Вы здесь

Тайны Друцкого кургана


Наблюдаем за логикой археологического исследования.

Археологи — самые настоящие следователи по изучению нашего прошлого. Их выводы основываются не на мыслях и суждениях, а на конкретных находках, которые много о чем свидетельствуют. Если сопоставить все с информацией, находящейся в летописях и документах, вырисовывается ясная картина! Вместе с заведующей центра археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН Беларуси, доктором исторических наук, профессором Ольгой Левко мы устроили такое ​​мысленно-точное путешествие в наше прошлое. Госпожа Ольга рассказала, каким образом удалось отыскать останки праправнука князя Всеслава Чародея.

 


«Эти находки были сделаны нами еще в 2009 году в Друцке. Накануне я работала там в течение нескольких полевых сезонов (и прошло 35 лет с того момента, как закончил раскопки московский археолог Алексеев, а он копал около 10 сезонов; поэтому много материала находилось в России).

Сначала я раскопала городище, также окружающий город, посад и курганный могильник — сохранился один удлиненный холм, на который мы особых надежд не возлагали. Но все-таки вскрыли его, и там нас встретила большая неожиданность. В одном кургане оказалось 38 захоронений — это было коллективное захоронение, причем сделанное в четыре слоя.

Самое нижнее захоронение — в гробу под каменной плитой, опущенной в землю, — сделано по христианскому обряду. Надгробная плита лежала наверху, вокруг нее — несколько скелетов людей достаточно высокого роста, с рублеными ранами на костях. С воротниками византийского шитья, вытканными золотыми нитями, с позолоченными пуговицами. Это были люди достаточно знатные. Их перекрывал слой земли, и сверху лежала, получается, уже третья ступень захоронения. Там были и женские, и детские, и мужские захоронения, но рядовые. По наконечниках стрел, застрявшие в костях людей этих обоих рядов захоронения, было видно, что оно содержит результаты битвы. Этот слой также перекрыли слоем почвы. С самого верха находились захоронения рабов (есть некоторые признаки, по которым мы обычно выделяем такие захоронения в отношении других социальных слоев). А сама надгробная плита была выполнена из известняка в виде удлиненного щита. Плиту вместе с двумя подставками, на которых она стояла, мы передали в Витебский краеведческий музей (ее можно увидеть в экспозиции).

В могиле был обнаружен череп ребенка, несколько небольших косточек и одну позолоченную пуговицу. Деревянный тлен контуром показывает, что там лежал деревянный гроб. Мы отдали череп на исследование, и по нему возобновили облик ребенка — ему было между 4 и 6 годами. Затем сделали отливку головы — результат можно увидеть в музее Института истории.

Отыскав эту плиту и передав ее в музей, я начала листать специализированную литературу. И поняла, что аналогичные надгробные плиты были найдены в княжеских захоронениях в Галицко-Волынской земле. Эти плиты были привезены из Византии. А наши полоцкие князья в XII веке были также сосланы в Византию — и там проходили воинскую службу. В 1140-х годах они вернулись на родину — естественно, что привезли с собой одежду (ткани византийского образца, как уже упоминалось, были на воротниках в захоронениях), и плиту, и, наверное, заготовки плит.

Мы сделали вывод, что в этом кургане был похоронен представитель княжеской династии со своей свитой — и с людьми, которые составляли его дружину, и дружинное окружение, также с теми, кто был его свободной обслугой и рабами. Все размещались в соответствующей градации. И самое особенное, что единственным, сделанным по христианской традиции, были похороны маленького княжича, а все остальные — по языческому обычаю. И княжич все равно лежит в кургане, который является языческим способом погребения. Когда пришло христианство, этот обряд стал отмирать, и уже в конце XIII века делались грунтовые захоронения без курганов.

Похороны праправнука Всеслава Чародея.

Велись разговоры, кто это такие, почему одновременно похоронено 38 человек, с чем это может быть связано?.. Я начала изучать документальные материалы, летописи, анализируя вещественный материал, найденный в кургане, и увидела, что это курган второй половины XII века. А по летописным сведениям было зафиксировано, что в 1151 году минский князь Ростислав Глебович путем интриг свергнул с полоцкого престола своего двоюродного брата друцкого князя Рогволода Борисовича и лишил его и его дружину «жизни», как было написано в летописи. В то время под «жизнью» подразумевалось имущество. Это значит, он разграбил Друцкую волость и посадил там одного из родственников. А местный князь оказался в изгнании, он попросил помощи у черниговских родственников. Те пришли, и в 1158 году состоялась междоусобная битва между друцким князем и минскими князьями, которые заняли его территорию. Написано, что битва была кровавая. После этого минские князья снова были возвращены в Минскую землю. Полочане пришли к друцкому князю и сказали: «Княже, мы перед тобой виноваты. Мы теперь готовы схватить минского князя и посадить его в подвалы или отдать в твои руки — делай с ним что хочешь. А ты вернись назад на престол в Полоцк». Что он и сделал, вернулся обратно на княжение.

Неизвестно, какие меры были приняты к каким князьям, но остается факт, что была битва. И вот вопрос: кто был похоронен в друцком кургане? Это представители друцкого князя, его окружение, или представители минского князя? О детях в летописях обычно ничего не пишут, если это не имеет какого-то принципиального значения.

Вместе с Андреем Войтеховичем, который также копал этот курган, мы посмотрели на опоры, на которых лежала каменная плита, на одной из них есть высечен знак. Он похож на крест с изображения знака минских князей. Мы сделали вероятный вывод, что это могли быть минские князья, которых победил Друцкий князь, вернув себе имущество и княжество. Но поскольку они родные и разговор ведется о погибшем княжеском представителе, то погребение состоялось по княжеской традиции, по всем правилам.

Все князья были крещеные, поэтому ребенка положили по христианскому обряду. Но поскольку языческий дух сохранялся даже в княжеском окружении довольно прочно, то вся свита вместе с князем были погребены под курганом.

Так и получается, что если ребенок является сыном Ростислава Глебовича или его родных братьев по линии минских князей (а Глеб был сыном Всеслава Полоцкого), то он является праправнуком Всеслава. Второй вопрос, кто это был — представитель минского рода или друцкого рода Всеславича?

В самом верху насыпи, который перекрыл все, мы нашли свинцовую печать. Это изображение византийских князей святых Константина и Елены. Это еще одно свидетельство того, что из Византии было привезено много вещей после возвращения из ссылки. Может, печать попала туда случайно, а может, ее намеренно бросили в курган, когда закрывали его, с ритуальной целью.

Надгробная плита.

Надгробная каменная плита хранится в витебском музее. Видимый знак — крестик и двузубец. У минских князей вверху на одном из зубцов был такой же крестик. И это дает нам возможность предположить, что это были все-таки минские князья».

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».