса.
— Каковы признаки гиперактивности?
— Этот диагноз включен в международную классификацию заболеваний и носит название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок очень заметный. Он реактивный, импульсивный, не умеет ждать, не умеет концентрироваться. Для постановки диагноза должно сочетаться несколько признаков, в открытом доступе есть соответствующие анкеты. Но поскольку это проявляется очень индивидуально, лучше консультироваться со специалистом, чтобы понять: это диагноз, особенности темперамента или последствия стресса или частых болезней. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается в трех вариантах: чаще всего дефицит внимания и гиперактивность сочетаются, но бывают и по отдельности.
— Кажется, что такие дети немного агрессивные...
— Надо понимать, что это не агрессия. Таких детей часто сравнивают с автомобилем, у которого перестали действовать тормоза. Они реактивные и импульсивные, и, если есть какой-то раздражитель, начав игру, какую-нибудь шутливую возню, на эмоциональном возбуждении им трудно остановиться. К тому же, у них проблема с прогнозированием — они не знают, какие будут последствия. Дети с ярко выраженной импульсивностью неосторожные, уже в дошкольном возрасте часто травмируются и обжигаются, выворачивая на себя чашки или тарелки. Родителям с такими детьми расслабиться не получается.
— В каком возрасте обычно ставится такой диагноз?
— Все зависит от формы заболевания, чаще оно проявляется в школе. Там сразу становится очевидной неусидчивость, дефицит внимания, но иногда в яркой форме это видно еще в дошкольном возрасте, когда воспитательницы в садике с трудом справляются с ребенком. На это есть и неврологические причины, так как часто имеются соответствующие сопутствующие диагнозы. У таких детей встречаются, например, нарушения речи. По структуре она может быть хорошо развита, но ребенок очень быстро разговаривает, и в связи с этим нарушена речь. Язык может и отсутствовать какое-то время, но есть звуки. Кстати, если у гиперактивного ребенка отсутствует язык, он может казаться агрессивным, потому что он ищет другие способы привлечь к себе внимание. Часто бывают тики, заикание, энурез. В таком случае диагноз проявляется раньше. Если же этих признаков нет, то в школе или популярных сегодня развивающих центрах, в спортивных секциях или танцевальных кружках.
Как воспитывать непоседу?
— Как себя должны вести родители?
— Им часто приходится слышать, что их дети невоспитанные, потому что сбоку это выглядит именно так, и родителям очень сложно. Важно учиться правильно реагировать на замечания окружающих и педагогов. Ребенка надо защищать и самому не принимать замечания серьезно. И что очень непросто — не раздражаться при этом на ребенка. Надо понимать, что он пока не может с собой справиться. И не от того, что ребенок не хочет, от того, что он не в состоянии, и эти понятия следует разделять. Такой диагноз не исчезнет за день, это надолго. Созревание нервной системы у кого-то происходит раньше, у кого-то позже, но в любом случае — не скоро.
Часто родители боятся идти за своим ребенком в школу или детский сад, потому что их окружают другие дети и начинают рассказывать, что их отпрыск натворил. Важно останавливать это в шутливой форме, так как если другие малые почувствуют, что родители на ребенка разозлились, это будет продолжаться снова и снова. Педагогам с такими детьми непросто, и свое недовольство они будут также выражать. С учителями родителям важно сотрудничать, прислушиваться к их рекомендациям, но при этом просить начинать с того, что было хорошего, так как такие дети лучше реагируют на позитив. Замечания выслушивайте, но разбирайтесь с ними после.
— На что в воспитании таких детей должны обратить внимание родители?
— Те общие рекомендации, которые даются всем родителям, в этом случае просто жизненно необходимо выполнять. Ведь на тех кочках, которые другие дети успешно преодолеют, эти малыши могут споткнуться. Полезно придерживаться привычных норм и традиций, что есть в семье. Хорошо помогает режим дня, как бы скучно это ни звучало: приняли ванну и ложимся в постель. На самом деле таких детей очень сложно уложить спать. По ним не видно усталости — кажется, ребенок носится и сил у него много, а на самом деле он уже очень устал. Притормозить самостоятельно он не может, стоит потихоньку готовить его ко сну и укладывать вовремя.
Для семей с гиперактивными детьми школа — тот этап, который непросто пройти. Что касается домашних заданий, за самостоятельную подготовку которых обычно выступают и психологи, и педагоги, то гиперактивный дети в течение определенного времени с этим не справляются. Доли головного мозга, отвечающие за самоконтроль, не достаточно развиты, у них проблемы с вниманием, они быстро устают, поэтому функции контроля берут на себя родители. На определенном этапе, чтобы ребенок концентрировался, важно сидеть с ним рядом, дети даже сами просят: мама, ты только никуда не уходи. И пока внешний стимул присутствует, ребенок делает уроки, как только мама ушла, он и сам не заметил, как занимается чем-то другим.
Правильно должно быть организовано и внешнее пространство: важно, чтобы ничего не отвлекало. Если делаем задание по какому-то предмету, значит на столе лежит только один учебник и тетрадь. Крайне необходимы перерывы, так как импульсивные дети быстро истощаются. В школе таким детям рекомендуют, например, раздать тетради или подойти к доске, опытные педагоги это знают. Дома также: сделали одно задание — пошли попить сок, приступили к следующему. Каждому ребенку важно подобрать свой ритм, так как у них бывают моменты, когда совсем снижена работоспособность, они не могут собраться, тогда им следует дать расслабиться и отдохнуть. Взрослея, дети учатся этому сами.
Очень важно такому ребенку сохранить самооценку. Понятно, что ему часто делают замечания, им бывают недовольны — сначала взрослые, а потом и сверстники. Гиперактивных дети очень доброжелательные, они хотят общаться, но у них не получается придерживаться правил, подстраиваться под них. Бывает, что сверстники не хотят принимать их в игру, и ребенка это очень расстраивает. Задача родителей — учить играть, общаться и также поддерживать самооценку: «Да, ты активен, но пока не можешь участвовать в этой игре». Ни в коем случае родителям не нужно произносить известное «да тебе только в дворники» — такое долгосрочное прогнозирование только вредит.
Тем временем полезно учить ребенка: «Если ты сегодня не положишь в портфель учебник, то завтра не сможешь заниматься, и тебе поставят плохую оценку». Это действительно действует, так как иногда ребенок просто не думает об этом. Стоит ему разъяснять: что будет, если ты что-то не сделаешь. Потихоньку, медленными шагами, но ребенок научится видеть последствия своих действий.
Еще следует учить разбивать работу на этапы и постепенно ее выполнять. Таким детям нельзя давать развернутые задания, они их не воспринимают. Если сказать: «Собери портфель», он даже и не начнет, так как для него это сложно и непонятно. Надо говорить: возьми учебник математики и положи в портфель. Здесь важно терпение. В общем для родителей это шанс включиться в детство и поиграть. Для таких детей полезны различные игры на внимание. Например, прячем дома какой-то сюрприз, а чтобы его найти, рисуем план или говорим на словах: два шага вперед, три направо. В результате успеха должно быть и вознаграждение.
Самим родителям нужно сохранять терпение и, конечно, заботиться о себе. На определенном этапе, как показывает опыт, большинство пап активно включается в процесс воспитания, так как одна мама не справляется. Следует отдыхать и не стесняться просить помощь у близких. Хорошо, если есть среди знакомых семья из гиперактивным ребенком старшего возраста, можно увидеть, как он со временем преодолел большинство проблем. Есть форумы — это тоже поддержка для родителей, хотя там важно фильтровать информацию.
Прогноз на будущее
— С возрастом большинство проявлений гиперактивности исчезает?
— Бывает по-разному, у взрослых также встречается диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». А случается, что в подростковом возрасте он уже почти незаметный, особенно если активно использовались коррекционные методы. Кстати, насчет возникновения синдрома есть несколько теорий. Одна из них — охотника и собирателя. Так вот гиперактивные люди — это те самые охотники, которые были эволюционно необходимы, чтобы быстро реагировать на добычу. Есть версия, что такой синдром имели некоторые знаменитые люди, в частности Леонардо да Винчи. Понятно, что никто его в то время не диагностировал, но можно предположить, что среди известных людей были гиперактивные, так как у них есть предпосылки выделяться. Например, такой диагноз в девятилетнем возрасте был поставлен многократному олимпийскому чемпиону по плаванию Майклу Фелпсу. Есть и генетические факторы этого синдрома, и на приеме папы иногда признаются, что сами были такими же, как сейчас сын. И часто, кстати, эти папы становились очень успешными в жизни.
Компьютеры — большая опасность для таких детей. Родителям иногда удобно, когда ребенок играет в телефоне или компьютере — можно, наконец, отдохнуть. Но нужно помнить, что у таких детей большой риск компьютерной зависимости. Это та деятельность, где они успешны. Там яркие изображения, и реальный мир кажется менее интересным. Нельзя им позволять «зависать» в компьютере.
— Чем полезным, кстати, можнозаинтересовать гиперактивного ребенка?
— Действительно, важно помочь найти такое место, где ребенок будет успешным. Хорошо приживаются такие дети в фольклорных коллективах — там разнообразие деятельности, все очень ярко, им там комфортно. Иногда в театральных студиях, на брейк-дансе, восточных единоборствах. Многое зависит от руководителя кружка и тренера. Важно осознавать, что такие дети неровно занимаются: сегодня он может «выстрелить», а завтра — совсем плохой результат.
— Гиперактивность имеет серьезные последствия?
— Это очень распространенный диагноз, почти в каждом классе есть такой ребенок, иногда и не один. Кстати, таким детям надомное обучение вовсе не показано, так как только в коллективе они могут социолизироваться и научиться себя контролировать. Это дети, как правило, с нормальным интеллектом и учатся в обычном классе. Никаких серьезных последствий такой диагноз не тянет, особенно если вовремя обратиться к специалистам и выполнять их рекомендации. Он не ограничивает получение высшего образования, водительских прав. Поэтому не нужно бояться идти к психологу или психотерапевту. Если вам один специалист не годится, поищите другого.
Гиперактивные дети эмоционально теплые и чрезвычайно обаятельные. Многие психологи с удовольствием с ними работают. Эти дети отзываются на любую инициативу и быстро включаются в нее. Они много радости могут принести, если у родителей есть правильный настрой. Только ждать, что это будет тихое послушное дитя, идти к врачу или психологу в надежде, что вам из него сделают цацу, не стоит. Но чем раньше родители начнут принимать меры, чтобы сгладить проявления синдрома, тем легче будет потом.
Самое важное для гиперактивных детей — родительская любовь, поддержка и терпение. А жизнь семьи с таким прекрасным, пусть и неудобным, ребенком может стать яркой, неожиданной и очень интересной.
Елена КРАВЕЦ
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.