Вы здесь

Как будет сближаться законодательство Беларуси и России?


Пятый форум стал самым масштабным как по количеству участников, так и подписанных между российскими и белорусскими партнерами контрактов и соглашений. Это яркое свидетельство того, что в плане гармонизации и унификации наших законодательств мы уверенно движемся вперед. Тем не менее белых пятен, препятствующих гражданам наших стран чувствовать себя на равных, еще хватает. На секции «Унификация и гармонизация законодательства Союзного государства как основы эффективного и плодотворного белорусско-российского сотрудничества» обсудили наиболее приоритетные направления по интеграции и механизмы решения проблем. В центре внимания были вопросы пенсионного обеспечения, образования, медицины, торговли, экономики и другие. Координировали работу секции председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству Алла Бодак и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.


Особенности пенсионной политики

Примером плодотворного сотрудничества Беларуси и России является выработка общих подходов в законодательстве по охране труда. Сегодня в Беларуси и России на подобных принципах построена работа служб охраны труда, организация обучения, инструктаж. Существуют единые подходы к расследованию несчастных случаев на производстве.

Министр труда Республики Беларусь Ирина Костевич обратила внимание на то, что многое достигнуто в плане трудового законодательства, но есть еще много проблем, связанных с пенсионным обеспечением, особенно, что касается учета стажа. Белорусы и россияне сегодня имеют равные права на трудоустройство на территории обеих стран. Благодаря международному договору о сотрудничестве Беларуси и России в области соцобеспечения выработан порядок взаимодействия компетентных органов двух стран по выплатам пенсий. Но в Беларуси, например, все работающие, в том числе россияне, всегда подлежали обязательному социальному страхованию, а в России такая норма для белорусов действует только с 2012 года. Кроме этого, в 2015 году в пенсионное законодательство России были внесены изменения, предусматривающие при определении пенсии индивидуальный коэффициент. И он учитывает только те страховые взносы, которые были перечислены в страховой фонд России. То, что человек работал в Беларуси, не учитывается. Теперь обе стороны работают над корректировкой этой нормы договора.

Общая образовательное пространство

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Ирина Потехина обратила внимание на важность подготовки кадров для Союзного государства:

— На сегодня существует более 750 соглашений в сфере образования на межправительственном, межрегиональном, межведомственном и межвузовском уровнях. Совместная работа направлена ​​на повышение качества образования и создание равных условий для граждан России и Беларуси. Вместе с тем в законодательствах наших стран есть еще много различий. Например, вопрос о взаимном признании единого государственного экзамена в России и ЦТ в Беларуси решен, но у этих систем есть принципиальные различия. Единый государственный экзамен является итоговым и при окончании школы, и при поступлении в другие учебные заведения, а в Беларуси ЦТ — это форма оценки только вступительных экзаменов. Оценочные системы отличаются и по структуре, и по содержанию, и по назначению.

Сейчас перед системами образования есть требования в воспитании кадров будущего дня. Нужно обладать высокими компетенциями во всех отраслях экономики, а это требует повышения качества общего образования, модернизации профессионального образования и так далее. Большую роль играет в объединении движение WоrldSkills. Для совместной работы и создания общего образовательного пространства нужно использовать новые цифровые возможности.

За торговлю без ограничений

Болезненную тему продвижения белорусских товаров и услуг на территории России затронул заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун:

— Основной целью договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) являлось свободное перемещение товаров и проведение единой политики. Во многом законодательство унифицировано, но что касается пропуска товара на национальные рынки, этот вопрос остается нерешенным, несмотря на попытки разобраться с ним на разных площадках, в том числе Союзного государства. Сегодня насчитывается около 70 препятствий в рамках единого союза, за 2018 год количество их только выросло. Отсутствие единого подхода приводит к ограничительному характеру закупок. Одним из барьеров допуска белорусских поставщиков к участию в закупках Российской Федерации является необходимость получения единой цифровой подписи. Для этого нужно стать резидентом Российской Федерации. И таких проблем много.

Заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук заострил внимание на проблемах по созданию объединенной базы лекарственных средств в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

— Общий рынок лекарств должен заработать с 2025 года, но при взаимной заинтересованности это могло бы произойти уже через два года, — подчеркнул замминистра. — Но пока нет правоприменительной практики всех этих документов и не разработан ряд основополагающих документов, в том числе — закона о фармакопеи. А еще мы столкнулись с интересным фактом: в России представители фармбизнеса не очень стремятся работать с дешевыми лекарствами. И это тоже проблема.

Участники заседания также говорили о том, что унификация и гармонизация не должны препятствовать самостоятельности каждой отдельно взятой страны. Не надо заниматься калькированием законов, необходимо создавать модельные законы в пределах существующего Союзного государства и там оговаривать одинаковые нормы для Беларуси и России.

В итоговом документе отмечены направления по дальнейшей гармонизации и унификации законов. Органам местного управления и самоуправления Республики Беларусь, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления Российской Федерации предложено в плотном взаимодействии друг с другом и государственными органами России и Беларуси содействовать вопросам интеграции и регулярно вносить предложения по решению существующих проблем в двусторонних отношениях.


Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству Алла Бодак:

— У нас с Россией наработано около 200 международных соглашений — надежный правовой фундамент для дальнейшего развития Союзного государства. Мы достигли высокого уровня в плане Таможенного законодательства, аналога такого сотрудничества нет на всем постсоветском пространстве. Развивается региональная интеграция — это бренд современности. Очень важно, чтобы министерства и ведомства Беларуси и России имели совместные планы сотрудничества и чтобы они развивались. За пять последних лет наработана основательная база. Министерства юстиции двух государств многое сделали для исполнения судебных решений, которые касаются граждан двух стран. Большой потенциал есть в работе совместных секторальных рабочих групп, объединенных коллегий — это и впредь нужно продолжать практиковать. Но при этом должна быть координационная роль Постоянного комитета Союзного государства.

Поскольку нам нужно единое экономическое пространство, законодательства Беларуси и России должны работать в унисон..

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова:

— Прежде всего должна быть правовая основа в отношении гражданина, семьи. Пришло время, когда можно говорить, что разработанная Постоянным комитетом Союзного государства концепция сближения созрела для того, чтобы ее утвердить и наметить последовательные шаги ее реализации. Для нашей совместной деятельности необходимо расширение научно-экспертного диалога по актуальным вопросам Союзного государства. Вся аналитика, выводы не должны лежать мертвым грузом, надо это обсуждать в рамках нашего законодательства.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фота Анны ЗАНКОВИЧ и Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.