Дикое — одно из крупнейших в Европе низинных болот, которые сохранились в виде близком к естественному. Ему более шести тысяч лет. Подобных болот в Европе осталось только четыре. Поэтому это объект уникален не только для Беларуси. Правда ли, что здесь встречается растение, сок которого в Древней Греции использовали как яд, и живет птица, которой боится даже медведь? Узнать об этом можно было во время полевого семинара, организованного общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Специалисты представили также результаты исследования о волках Беловежской пущи, за которыми наблюдали в течение нескольких лет.
Музей под открытым небом
Дикое лежит на водоразделе бассейнов Черного и Балтийского морей и питает оба своей водой. Глубина болота — до трех метров, из которых полтора приходятся на торфяные залежи.
Это место богато редкими растениями и птицами. Здесь можно встретить 32 вида флоры и 49 фауны, которые занесены в Красную книгу Беларуси. Например, вертлявая камышевка — самая редкая и единственная глобально угрожаемая воробьинообразная птица континентальной Европы. В Беларуси находится 30 процентов всех вертлявых камышевок мира, поэтому наша страна имеет ключевое значение в сохранении их популяции. Основные места обитания этих птиц — болота Званец, Споровское и Дикое. На последнем насчитывается 170-200 самцов этого вида.
Еще одна птица, которая имеет статус уязвимой, — большой подорлик. В нашей стране проживает 15-20 процентов европейской популяции этого вида. Причем болото Дикое и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник — единственные места, где их количество выросло. На Диком насчитывается только шесть пар большого подорлика.
Приезжают сюда и для того, чтобы понаблюдать за бородатой неясытью. Специалист по природоохранным вопросам общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Николай Черкас замечает, что птица очень боевая — даже медведь ее боится. В советской орнитологии известны два случая, когда ученые после встречи с неясытью оставались без глаза. Чтобы подобраться к птице, исследователи даже хоккейный шлем надевали, пока не изучили ее привычки.
Если хотите полюбоваться здешними растениями, лучше приезжать в мае — июне. На Диком растет сабельник болотный, который обладает целебными свойствами, бабок трехлистный с экзотическими пушистыми цветами и ядовитая цикута. По легенде именно последней отравился Сократ. Но это неправда: цикута в Греции не растет — обреченным на смерть там давали выпить сок болиголова.
Когда волк — вегетарианец
На болотах можно также встретить волков. Об их поведении белорусские ученые могут много рассказать — популяция животных изучалась с 2013 года в рамках пятилетней Международной природоохранной программы, подписанной национальным парком «Беловежская пуща», общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и Франкфуртским зоологическим обществом (Германия). Наблюдали за волками с помощью GPS-ошейника: датчики через каждые два часа снимали координаты и передавали их, когда хищник находился в зоне сотовой связи. Исследователи использовали также фотоловушки и сами посещали места, где проходили животные.
— Что такое волк для заповедной территории? Это ее сегодня и завтра, так как он стоит на вершине пищевой цепочки и регулирует экосистему, — объясняет Николай Черкас.
За день хищник пробегает около 15 километров. Многие думают, что он ходит, где захочет, но это не так. На самом деле у волков есть конкретная территория, и они держат границы. В стае есть свои охранники, которые эти границы патрулируют.
В начале исследования часто фиксировали случаи, когда польские волки прибегали к нам и проводили рейды. Это можно было вычислить по тому, что белорусские хищники бежали к деревням и дорогам. Стаи у соседних волков были большие (до 10 особей), поэтому белорусским приходилось отступать. Но, когда в пуще ввели мораторий на отстрел этих животных, такие ситуации стали редкостью. Даже пограничники говорили, что козней под колючей проволокой стало меньше. Сейчас, правда, мораторий уже не действует, что у ученых вызывает волнение.
Питаются волки в основном оленями. Так животные выполняют функцию санитаров леса, поскольку олени обгладывают листья и побеги молодых деревьев, чем препятствуют естественному восстановлению леса. Некоторые стаи специализируются на добыче лосей. А один из волков, за которым вели наблюдение, вообще оказался почти вегетарианцем: в его рационе были в основном яблоки, груши и полевки.
Часто ли хищники забегают в деревни? Во время наблюдения одна стая посетила 10 населенных пунктов, а вот волк-одиночка — 36. Но опасности нет, так как в сами деревни животные не заходят — смотрят издалека. Лёжки хищников часто находятся за 100-150 метров от дорог, но люди их не видят.
— В окрестностях Беловежской пущи ни одного случая нападения волка на человека не зафиксировано. А все случаи нападения на домашних животных, о которых узнавали со слов жителей, мы перепроверяли, и они не подтверждались, — делится Николай Черкас.
Зачем здесь косить?
Вопрос, который сейчас стоит перед исследователями, — как сохранить болото для будущих поколений? Из-за мелиорации 40 процентов территории Дикого ощущает осушительное воздействие. К тому же болото зарастает травой и кустарником.
Одно из предложений — проводить здесь кошение. Дмитрий ГРУММО, заместитель директора по научной и инновационной работе Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси, рассказал об эксперименте, который ставили на болоте. На одном из участков произвели разовое кошение. В первые годы после этого увеличилось видовое богатство флоры и фауны, улучшилось сохранение водно-болотных видов. Но через два-три года положительный эффект исчезает. На втором участке, где организовали регулярное кошение (каждое лето), видовое богатство наоборот начало сокращаться, резко увеличивалось количество кустарника. Поэтому ученые пришли к выводу, что кошение стоит попробовать проводить раз в три года. Использоваться для этого будет современная техника: она не приводит к глубоким механическим повреждениям почвы. Сено готовы забирать сельскохозяйственные предприятия.
Когда-то, кстати, болото косили вручную местные жители. Директор Новодворской средней школы Свислочского района Алла ГОНЧАРЕВИЧ вспоминает, как в детстве они класса с седьмого ходили на Дикое за сеном.
— Это адский труд! Чтобы добраться до своего участка, нужно было 10 километров проехать по дороге, — и не по асфальту — и потом час, а то и больше, идти по болоту. Вода стояла по колено. Косили осоку сантиметров на 10-15 выше от воды. Когда трава подсыхала, в центре участка делали настил (рубили для этого ольху или березу) и составляли стог. И уже зимой, когда болото замерзнет, вывозили сено на санях. На Дикое приезжали не только из Нового Двора, а практически со всего района — и из Горностаевичей, и со Свислочи. Сейчас к этому, конечно, никто не вернется. У нас раньше 50 коров было только на одной улице, а теперь шесть на всю деревню, поэтому сена и так достаточно.
В планах также — восстановление гидрологического режима территории. Ученые предлагают установить дамбу с южной стороны болота, чтобы ограничить влияние на его мелиоративной системы.
Есть здесь и перспектива для развития экологического туризма. Вспоминают случай, когда женщина из Швейцарии специально приезжала на белорусское болото: у нее были проблемы с позвоночником, и доктор советовал ей ходить по зыбкой поверхности. Так что экскурсии могут быть не только познавательные, но и лечебные.
Наталья ЛУБНЕВСКАЯ
Фото автора
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.