Вы здесь

Эксперты: В сегменте электронной коммерции еще нет устойчивых брендов


Эксперты уверены, что в сегменте электронной коммерции у нас еще нет устойчивых брендов, хотя ситуация и стала меняться в лучшую сторону.

По данным Торгового реестра Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в нашей стране 18 056 интернет-магазинов. В этом году МАРТ ввел упрощенную систему налогообложения для интернет-торговцев. Что еще на рынке электронной коммерции произошло в этом году, мы спросили у эксперта рынка — директора провайдера электронных платежей Аssist Bеlаrus Вячеслава Сенина.


— В интернет-торговле преобладают безналичные платежи или большая доля все-таки за «кэшем»?

— Если в обычных магазинах за последнее время удалось добиться хороших результатов по переходу на безналичную оплату, то парадоксально, но факт: в электронной коммерции около 56% покупателей все еще оплачивают заказы наличными при доставке. Правда, это на 8% меньше, чем годом ранее, но все же... Сегодня банковской карточкой при оплате пользуются 12% покупателей и это на 36% больше, чем в прошлом году. И правильно делают: безналичный вид оплаты надежнее защищает права потребителя, потому что четко прослеживается путь денег от потребителя к субъекту.

Как показывает нынешний опыт, далеко не вся торговля видит продвижение бизнеса в интернет-коммерцию. Этим в основном занимаются крупные сети. Между тем зарубежный опыт свидетельствует о том, что это выгодная и перспективная ниша для продавцов. По данным Торгового реестра, на 1 июля этого года количество интернет-магазинов превысило 17 тысяч, их прирост с начала года составил 10%.

— Большинство интернет-магазинов — около 51% — принадлежат индивидуальным предпринимателям...

— Это так. Их общий товарооборот за 2017 год составил 3,4% в общем объеме розничного товарооборота. В то время как государство регулирует и стимулирует повышение доли безналичных платежей в обычных магазинах, крупный ритейл не заинтересован в интернет-магазине использовать исключительно «безнал». Как только обе стороны — и государство, и ритейлер — будут работать вместе, у нас появится еще один перспективный канал для наращивания доли безналичных платежей в стране.

— Кто чаще всего пользуется услугами интернет-магазинов? Какие проблемы сегодня существуют в такой торговле?

— Ключевым покупателем в интернет-магазинах является средний класс. Более 50% — люди с высшим образованием. В среднем такие покупатели моложе, чем все пользователи интернета, и уж тем более, чем все население страны. Половина из них находится в возрастном диапазоне от 25 до 40 лет. Свыше 53% таких потребителей проживает в Минске, на остальные областные города приходится не более чем по 5% покупателей.

Как и на соседних рынках, белорусы активнее покупают электронику, бытовую технику, компьютеры и комплектующие. Так вот, именно категорию этих товаров приобретали более 70% всех покупателей. На втором месте находятся одежда, обувь и аксессуары. Опыт покупки таких товаров имеет более трети всех белорусских клиентов интернет-магазинов. Существенным отличием нашего рынка от рынков соседних стран является высокая доля покупателей, приобретающих билеты на культурные мероприятия — в кино, театры, на концерты. Также интересным стал тот факт, что «товары для красоты» обогнали технику, но уступили товарам для дома.

— Плюсы и минусы торговли через глобальную «паутину»?

— Более половины клиентов интернет-магазинов выбирают такой метод шопинга из-за выгоды. Также отмечают, что, пользуясь таким способом покупки, не нужно никуда идти, да и ассортимент в таких магазинах значительно больше. Главный секрет успешности интернет-магазина — это возможность предоставить покупателям больше выбора и круглосуточная работа.

Неготовность населения делать покупки в интернете объясняется их сервисом. По мере роста качества и количества магазинов можно будет видеть постоянный и планомерный рост интернет-торговли в стране. В целом рынок интернет-торговли в Беларуси сегодня проходит стадию активного развития. Покупатели все чаще посещают интернет-магазины с мобильных устройств, и поэтому привлекательность мобильной версии сайта имеет большое значение.

— Конкуренция в сети играет не последнюю роль?

— Главным трендом является мультиканальность — множество различных площадок и устройств, при помощи которых осуществляется продажа. Не менее важным для таких магазинов является брендинг запоминаемости. Лишь немногие из белорусских покупателей, например, могут вспомнить, в каком именно магазине они приобрели свою последнюю онлайн-покупку. В нашей стране на сегодняшний день в сегменте электронной коммерции нет устойчивых брендов, хотя ситуация и стала меняться в лучшую сторону. Создание торговой марки позволяет продавцам удерживать клиентов, что значительно менее затратно, чем привлекать новых.

Поскольку конкуренция на белорусском рынке е-соmmеrсе возрастает довольно быстро, в том числе за счет иностранных представителей, можно ожидать энергичную адаптацию интернет-торговцев к мировым стандартам в борьбе за покупателей. В будущем ожидается, что в сеть выйдут крупные оффлайновые игроки, однако и небольшие магазины будут уверенно занимать там свою нишу. Полагаю, что повысится качество обслуживания в интернет-магазинах. Интернет позволит расширить географию продаж. Со временем решится вопрос с логистикой, поскольку успех многих бизнесов будет зависеть от налаженной схемы доставки.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ОВЕН. Во вторник события будут развиваться благоприятно для вас, неожиданно могут возникнуть новые перспективы для карьеры.

В мире

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Президент Беларуси Александр Лукашенко и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин договорились об историческом подъеме сотрудничества на новый уровень.