Вы здесь

Разговор с единственным в Беларуси мастером балалаек и домр


В просторном зале комплекса «Ромашка» прохладно, но не от этого дрожь у пинского мастера музыкальных инструментов Руслана Макаревича. Он немного волнуется, и не удивительно — не каждый же день бывает встреча с Президентом! Когда руководство колледжа, где он работает, объявило о приглашении на выставку для главы государства, не поверил: «Шутите?»

И вот, познакомившись с Русланом именно во время этой встречи, я направилась в его родной Пинск, чтобы больше узнать о деле его жизни.

Руслан МАКАРЕВИЧ со своими изделиями.

Балалаечный драйв

Мальчиком Руслан Олегович посещал музыкальную школу. Попал в оркестр народных инструментов, где ему поручили балалайку: «И вот не поверите, когда начал играть, почувствовал, как сейчас говорят, драйв».

А потом пришла любовь (и не только к музыке). После школы Руслан Макаревич поступил в Белорусский институт механизации сельского хозяйства (ныне БГАТУ). Там играл в оркестре, которым руководила студентка консерватории Оксана. В будущем эта девушка стала женой Руслана Олеговича.

— У Оксаны была балалайка ручной работы известного российского мастера. Если возникали поломки, нужно было ехать в Москву к этому специалисту. Задался вопросом, почему у нас нет профессионалов того же уровня? В то время я уже был инженером, даже аспирантуру закончил. Подумал: неужели не смогу разобраться, — вспоминает мастер.

Начал искать литературу — нашел в Ленинской библиотеке несколько материалов в журналах. В его рабочем кабинете и сегодня всегда под рукой статья советского авиаконструктора Марка Купфера «Слово о балалайке» из журнала «Наука и жизнь» 1986 года:

— Там вкратце написано все, о чем я хотел узнать. Автор сам реставрировал древние балалайки. Это было его хобби. Также Купфера зарисовал, как что устроено. По сути, он провел огромную исследовательскую работу и создал собирательный образ балалайки, которую назвал «Москвичка». Этот инструмент положен в основу моих изделий.

Через знакомых музыкантов Руслан Макаревич нашел телефон автора и напросился на встречу, которая положила старт его работе. Мастерской была кухня. Первый инструмент сделал в 1992 году. Работал над ним целый год. По примерным подсчетам за это время Руслан Макаревич отремонтировал и создал уже 60 домр и балалаек:

— Делал два-три инструмента в год. Больше не заказывали. Многие не знали, что где-то в Пинске есть чудак, который делает балалайки.

Секреты мастерства

Самый сложный этап в работе над музыкальными инструментами — подобрать материал. В случае балалайки — дерево. Традиционными были клен, ель, кедр.

— А мне нравится дерево падук. Постучал по еловой дощечке — неплохой звук, постучал по палисандру — тоже интересный. Пробовал орех, ясень. Когда постучал по падуку, решил, что из него надо делать корпус. На мой взгляд, из этого материала получаются отличные инструменты, — делится талантливый пинчанин.

За экзотической древесиной иногда приходится ездить и за границу. Лучший материал для инструментов из деревьев, которые растут медленно, на севере или в горах.

Но главная особенность этого этапа в том, что древесина пойдет в дело не сразу. Порезанная на тонкие дощечки, она должна «выдержаться» минимум пять-шесть лет, а то и все 10—12:

— Это похоже на дело виноделов. Известные производители бочки с напитками закапывают. И чем больше вино хранится, тем лучше оно качество. То же самое и с деревом. От некоторых мастеров я слышал, что запасы древесины остались у них в наследство — с выдержкой 50 лет. У меня, конечно, таких возможностей не было, 10—12 лет — уже хорошо. Но есть материал, который сохраняется почти четверть века.

Балалайка состоит примерно из 100 деталей. Основные элементы, кроме струн, — это корпус, гриф (ручка) и дека (плоская часть корпуса), которая формирует звук. Для деки отлично подходит материал венге, палисандр. Свои хитрости есть у каждого элемента балалайки. Например, гриф бывает склеен из нескольких частей. Внутри находится специальная стяжка — анкерный болт, который не дает гнуться ручке под натяжением струн.

Руслан Олегович создает инструменты для профессионалов и учащихся музыкальных учреждений образования. На одну балалайку кроме древесины идут килограммы терпения, метры рвения, часть души автора и... 30 дней. Оценивает мастер кропотливую ручную работу над профессиональным инструментом в 2000 белорусских рублей. Балалайки простые, из более дешевых материалов (но не с меньшей любовью) стоят в два раза меньше. Спрос на индивидуальные балалайки и домры у Руслана Макаревича небольшой. Более востребован ремонт инструментов.

— Раньше, когда был помоложе, ездил по музыкальным школам, представил свои инструменты. Сейчас нигде рекламу не даю, но музыканты меня знают, — отмечает мастер и рассказывает о принципе сарафанного радио. — Исполнители встречаются на конкурсах. Спрашивают, у кого чей инструмент? Так и узнают, что в Пинске есть такой мастер. Помогают и социальные сети. Кто-то выкладывает там котят, фото из поездок, походов на шашлыки, а я — свои музыкальные инструменты.

«За тобой — школа»

Индивидуальный предприниматель сотрудничает с отделами культуры исполкомов Брестской, Гродненской, Минской областей. Поэтому, когда возникла необходимость представить наработки, обратились к Руслану Олеговичу. Он сразу согласился провести презентацию. Прошло время и предложение уточнили — выставка с участием Президента.

Встреча прошла плодотворно. Александр Лукашенко высоко оценил работу Руслана Макаревича, поручил помочь мастеру и отметил: «За тобой — школа. Пока ты один, но у тебя должно быть больше помощников». Этим сейчас и озабочен Руслан Олегович. Единственный советник пока только друг, гитарный мастер.

Спрашиваю: «Где будете искать смену?»

— Задача непростая, но идеи есть. Я работаю преподавателем в Пинском индустриально-педагогическом колледже. У нас есть направление по подготовке специалистов деревообработки. Там дают основы, которые необходимы для моей работы, — считает Руслан Олегович. — Мне остается найти несколько студентов, которым будет интересно создавать музыкальные инструменты.

И это основное требование к ученикам. Но не обойтись, как говорит мастер, без обычной человечности и любви к музыке. Именно они помогут рассмотреть единомышленников.

— Однажды на перемене заметил парня в наушниках. Поинтересовался, что слушает? Оказалось, ему нравится та музыка, что и мне 10—15 лет назад. Я пригляделся к нему более внимательно, оказался очень интересным человеком и мастером на все руки — и с электроникой, и с электрикой справляется. На музыку, танцы ходит. Таких людей мне нужно искать.

— Президент отметил, что за вами школа. Чувствуете значимость своей работы?

— Такие высокие слова ко мне в голову еще не приходили. Да, я один из первых, кто в нашей стране начал мастерить балалайки и домры. Был приятно удивлен, что на мою деятельность обратили внимание. Это признание моих скромных заслуг. Было сложно: воспитывал двоих детей, работал, но всегда находил время для своего дела.

В год мастер может изготовить до 20 домр и балалаек. Чтобы создать больше, нужно оснащение, площади. Поручение помочь с этим прозвучало от Президента.

— С площадью быстро решится вопрос. Про мастерскую мы с товарищем уже разговаривали. Важно, чтобы там можно было хранить инструменты для ремонта. Нужно оборудование и помещение для пыльной работы, где будем пилить, строгать, комната для сборки, окраски инструментов. Надо контролировать температуру, влажность в мастерской — они влияют на качество изделий, — рассказывает Руслан Олегович.

На первом этапе мастера планируют увеличить производство до 30 инструментов. Когда появятся условия, выйдут и на 50, если будет спрос.

Особенность каждого инструмента в том, что свои возможности и неповторимое звучание он получает только через время. Балалайка тоже не сразу «раскрывается».

— Инструмент лучше начинает звучать, когда его обыграют. Чтобы дерево «заиграло», потребуется от шести месяцев до года. Очень опасно выносить инструмент в такое время на улицу, из-за перепадов температуры. Если постоять на остановке в ожидании автобуса, внутри изделия может появиться влага.

— А как детям их в музыкальную школу носить?

— Это обычная проблема для музыкантов. Поэтому инструменты и требуют технического обслуживания, ремонта.

Два Макаревича

Талантливый человек — талантлив во всем. Руслан Макаревич — подтверждение изречения. Он заядлый рыбак и человек с музыкальным вкусом.

Среди любимых исполнителей — классики рока «Smоkiе», «Thе Bеаtlеs», «Lеd Zерреlin».

— В советские времена их записи доставались с большим трудом. Я работал инженером, мой заработок был 113 рублей. Фирменные пластинки из зарубежья стоили от 25 до 40 рублей, поэтому позволить их себе могли немногие. Но в то время уже появились магнитофоны и можно было переписывать кассеты. Когда впервые услышал «Dеер Рurрlе», у меня был шок! Такая непохожая музыка цепляла. Отмечу альбом 1971 года «Dеер Рurрlе in Rосk» — виртуозное соло на гитаре и вокал. От любимой композиции «Сhild in Timе» — мурашки по спине бежали, — ностальгирует Руслан Олегович.

И конечно, 1980-е годы, как без «Машины времени»!

— Помню, как поехали на картошку, ребята вздыхали: «Какая песня «Свеча»! Давай послушаем». Спрашиваю: «А кто там играет?» Ответ: «Андрей Макаревич!» Не может быть! А когда я фотографию увидел — чуть со смеха не свалился. У меня, первокурсника, была такая же прическа! И похожи мы, как две капли воды. Подумал, что это какой-то знак, — вспоминает мастер.

На взгляд Руслана Макаревича, эти песни — на века: «А теперь молодежь потребляет «музыкальный фастфуд».

Еще одно хобби — рыбалка. Руслан Макаревич с детства самостоятельно мастерил удочки и блесны. Наслаждение от такого отдыха не только наловить рыбы, но и полюбоваться пейзажами.

— На Полесье много рек и озер. Это моя малая родина. Я здесь вырос. Невозможно родиться в таком месте и не любить природу.

Руслан Макаревич признается, что музыка не просто ему нравится, а нужна каждый день, это его духовный хлеб. И к тому же — дело всей жизни.

Мария ДАДАЛКО

Комментарии

Побольше бы таких интервью.

Выбор редакции

Здароўе

Иммунитет в тарелке: готовимся к сезону вирусов

Иммунитет в тарелке: готовимся к сезону вирусов

«Делаем упор не на здоровое питание, а в целом на здоровую жизнь»