Накануне Президент Александр Лукашенко во время рабочей встречи с председателем правления Белкоопсоюза Валерием Ивановым распорядился пересмотреть работу системы потребкооперации в стране. Президент поручил обратить внимание на штат организаций Белкоопсоюза в районах, который должен соответствовать оптимальной численности, что, в свою очередь, влияет и на эффективность работы в целом. Глава государства определил, что Белкоопсоюз должен оставаться конкурентным, так как в искусственном поддержании на плаву такой организации попросту нет смысла. Каково состояние и перспективы потребительской кооперации Беларуси, выяснял корреспондент «МС».
Найти свое место
Во время рабочей встречи Президент отметил, что в стране все время, с точки зрения потребкооперации, «сражаются за место под солнцем» под наступлением частных торговых организаций. Причем наступают они не только в направлении города, но и деревни.
Например, «Евроопт» активно занялся работой на селе еще несколько лет назад. В 2018-м в планах сети открыть на селе не менее 200 стационарных магазинов. В компании отмечают, что готовы открыть торговые точки в любой деревне с численностью населения от 400 человек.
Удачный эксперимент прихода крупного ритейлера в целый район уже можно отметить на примере Оршанского. Именно там, где не справилась кооперация. Компания «Евроторг» смогла реализовать проект по передаче более 30 торговых площадей, что ранее принадлежали Белкоопсоюзу под создание своих магазинов. Этот опыт посчитали успешным и в перспективе могут распространить для поддержания уровня торговли на селе.
Также в середине августа глава Администрации Президента Наталья Кочанова сообщила, что Белкоопсоюз планирует до конца года подать заявление в суд о банкротстве Оршанского райпо и его ликвидации из-за того, что в сфере торговли не выполняется социальный стандарт по обеспеченности населения торговыми площадями. А это опять же свидетельствует, что организация теряет свои позиции.
Однако глава Белкоопсоюза продолжает утверждать, что в сельской местности плотно занять нишу торговли очень трудно. А если кто-то сделает, то потребкооперацию «это совершенно не волнует, а только подстегивает к лучшей работе».
«Нагнетание обстановки, неизвестно зачем. Где хоть один пункт общественного питания в деревне? Где на селе открылась хорошая частная столовая? Нет такого. А у нас почти 1000 таких столовых в деревне», — заявил в интервью телеканалу «Беларусь 1» Валерий Иванов.
Следует отметить, что во многом ранее торговое обслуживание населения на селе зависело от Белкоопсоюза. Сегодня потребительская кооперация является важным сектором экономики страны, которая обслуживает более 3,4 миллиона человек и практически все сельское население. Мелкая торговля является главным направлением работы кооперации, доля которой в общем объеме ее деятельности составляет 70%. Белкоопсоюзу принадлежит 19% торговых площадей магазинов страны. В то же время имеющийся потенциал потребительская кооперация использует недостаточно.
Готовы нести убытки?
По словам Валерия Иванова, ни одна торговая сеть не дает столько услуг населению, как потребкооперация. А вот качество услуг, их количество, стоимость — над этим надо работать. «Заменить потребкооперацию на сегодня в полном объеме и с полной заменой ее функций какой-то другой организацией проблематично», — отметил в интервью руководитель организации.
При этом потребкооперация продолжает нести убытки по ряду своих направлений. Однако в Белкоопсоюзе не собираются закрывать убыточные торговые объекты на селе.
«Мы решили, что за счет каких-то других вопросов, прибыльных, будем удерживать такие торговые точки. Их 2000. Одновременно закрыть — это будет неправильно. В этом заключается одна из социальных функций потребкооперации», — отметил глава Белкоопсоюза.
Однако при этом не идет речь о том, чтобы изменить модель торговли, как это сделал сегодня в сельской местности тот же «Евроторг». Организация неплохо работает и на селе. Что мешает перенять этот опыт Белкоопсоюзу?
Цена и ассортимент на уровне?
Не в пользу работы кооперации свидетельствует и тот факт, что частники сегодня часто предлагают покупателю как лучший ассортимент, так и низкие цены. Ценовой фактор и качество обслуживания для последних являются определяющими, чтобы отдать свое предпочтение магазинам крупных частных компаний, несмотря на их удаленность от дома.
Между тем, как отметил Валерий Иванов в интервью телеканалу «Беларусь 1», утверждение, что в системе потребкооперации цены выше, чем у частных структур — является необоснованным.
«Такого нет. Цены не выше, чем в любой другой сети, а в подавляющем большинстве случаев ниже. Мы используем торговую надбавку 23%, а в целом по стране — около 30% », — сообщил глава Белкоопсоюза.
В организации максимально переняли формат работы крупных ритейлеров. Дизайн и система работы во многом соответствует частным сетям. Между тем люди продолжают указывать именно на ценовой фактор. Видимо, потребкооперации необходимо перенять и модель общения с поставщиками, чтобы решить этот вопрос?
Заготовка по всем фронтам
Торговые точки Белкоопсоюза выполняют функцию заготовителя. Такую услугу не может предложить ни один частник. В системе действуют 750 пунктов по закупке у населения более 30 видов сельхозпродукции и сырья — всего того, что оно может сдать.
Между тем жители страны также жалуются и на заготовку. Люди сегодня не особенно стремятся сдавать выращенную плодоовощную продукцию из-за низкой закупочной цены.
Вот и получается, что в августе в СМИ появилась информация о том, будто Белкоопсоюз намерен заготовить в этом году не менее 100 тысяч тонн яблок. В свою очередь в конце сентября в интервью программы «Разговор у Президента» Валерий Иванов озвучил результат заготовки яблок только более 50 тысяч тонн.
«Что касается цен на продукцию, то они не ниже прошлых лет, а в некоторых случаях выше. Ранние яблоки закупались по 0,04 рубля за килограмм, затем цены увеличились до 0,06-0,08 рубля. Невысокая стоимость связана с низким выходом полезного продукта. С 10 килограммов плодов получается один литр сока. Рентабельность не превышает 2-3% », — сообщил глава потребкооперации.
Списывать организацию со счетов, конечно же, рано. Слишком широкое ее поле деятельности и слишком много людей вовлечено. Однако Белкоопсоюз останется на плаву только в том случае, если он будет не догонять крупных частных ритейлеров, а внедрять последние тенденции в торговле самостоятельно и раньше конкурентов.
Еще не так давно потребкооперация была практически монополистом в нише торговли. Но когда появились конкуренты, которые внедряли новый дизайн магазинов, иное качество обслуживания и изменили саму модель потребления, кооперация потеряла этот момент. И только когда конкуренция существенно повлияла на сокращение прибыли, стало понятно, что Белкоопсоюзу тоже надо перестраиваться. Быть может время изменить тактику и попытаться работать на опережение?
Илья КРЫЖЕВИЧ
Фото Анатолия КЛЕЩУКА
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».