Вы здесь

Каким образом детдомовский ребенок может попасть на воспитание в семью


Накануне празднования Дня матери мы хотели бы вспомнить женщин, которые, даже если и не родили сами, все равно являются мамами. Речь пойдет о тех, кто растит чужих детей и любит их, как родных. Каждый ребенок нуждается в семье и любви, но в силу различных обстоятельств некоторые не имеют этого. В Национальном центре усыновления «Звязде» рассказали о том, каким образом детдомовский ребенок может попасть на воспитание в семью и чем один способ отличается от другого.


Согласно нашему законодательству существуют следующие виды устройства этих детей: усыновление, опекунская семья и приемная семья, детский дом семейного типа.

Усыновление

Усыновление считается приоритетной формой устройства ребенка-сироты. Это особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как своего, родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и их детьми.

Ребенок принимает вашу фамилию и отчество. При желании можно поменять даже дату рождения (но не более чем на один год) и место его рождения (в пределах Беларуси). Такой ребенок имеет все права на наследство. А его бывшие родные никогда не узнают, где он.

Усыновление оформляется через суд. При этом разница в возрасте между усыновителем и ребенком должна быть не менее шестнадцати и не более сорока пяти лет.

Управление (отдел) образования по месту жительства в течение первых трех лет после усыновления контролирует условия жизни и воспитания ребенка в семье.

Опека и попечительство

Опека — это принятие в дом ребенка на правах воспитанника.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Под опеку (попечительство) детей часто берут родственники, которые имеют преимущественное право перед другими лицами.

Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Оформляется в административном порядке. Ребенок при этом не меняет фамилию, не считается вашим и может общаться с бывшими родственниками.

Если появятся люди, которые захотят усыновить это ребенка, его заберут. За процессом воспитания следят органы опеки, которые проводят контрольные обследования условий жизни подопечных не реже двух раз в год.

На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие. Суммы, получаемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, направляются в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются им на содержание этого подопечного.

Приемная семья

Приемная семья — форма воспитания ребенка (детей) в семье дома у приемного отца (матери) — воспитателя. Ее еще часто называют «семейным детским домом».

Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или под опеку родственникам. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемными родителями и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую ​​семью определяется договором и может быть разным. На практике договор о приемной семье заключается до совершеннолетия ребенка.

В приемных семьях может воспитываться от одного до восьми детей, включая родных детей. Приемным родителям платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. В отношении ребенка приемные родители являются ему опекунами.

На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию. После того как ему минет 18 лет, выделяется жилье, если его нет. Но органы опеки постоянно контролируют воспитание и расходование средств.

Есть и еще один путь — патронатное воспитание

Патронатное воспитание предполагает участие граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно подходит тем, кто хочет принять участие в жизни ребенка, что растет без семьи, стать другом ребенку, которое живет в детском доме или интернате.

В этом случае можно:

посещать ребенка в учреждении;

принимать ребенка в своей семье в выходные и дни каникул;

дать возможность ребенку хоть на короткий период пожить в заботливой семье, поделиться с ним своим жизненным опытом (научить готовить, делать покупки, помочь в выборе будущей профессии);

принять ребенка, временно нуждающегося в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, или о тех, кто временно находится в детских интернатных учреждениях.

Обязанности патронатного воспитателя выполняются на безвозмездной основе. А опека, попечительство над такими детьми сохраняются за руководителями детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (если ребенок там учится).

Контроль за условиями воспитания и содержания таких детей осуществляется органами опеки и попечительства.

И хотя со стороны может показаться, что это хороший вариант помочь конкретному ребенку, если по каким-то причинам взрослый человек или семья не может или не хочет дать ему большего, нужно отметить и подводные камни патронатного воспитания, которые могут проявиться с течением времени.

Так, может случиться, что ребенок станет надеяться, что патронатные воспитатели его в конце концов усыновят, примет в семью навсегда. Часто в этом случае ребенок может грустить, попадая в семью, даже в моменты общего веселья. Так он будет переживать скорую перспективу возвращения в детский дом, расставания с вежливой и веселой семьей.

Ну и, конечно, ребенку может быть больно возвращаться обратно в детский дом после хорошо проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных», и он будет трудно переживать расставание. Так что здесь тоже нужно взвесить все «за» и «против» такого, на первый взгляд, очень хорошего дела.

В нашей стране насчитывается 283 женщины, имеющих профессию «родитель-воспитатель» и работающих в детских домах семейного типа. Это женщины, которые, помимо воспитания родных детей, дарят равнозначные внимание и заботу детям, что потеряли опеку собственных родителей. Каждая из них выпускает во взрослую жизнь десятки детей (одновременно в доме семейного типа могут воспитываться до десяти детей, и когда они покидают его стены, под крыло мамы-воспитательницы попадают новые).

Как нам сообщила главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова, в Беларуси с 2010 года почти вдвое уменьшилось количество детей, родители которых лишены родительских прав. Так, если в 2010 году эта цифра составляла 2683 ребенка, то по итогам 2017 года — около 1400.

Светлана БУСЬКО

Выбор редакции

Экономика

Разбираем инвестпрограмму Минска на текущий год

Разбираем инвестпрограмму Минска на текущий год

Она в этом году на 20 % «дешевле», чем в предыдущем.

Общество

Как действовали партизаны в Усакинском лесу на Кличевщине

Как действовали партизаны в Усакинском лесу на Кличевщине

Пишет сын одного из партизан Геннадий Сахрай.

Общество

«Беларусь в моих глазах». Блогер Полина Амельянчик выбирает малоизвестные маршруты для путешествий

«Беларусь в моих глазах». Блогер Полина Амельянчик выбирает малоизвестные маршруты для путешествий

Кроме фотоснимков храмов и руин бывших усадеб, практически каждый пост Полины сопровождается яркими биографиями земляков.

Общество

Почему в старости портится характер, появляются бессонница и тревожность

Почему в старости портится характер, появляются бессонница и тревожность

О проблемах старения и том, как заметить и, возможно, предотвратить различные психологические заболевания у пожилых, мы поговорили с врачом-психотерапевтом Городского клинического психиатрического диспансера Мариной Счастленок.