Вы здесь

Интуиция или факты? Есть ли у педагогов право на ошибку


Что следует понимать под лучшими школьными практиками? Как сделать школу эффективной? Можно ли найти общий язык с родителями? И как может помочь в этом киноклуб? Обо всем этом шла речь во время второй педагогической неконференции ЕdСаmр Bеlаrus — 2018, где учителя сами голосовали за идеи и темы, которые они хотят обсудить со своими коллегами.


Помочь, а не навредить

— Пожалуй, каждый педагог хотел бы применять в школе те методы и технологии, которые приносили бы максимальный результат при разумных усилиях. Но что в наибольшей степени влияет на успехи учеников? — рассуждает Екатерина Куксо, руководитель проекта «Академия Директории», автор книги «Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе». — Чем руководствуются учителя и администрация учебных заведений? Только своей интуицией?

Екатерина Куксо: «В учеников нужно верить ...»

Примерно в 60-70-х годах ХХ века исследователи наблюдали за действиями большого количества терапевтов: смотрели, какое лечение назначается больным и как врач принимает то или иное решение. Выяснилось, что огромное количество докторов ставят диагноз практически произвольно, потому что им «так кажется». А иногда их предписания вообще противоречили тому, что требовалось в конкретной ситуации. Тогда врачей решили вооружить точными инструкциями (протоколами лечения), которые опирались на опыт проведенных в медицине исследований. Самый простой пример: если врач назначает аспирин, он должен предварительно поинтересоваться, есть ли у пациента проблемы с желудком, иначе можно навредить ему, а не помочь. Конечно, далеко не все медики обрадовались тому, что их интуиция была признана ненадежным инструментом, однако смертность пациентов после введения протоколов лечения существенно снизилась...

В образовании дела с управлением на основе данных идут пока хуже, чем в медицине, так как речь о смертности не идет и отследить результаты ошибочных действий педагогов гораздо сложнее... Многие учителя по-прежнему находятся в плену у определенных стереотипов, учат так, как их самих когда-то учили. Часто педагогу довольно сложно выйти за пределы типичных моделей поведения, он не всегда знает, какие приемы и методы могли бы сделать его уроки более эффективным. Между прочим, часто совсем не нужно изобретать велосипед, достаточно лишь обратиться к результатам педагогических исследований, которые дают ответы на многие вопросы...

Например, в ряде стран были проведены исследования, которые доказывают, что большое влияние на результаты школьного обучения оказывает социально-экономическое положение семьи. Более вероятно, что, если родители ценят знания, ребенок также будет стремиться к получению престижного образования. И выбор школы также влияет на результаты учебы. А неравенство, в которое дети попадают из-за размещения своего дома, своего квартала, своего окружения, сопровождает их и во взрослой жизни, уже после окончания школы.

Интеллектуальные способности учителя, скорее всего, имеют большее значение, чем его образование. Разумеется, предметные знания учителю необходимы, но они повышают успешность школьников только в комплексе с рядом других характеристик педагога, а не сами по себе. Одной из них можно считать стремление учителя оказать поддержку ученику, уважение к его личности. Оказалось, что такой подход особенно сильно влияет на развитие критического и творческого мышления учащихся, а также на их эмоциональное развитие.

Еще одной характеристикой учителя, которая существенно влияет на успехи учащихся, являются его ожидания в отношении их. Было проведено довольно много исследований на эту тему. Практически все они указывают на высокий размер эффекта этого фактора. Особенно ярко проявляется негативное влияние ожиданий педагога в тех школах, где практикуется дифференциация детей по их способностям.

От учеников, оцененных как неспособные, учителя не ждут успешной учебы. И наоборот, позитивный эффект наблюдается тогда, когда учитель верит в возможность развития ученика и достижения им более высоких результатов.

Не маскировать проблемы

Одним из самых авторитетных источников является фундаментальная книга новозеландского профессора Джона Хэтти «Видимое обучение». Это самое масштабное в мире исследование в области доказательной педагогики, содержащее ответы на критически важные вопросы современного образования. Как улучшить результаты школьного обучения? Что и в какой степени влияет на учебные успехи учеников? Как сделать учебный процесс наиболее действенным и привести учеников к высоким результатам? Какое влияние на результаты обучения оказывают личность ученика, его семья, учитель, учебная программа и методы преподавания?

Джон Хэцэтти отмечает: «...проблемы, которые вызывают самые горячие споры в обществе, имеют наименьший размер эффекта. Интересно, почему такие вопросы, как количество и состав школьников в классе, необходимость оставлять учеников-неудачников на повторное обучение, возможность выбора школы, занятия в летних школах и введение школьной формы, порождают такие горячие дебаты. Подобные косметические преобразования проводятся слишком часто и только маскируют проблемы».

Проанализировав за 15 лет результаты более 50 000 исследований во всем мире с суммарным охватом более 86 миллионов школьников, Джон Хэтти разработал своеобразный «барометр», который показывает влияние конкретных факторов на обучение. Чем выше значение показателя, тем большее влияние на качество обучения оказывает эта причина. Например, наиболее высоко им оценивается существование обратной связи между учителем и учеником (только развернутая обратная связь существенно коррелирует с высокими достижениями), ну и, конечно, учительские ожидания. Педагог должен верить, что все дети могут учиться и развиваться, что учебные результаты любого из них могут измениться к лучшему, поскольку не являются раз и навсегда заданной величиной.

Вместе с тем ни финансирование школ, ни наполняемость классов, ни их деление на подгруппы, ни формирование групп по способностям не оказывают существенного влияния на академические результаты.

«Видимое обучение» — отличный ориентир для учителей и родителей, который позволяет сравнивать многочисленные инновации, которые сегодня внедряются в современных школах. Екатерина Куксо уверена, что педагогика на основе данных нужна как для управления школой, так и для управления уроком. Решения нужно принимать, опираясь на проверенные результаты исследований...

Поработаем над мотивацией

Между прочим, Джон Хэтти также подтвердил сильное воздействие на успешность школьника социально-экономического статуса семьи, домашней среды и вовлеченности родителей в учебу детей. По мнению исследователя, влияние семьи могор быть намного больше, если бы родители умели разговаривать с детьми «на языке педагогики». Опыт самого Хэтти показывает, что освоение языка педагогики и включение родителей в школьную жизнь приносят плоды.

К этой же мысли пришел и учитель белорусского языка и литературы Лицея БГУ Дмитрий Макарчук. Но как найти с родителями общий язык? Особенно если ты молодой педагог и, не имея собственных детей, еще не можешь быть авторитетом в вопросах воспитания?

Дмитрий Макарчук: «Благодаря киноклубу мы научились доверять друг другу и все обсуждать».

— Представьте себе ситуацию: мне 23—24 года и я говорю людям, старше меня: «Сейчас я научу вас, как воспитывать ваших детей!» В ответ можно было услышать все что угодно. Но я прекрасно понимаю, что поведение, манеры и установки родителей передаются детям. И прежде чем работать над мотивацией детей, нужно работать над мотивацией их родителей. Поэтому я решил налаживать мосты через «Родительский киноклуб». Требовалась определенная доля наглости и самоуверенности (давайте назовем их харизмой), чтобы воплотить свой замысел в жизнь. Я начинал работу киноклуба в школе в поселке, а сейчас продолжаю свой опыт в Лицее БГУ. Конечно, если назначить в сельской школе встречу с родителями, скажем, в среду в сентябре, то у вас не будет никаких шансов. Но откуда это мог знать молодой парень, который 24 года прожил в городе? — улыбается Дмитрий. — В деревне время для заседаний киноклуба — это конец ноября — начало марта. А вот в городе мы смогли за учебный год просмотреть и обсудить приблизительно десять фильмов. Обычно я предлагаю вместе с детьми посмотреть дома определенную киноленту. Не очередной бандитский сериал, а хороший художественный фильм. Это займет полтора-два часа и объединит семью.

Кино — искусство, доступное каждому, но его тоже надо уметь «читать». Книгу можно просто пролистать, пропустить то, что тебе неинтересно. Когда мне дети говорят: «А зачем мне читать «Войну и мир», если можно прочитать краткий пересказ романа на четырех страницах?», я им отвечаю: «Если бы Лев Николаевич хотел нам что-то сказать на четырех страницах, то он бы так и сделал, потому что у него есть и повести, и небольшие рассказы». Режиссер может снимать десять часов, а на экране останутся всего полторы минутки от снятого материала. И здесь имеет значение все: каждое движение, каждый взгляд. Мы разбираемся, почему у одного героя есть имя, а второй остается безымянным, почему тот или иной персонаж появляется именно в этот момент? Почему только один раз? У меня есть список вопросов и нарезка фрагментов из этого фильма — отрывки по 30-45 секунд, на которые я хотел бы обратить особое внимание. И только в конце мы рассуждаем, а о чем этот фильм на самом деле?

Дмитрий заметил, что независимо от того, где расположена школа (в небольшом поселке, в районном центре или в столице), количество заинтересованных родителей в классе всегда одинаково — примерно 45-50 процентов.

— Моей первоначальной целью было повлиять на мотивацию детей, но во что все это выльется, я не мог предвидеть, — признается он. — Мотивация оказалась только крохотной мелочью... Все привыкли, что в школу надо идти, чтобы послушать о своих детях, сдать деньги или исправить оценку... А тут учитель хочет, чтобы мы с ним что-то обсуждали, как друзья. Неужели учитель может быть другом? Я не ожидал, что можно выйти на такой уровень доверия между педагогом и родителями! Теперь, когда возникают вопросы с воспитанием детей, родители приходят ко мне и мы вместе размышляем, что с этим делать. И в этом главная ценность киноклуба. У меня нет правильного ответа, я не режиссер... Значит, автоматически все ответы в аудитории становятся правильными. А в воспитании разве не так? Родители стали моими соратниками...

Услышать друг друга

— Как часто случается? Родителей «загрузили» в школе, а те пришли и выплеснули все это на своего ребенка. У нас же не учат быть родителями... Для того чтобы управлять автомобилем, я должен сдать экзамен, а для отцовства ничего не надо, — констатирует Дмитрий Макарчук. — Обычная установка — «Я родил, значит, я имею право». Кроме физической безопасности, есть еще морально-эмоциональная безопасность, потому что есть нравственно-эмоциональное насилие. Так вот, некоторые родители идут на родительские собрания и готовятся, что их будут «насиловать»: не сдали деньги, где нам взять мебель, телевизор, как отремонтировать кабинет и так далее. А на киноклубе царит абсолютная безопасность. Они знают, что мы просто будем обсуждать произведения искусства. Хотят ли родители чему-то научиться? Поверьте — хотят!

Но когда мы обсуждаем с родителями фильмы, я учу них не анализировать, а именно обсуждать. Когда повышается лояльность к институту школы вообще, повышается и лояльность к предмету, который я преподаю. Белорусский язык — один из важнейших элементов системы. Они слышат его от меня постоянно и понимают, что он совсем не деревенский и несчастный. На белорусский язык переведены киношедевры.

Предлагали ли мне родители и дети что-то посмотреть? Настоящим открытием стал для меня индийский фильм 2016 года «Дангал» — два с половиной часа абсолютно гениального искусства. Дети предложили фильм «Маленькая мисс Счастье». Дети вообще высказывают такие интересные мысли! Они обращают внимание на моменты, которые взрослые не замечают. Благодаря киноклубу мы научились доверять друг другу, общаться, собираться вместе. Это универсальный коммуникативный инструмент. Если я хочу принять решение, я могу принять его сам, а могу вынести на обсуждение. Да, это занимает больше времени, но, если мы хотим научить детей обсуждать, нужно все время с ними обсуждать. Все так просто и так сложно одновременно.

Коммуникация требует много умений: не только говорить, но и слушать. Я обязательно обращаю внимание на педагогические и психологические моменты. Когда мать кричит на сына, почему она это делает? Обращаю внимание на моменты, важные для общения родителей со своими детьми. Слышат ли они друг друга? В общем, я уверен, что каждый человек, с которым мы встретились, каждый фильм, который мы посмотрели, влияют на нас: так устроена жизнь. Как аукнется мой киноклуб через 5-10 лет, я пока не знаю, но уверен, что это время не потеряно для всех напрасно...

Список фильмов, которые Дмитрий Макарчук рекомендует для обсуждения с родителями и учениками:

  • Хористы
  • Императорский клуб
  • Общество Мертвых Поэтов
  • Форрест Гамп
  • Жутко громко и запредельно близко
  • Странная жизнь Тимоти Грина
  • Училка
  • Перед классом
  • Географ глобус пропил
  • Игрушка
  • Воровка книг
  • Головоломка
  • Дангал
  • Маленькая Мисс Счастье
  • Улыбка Мона Лизы (2003 год)
  • Билли Эллиот
  • Умница Уилл Хантинг
  • Писатели свободы
  • История Рона Кларка
  • Одержимость (2014 год)
  • Опасные мысли
  • Доживем до понедельника
  • Чучело

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото предоставлены организаторами ЕdСаmр Bеlаrus — 2018

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.