Вы здесь

Путешествие через шесть границ по зову крови


На постсоветском пространстве еще сохраняются родственные связи между людьми, живущими в разных странах. Политики, придумавшие объединяться экономически, учитывали, что людям это объединение должно быть интересно уже хотя бы ради поддержания этих связей — самых близких, кровных. Но как получается на деле? Слетать в далекую, говорящую на незнакомом языке, экзотическую страну порой дешевле, чем к близким родственникам в места, где прошло детство.


Отчасти поэтому мой муж не виделся с родными тетками и дядей, которые остались на северо-западе Казахстана, 38 лет. А в школьные годы ездил туда с родителями каждое лето. Я тоже давно не видела свою бабушку в Оренбургской области. В декабре ей исполнится 94 года. Именно это стало поводом навестить ее, а заодно заехать в Западно-Казахстанскую область и уже оттуда — к моим родителям на Кубань. Так мы решились на длительное путешествие внутри ЕАЭС ради поддержки и возобновления родственных связей. Этот рассказ о том, сколько может стоить такая поездка и какие неожиданности она таит.

Мы отправились вдвоем на автомобиле. Наш маршрут: Минск — город Бузулук Оренбургской области России — поселок Чапаев в Северо-Казахстанской области Казахстана — село Алмалы там же — поселок Ботаника в Краснодарском крае России — Минск.

Пески Ментеке (Казахстан).

Пункт первый. Подарки

Еще до того, как мы изучили маршрут и подготовили машину к длительному путешествию (прошли плановый техосмотр), встал вопрос о гостинцах для родственников в России и Казахстане. В нашем списке оказалось 22 имени. Всем взрослым мужчинам мы купили белорусский алкоголь, женщинам — оршанские льняные вещи и бобруйский зефир, выручили нас также ярмарки ремесленников.

Напрасно мы не купили отечественные шоколад, сыровяленую колбасу и сыр. Оказалось, что в Бузулуке, например, есть фирменный магазин с белорусскими продуктами, но мои родственники не решаются там отовариваться из-за дороговизны. Поэтому они бы с удовольствием попробовали все это. Еще можно было смелее покупать белорусскую косметику, о которой в России хорошая слава и которая в Минске стоит недорого.

Пункт второй. Сервис

Сижу в Европе, смотрю на Азию. Река Урал.

Дважды мы замечательно пообедали в придорожных кафе, в том числе в российском Умете. Этот поселок городского типа на трассе М5 «Урал» на территории Мордовии — легендарное место, его еще называют кулинарной столицей России. В 90-х на участке трассы в два с половиной километра работало полтысячи придорожных кафе, т. е. буквально на каждом шагу. Сейчас осталось 78, но и от этого количества глаза разбегаются: «Кристина», «Тольятти», «Ирэн», «Нико», «Поляна», «Анастасия», «Кормилица», «МордДовинс», «Самсунг», «Лори», «Арарат», «Стоп»... Кстати, «МорДовинс» раньше назывался «МордДональдсом», но из-за претензий американской корпорации, владеющей одной из крупнейших в мире сетью ресторанов быстрого питания, небольшое придорожное кафе в российской глубинке было переименовано.

Женщина, накормившая нас в «Золотой миле» вкуснейшими щами из русской печи и шурпой, напоившая кофе из турки (за все отдали 640 российских рублей = Br20 ), рассказала, что в 1999 году в Умете была перестрелка, в которой погибло трое. На месте разборок даже установлен памятник. Делили сферы влияния подольские и московские бандиты. Кафе «Анастасия» поджигали трижды, так как хозяйка не платила бандитам, задорно рассказала наша собеседница и добавила: «Сейчас все то же самое, только законно. Поэтому каждый год кафе закрываются».

Не было у нас проблем и с гостиницами по дороге: везде было чисто и тихо. Цены 1500 — 2000 российских рублей за ночь в двухместном номере (Br50—65).

Пункт третий. Дороги

Мы проехали по дорогам пяти европейских автомобильных маршрутов в трех странах ЕАЭС — Беларуси, России и Казахстане: Е30 (ирландский Корк — Омск), Е121 (Самара —
Туркменбаши), Е40 (французский Кале — казахстанский Риддер), Е50 (французский Брест — Махачкала) и Е115 (автодорога «Дон»).

Путь составил 5528 километров, в дороге мы провели 82 с половиной часа. По Беларуси и платным дорогам России наша средняя скорость была самой высокой, она резко упала на Московской объездной, где из-за пробок мы потеряли около четырех часов. Были также пробки в Тольятти и на объездной вокруг Самары, колейность под Шацком...

Но все это померкло перед магистральной дорогой международной дорожной сети Е40 (длиннейший европейский маршрут) «Атырау — Астрахань» в Казахстане. По отзывам водителей в интернете мы знали, что там плохая дорога, но не представляли насколько. Почти 250 километров искореженного асфальта, испещренного кратерами так, словно на дорогу обрушился метеоритный дождь или бомбежка, плюс непреодолимая колея и такая же изуродованная обочина. Мы там не просто ползли с минимальной скоростью, мы вынуждены были порой сдавать назад или ехать по встречной полосе, потому что иначе проехать было просто невозможно. Мы оказались вымотаны до предела, и это чудо, что проехали этот участок, не потеряв подвеску и не погнув диски. Теперь любой другой путь, насколько бы длиннее он ни был, будет для нас безальтернативным.

Участок европейской магистрали Е40 Атырау — Астрахань. По такой (и еще хуже) НЕдороге мы вынуждены были ехать  250 километров (от Махамбета).

За проезд по платным участкам дороги М4 «Дон», а также за понтонную переправу в Астрахани мы отдали меньше 600 российских рублей. Наша средняя скорость в итоге оказалась 67 километров в час. Потратили 376 литров бензина. Его средняя стоимость в России примерно равно стоимости в Беларуси и Казахстане — по 45,16 рубля (Br1,45, речь про марку АИ-95-К5). Т. е. на бензин у нас ушло около 260 долларов.

К сумме, касающейся трат на автомобильную поездку, надо добавить еще автостраховку: за российскую мы отдали 10 евро, за казахстанскую — 23.

Пункт четвертый. Связь

На V Форуме регионов Беларуси и России было озвучено очередное обещание отменить роуминг в Союзном государстве года через два. Пока же возможность гражданину Беларуси быть на связи с близкими людьми, перемещаясь по России, выглядит следующим образом.

Российскую SІM-карту мы купили только вечером первого дня пути — на Московском большом кольце. Оказывается, сделать это можно исключительно в салоне связи. Мы отдали 650 российских рублей, заключив договор с оператором на месяц (сотрудник салона не предупредил о возможности заключения договора на две недели, в течение которых нам и нужна была мобильная связь в России) и выбрав тарифный план, который предусматривает 500 бесплатных минут телефонного разговора и 500 бесплатных сообщений во все сети России, а также безлимитный интернет на территории этой страны. Кстати, в Подмосковье абонплата за тот же тарифный план на 100 российских рублей дороже, чем, скажем, на Кубани.

Пески Ментеке (Казахстан).

Хитрость тут заключается в том, что, вернувшись в Беларусь, недостаточно просто вытащить из телефона или даже выкинуть приобретенную таким образом российскую SІM-карту. Необходимо обязательно расторгать договор также в российском салоне связи. Причем это невозможно сделать дистанционно: необходимо личное присутствие абонента с подтверждающими его личность документами. И если договор расторгается в ином регионе России, то потребуется время до нескольких дней на рассмотрение соответствующего заявления. Если договор не расторгнуть, то в первую же ночь по прошествии оплаченного срока будет начислена новая абон-
плата — на весь следующий срок (в нашем случае — на месяц).

К счастью, мы вовремя узнали об этом нюансе, о котором представители компании-оператора не предупредили. Но все равно переплатили. Во-первых, за лишние две недели. Во-вторых, когда были в Казахстане и нам позвонил родственник, то со счета автоматически было списано 390 рублей (Br12,5 — такова абонентская плата за день, если ты воспользовался услугами связи за границей России), и мы оказались в минусе. Да и разговоры из России с теми же казахстанскими родственниками стоили по 35 рублей (Br1,13) за минуту, что мы заметили не сразу.

Пункт пятый. Границы

За эту поездку мы шесть раз пересекали белорусскую, российскую и казахстанскую границы. И надо сказать, что Союзное государство с его прозрачными границами для граждан Беларуси и России — это действительно удобно. А вот свобода передвижения внутри ЕАЭС в полной мере существует только в теории.

При выезде из Беларуси нас вообще не останавливали, при въезде в Россию — притормозил российский пограничник, проверил паспорта и пожелал счастливой дороги. При этом на соседних полосах стояла большая очередь из фур.

Гостинец от родственников с Урала.

А вот выезжая из России в Казахстан, мы столкнулись с неожиданным препятствием. На пункте пропуска «Теплое» в Оренбургской области нас развернули, пояснив, что здесь границу пересекать могут только граждане России и Казахстана. Пришлось сделать крюк по грунтовой дороге, что увеличило путь часа на три, да еще и в пункте пропуска «Маштаково» были большие очереди и неразбериха, на прохождение границы потребовалось больше двух часов. В итоге на 300 километров пути мы потратили больше 10 часов времени.

И все же это путешествие станет одним из лучших в нашей жизни. Конечно же, это было красиво. На всем протяжении пути можно было любоваться видами из окна автомобиля и бесконечно фотографировать. А в Казахстане и Калмыкии мы не выдерживали и выходили —чтобы сфотографировать, в первом случае, табун лошадей, выстроившийся в каре, или верблюдов, а во втором — бесконечно красивую степь, окрашенную в завораживающие осенние краски. Мы чувствовали себя комфортно (если не считать упомянутого отрезка трассы Е40) и безопасно, где бы ни находились. Постоянно делали маленькие открытия и интересные наблюдения, о которых можно написать минимум еще одну газетную полосу.

С родными людьми надо встречаться.

Но самое главное, мы встретились с родными людьми, с которыми не виделись годами. И это было здорово, потому что сразу стали богаче на десяток любящих и любимых людей. И очень захотелось, чтобы они тоже к нам приехали. Ведь есть что им тут показать, чем удивить, угостить и о чем поговорить, чему друг у друга поучиться и просто поддержать. Ну и, конечно, мы очень хотим повторить такую поездку. Может быть, включив в нее Армению и Кыргызстан, где живут друзья и коллеги.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Минск — Бузулук — Чапаев — Алмалы — Ботаника — Минск

Комментарии

Здорово!!! Удачных Вам поездок в будущем.

Выбор редакции

Общество

Как камбоджиец стал белорусом. Две родины — два крыла

Как камбоджиец стал белорусом. Две родины — два крыла

Для смуглого, с нетипичной для Беларуси внешностью тракториста-машиниста КУСХП «Великодолецкое» Ушачского района Ро Вутха наша страна давно

Общество

Соблюдение каких правил сделает поездку на электросамокате безопасной?

Соблюдение каких правил сделает поездку на электросамокате безопасной?

Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.

Регионы

Реконструкция Лельчицкой центральной котельной идет полным ходом

Реконструкция Лельчицкой центральной котельной идет полным ходом

Проект чрезвычайно важен социально, но не только...