Вы здесь

В Могилеве активист борется за чистоту окружающей среды


Виталий Гордеев для жителей могилевской Чапаевки — бесспорный авторитет. Он — председатель уличкома № 5 Ленинского района Могилева и член Совета территориального общественного самоуправления микрозоны № 4 и не привык к тому, чтобы на его участке был бардак. Активист добился, чтобы на закрепленной за ним территории городские власти навели порядок с дорогами и электрическими столбами. А недавно позвонил в редакцию «Звязды» и попросил помощи в борьбе с несанкционированной свалкой в черте города.


Вместе с неугомонным активистом двинемся на то самое место, чтобы оценить обстановку. Это совсем рядом с лицеем № 9, который находится на центральной улице Первомайской за несколько остановок от железнодорожного вокзала. Лицей как раз у дороги и, кажется, должен содержать свою территорию в исключительном состоянии. Ну вот, я так и думала, у здания трудятся ребята, убирают листву. Но Виталий Гордеев наоборот, настроен не так оптимистично. «Пойдем, посмотрим, куда они ее унесут», — зовет он куда-то на задворки лицея. И действительно. Возле здания, напоминающего туалет, видим свежевыкопанную яму. Именно туда методично и уносится листва. «Ну вот, видите, опять готовятся захоронить мусор на нейтральной территории», — переживает мой спутник.

История со свалкой напоминает докучливую сказку про белого бычка. Гордеев за чистоту территории борется с переменным успехом вот уже три года, когда заметил, что лицей после капремонта начал хоронить строительные отходы неподалеку от своих зданий. Звонил, ходил на приемы, обращался в газеты. Порядок навели, но потом все повторилось. В прошлом году Виталий Гордеев обратился на прямую линию в Могилевский облисполком. Факт подтвердился, судя по ответам из разных инстанций, меры были приняты. А теперь, получается, все снова возвращается на круги своя.

— На этом поле закопали уже десять тонн мусора, не меньше, там и полиэтилен, и битый кирпич, и даже сломанные оконные рамы, — указывает активист на порезанную протекторами трактора землю и на те ветки и рваную пленку, торчащие из-под нее.

— В лицее говорят, что территорию им быстро отдадут под полигон, — замечает Виталий Гордеев. — Но это не оправдание бесхозяйственности. Мне кажется, что если учреждению позволят сделать здесь полигон, они еще активнее начнут хоронить здесь свой мусор. Мне пытаются доказать, что это компостная яма, но какой это компост? Вы же сами видите, что это живой мусор. Им здесь уже отравили все вокруг.

Собеседник рассказывает, что даже провел небольшое исследование относительно того, чтобы узнать, как долго продолжается это вредительство. Говорит, что один из сотрудников лицея даже подивился его некомпетентности. Мол, мы тут 30 лет мусор закапывали, а ты только проснулся.

С другой стороны от «полигона» жилая двухэтажка, областная ветлаборатория, недавно прописалась шиномонтажные станция. Известно, что чей-то пример бесхозяйственности порождает еще большую бесхозяйственность. Никого не хочется обвинять, но здешняя территория действительно неприглядная. Много кустарника, кучи опавшей листвы, а около ограды шиномонтажа еще и строительный мусор. Возможно, предприятие еще не успело прибраться, но председатель уличкома замечает, что мусор не вчера появился.

Возле жилого дома знакомимся с жителями — Галиной и Александром. Они живут здесь три года. Александр обращает внимание на то, что очень часто видели, как по полю около лицея разъезжает трактор и все что-то трамбует. Что именно, не знает. Признается, что ему это совсем неинтересно.

Сотрудники ветлаборатории на наш неожиданный визит реагируют настороженно. «Свою листву мы складируем пока на своей территории в мешках. Если хотите, можете посмотреть», — приглашает руководитель.

На лицей здесь наговаривать ни хотят. Мол, нам до них никакого дела нет, у нас своих хватает.

— Поэтому и бесхозяйственность вокруг, что никому дела нет, — возмущается Виталий Гордеев. — От ограды три метра отмерили, и все — остальное не мое, чужая территория.

В папке Гордеева много официальных ответов на его обращения, но ведь главное не в том, чтобы ответить, нужно проблему решить раз и навсегда. После того как обзвонила несколько коммунальных служб, в том числе Могилевскую городскую инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды, еще больше стала уважать Виталия Гордеева за его принципиальную позицию. Ведь столкнулась с тем, что даже банальный вопрос с утилизацией то же осенней листвы вызвал у многих трудности. Ответственные лица с полной серьезностью рассуждали о том, что это личное дело каждого, никто не запрещает хоть лицею, хотя промышленному предприятию с его огромной площадью делать компостные ямы на своей территории. И только в «Могилевзеленстрое» мне четко сообщили, что листва — это не что иное как вид отходов, который официально зарегистрирован в соответствующем классификаторе Республики Беларусь.

— А если это отходы, то их надо вывозить, — подчеркнул начальник отдела правовой и кадровой работы «Могилевзеленстроя» Сергей Турчиков. — Для этого у нас есть специальный полигон, который находится на территории промзоны возле «Могилевхимволокна». К сожалению, договоров у нас только несколько десятков. Возможно потому, что услуга платная, за утилизацию кубометра опавшей листвы нужно заплатить чуть более семи рублей.

Кстати, сегодня «Могилевзеленстрой» ежедневно вывозит на свой полигон примерно 40-50 кубов листвы в день. А куда девается то, что собирается на закрепленных за различными организациями, учреждениями и предприятиями?

Нелли ЗИГУЛЯ

Выбор редакции