Вы здесь

Как будет сближаться законодательство Беларуси и России?


Пятый форум стал самым масштабным как по количеству участников, так и подписанных между российскими и белорусскими партнерами контрактов и соглашений. Это яркое свидетельство того, что в плане гармонизации и унификации наших законодательств мы уверенно движемся вперед. Тем не менее белых пятен, препятствующих гражданам наших стран чувствовать себя на равных, еще хватает. На секции «Унификация и гармонизация законодательства Союзного государства как основы эффективного и плодотворного белорусско-российского сотрудничества» обсудили наиболее приоритетные направления по интеграции и механизмы решения проблем. В центре внимания были вопросы пенсионного обеспечения, образования, медицины, торговли, экономики и другие. Координировали работу секции председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству Алла Бодак и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.


Особенности пенсионной политики

Примером плодотворного сотрудничества Беларуси и России является выработка общих подходов в законодательстве по охране труда. Сегодня в Беларуси и России на подобных принципах построена работа служб охраны труда, организация обучения, инструктаж. Существуют единые подходы к расследованию несчастных случаев на производстве.

Министр труда Республики Беларусь Ирина Костевич обратила внимание на то, что многое достигнуто в плане трудового законодательства, но есть еще много проблем, связанных с пенсионным обеспечением, особенно, что касается учета стажа. Белорусы и россияне сегодня имеют равные права на трудоустройство на территории обеих стран. Благодаря международному договору о сотрудничестве Беларуси и России в области соцобеспечения выработан порядок взаимодействия компетентных органов двух стран по выплатам пенсий. Но в Беларуси, например, все работающие, в том числе россияне, всегда подлежали обязательному социальному страхованию, а в России такая норма для белорусов действует только с 2012 года. Кроме этого, в 2015 году в пенсионное законодательство России были внесены изменения, предусматривающие при определении пенсии индивидуальный коэффициент. И он учитывает только те страховые взносы, которые были перечислены в страховой фонд России. То, что человек работал в Беларуси, не учитывается. Теперь обе стороны работают над корректировкой этой нормы договора.

Общая образовательное пространство

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Ирина Потехина обратила внимание на важность подготовки кадров для Союзного государства:

— На сегодня существует более 750 соглашений в сфере образования на межправительственном, межрегиональном, межведомственном и межвузовском уровнях. Совместная работа направлена ​​на повышение качества образования и создание равных условий для граждан России и Беларуси. Вместе с тем в законодательствах наших стран есть еще много различий. Например, вопрос о взаимном признании единого государственного экзамена в России и ЦТ в Беларуси решен, но у этих систем есть принципиальные различия. Единый государственный экзамен является итоговым и при окончании школы, и при поступлении в другие учебные заведения, а в Беларуси ЦТ — это форма оценки только вступительных экзаменов. Оценочные системы отличаются и по структуре, и по содержанию, и по назначению.

Сейчас перед системами образования есть требования в воспитании кадров будущего дня. Нужно обладать высокими компетенциями во всех отраслях экономики, а это требует повышения качества общего образования, модернизации профессионального образования и так далее. Большую роль играет в объединении движение WоrldSkills. Для совместной работы и создания общего образовательного пространства нужно использовать новые цифровые возможности.

За торговлю без ограничений

Болезненную тему продвижения белорусских товаров и услуг на территории России затронул заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун:

— Основной целью договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) являлось свободное перемещение товаров и проведение единой политики. Во многом законодательство унифицировано, но что касается пропуска товара на национальные рынки, этот вопрос остается нерешенным, несмотря на попытки разобраться с ним на разных площадках, в том числе Союзного государства. Сегодня насчитывается около 70 препятствий в рамках единого союза, за 2018 год количество их только выросло. Отсутствие единого подхода приводит к ограничительному характеру закупок. Одним из барьеров допуска белорусских поставщиков к участию в закупках Российской Федерации является необходимость получения единой цифровой подписи. Для этого нужно стать резидентом Российской Федерации. И таких проблем много.

Заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук заострил внимание на проблемах по созданию объединенной базы лекарственных средств в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

— Общий рынок лекарств должен заработать с 2025 года, но при взаимной заинтересованности это могло бы произойти уже через два года, — подчеркнул замминистра. — Но пока нет правоприменительной практики всех этих документов и не разработан ряд основополагающих документов, в том числе — закона о фармакопеи. А еще мы столкнулись с интересным фактом: в России представители фармбизнеса не очень стремятся работать с дешевыми лекарствами. И это тоже проблема.

Участники заседания также говорили о том, что унификация и гармонизация не должны препятствовать самостоятельности каждой отдельно взятой страны. Не надо заниматься калькированием законов, необходимо создавать модельные законы в пределах существующего Союзного государства и там оговаривать одинаковые нормы для Беларуси и России.

В итоговом документе отмечены направления по дальнейшей гармонизации и унификации законов. Органам местного управления и самоуправления Республики Беларусь, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления Российской Федерации предложено в плотном взаимодействии друг с другом и государственными органами России и Беларуси содействовать вопросам интеграции и регулярно вносить предложения по решению существующих проблем в двусторонних отношениях.


Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству Алла Бодак:

— У нас с Россией наработано около 200 международных соглашений — надежный правовой фундамент для дальнейшего развития Союзного государства. Мы достигли высокого уровня в плане Таможенного законодательства, аналога такого сотрудничества нет на всем постсоветском пространстве. Развивается региональная интеграция — это бренд современности. Очень важно, чтобы министерства и ведомства Беларуси и России имели совместные планы сотрудничества и чтобы они развивались. За пять последних лет наработана основательная база. Министерства юстиции двух государств многое сделали для исполнения судебных решений, которые касаются граждан двух стран. Большой потенциал есть в работе совместных секторальных рабочих групп, объединенных коллегий — это и впредь нужно продолжать практиковать. Но при этом должна быть координационная роль Постоянного комитета Союзного государства.

Поскольку нам нужно единое экономическое пространство, законодательства Беларуси и России должны работать в унисон..

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова:

— Прежде всего должна быть правовая основа в отношении гражданина, семьи. Пришло время, когда можно говорить, что разработанная Постоянным комитетом Союзного государства концепция сближения созрела для того, чтобы ее утвердить и наметить последовательные шаги ее реализации. Для нашей совместной деятельности необходимо расширение научно-экспертного диалога по актуальным вопросам Союзного государства. Вся аналитика, выводы не должны лежать мертвым грузом, надо это обсуждать в рамках нашего законодательства.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фота Анны ЗАНКОВИЧ и Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.

Общество

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей.