Вы здесь

Как защитить туристов от непрофессиональных экскурсоводов


«На экскурсии в Будславе гида спросили, правда ли, что здесь есть какой-то праздник, когда к иконе Божьей Матери люди идут через костел на коленях. Он со смехом: «Ну что вы, нет!» А я точно знаю, что это правда, потому что сама все видела. Тихонько подошла и сказала ему на ушко, что это за праздник и какого числа здесь проходит, — был очень недоволен», — оставила на форуме отзыв одна из путешественница. С некомпетентностью гида столкнулись и коллеги, когда с удивлением услышали, что в XIX веке латынью в Беларуси владели даже крестьяне. «Звязда» решила детально разобраться, кто может работать экскурсоводом, как туристу быть уверенным, что перед ним профессионал, есть ли в этой сфере «тайные покупатели» и почему сложно наказать тех, кто знакомит с достопримечательностями страны без аттестации.


Экзамен заваливает почти треть претендентов

Аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков проводит Национальное агентство по туризму. Заместитель директора агентства Елена Лихимович уверяет, что эта процедура — не простая формальность. Экзамен состоит из двух частей. Первая — компьютерное тестирование. Проверяется знание истории, географии, культуры речи, методики проведения экскурсии, нормативно-правовых актов, связанных с будущей профессией. На тестирование выделяется час: за это время из 70 вопросов нужно правильно ответить минимум на 60 процентов. Второй этап — защита текста экскурсии перед комиссией. Специалисты задают претенденту вопросы, в том числе и общие, так как при работе с туристической группой нужно быть готовым ко всему.

— Задача экскурсовода не просто изучить свой текст, но и быть всесторонне развитым, — замечает Елена Лихимович.

Желающих попасть в профессию много (среди них и историки, и «технари»), поэтому аттестацию проводят каждый месяц. В среднем отсеивается 30 процентов претендентов.

— Многие элементарно не знают историю Беларуси, — признается заместитель директора агентства. — Да, у нас есть правило, что не надо сыпать датами, так как люди их в большом количестве не запоминают. Но путаться в веках... На недавней аттестации была девушка, которая не смогла ответить, когда началась Вторая мировая война. А когда ее спросили о Первой мировой, удивилась: «А что, и такое было?» Речь Посполитая для некоторых — это просто Польша, Великое Княжество Литовское — Литва. Интересуешься: «Где же тогда была Беларусь?» — теряются. Многие потом спорят: мол, гид не должен знать всю историю, когда его маршрут — Минск. Но экскурсовод  — это лицо страны. Мало того, он должен придерживаться той идеологии, которая существует у нас. Не пытаться навязать мнения псевдоисториков, уметь обходить скользкие вопросы.

Другая претензия к кандидатам — незнание методики проведения экскурсии. «Некоторые считают, что это очень легко: поговорил — и получил деньги. Но это не лекция в университете. Надо рассказать о городе и показать его так, чтобы люди полюбили его и захотели вернуться. Поэтому экскурсовод должен знать психологию и быть немного актером», — отмечает Елена Лихимович.

На сегодня аттестовано 882 экскурсовода. 355 из них — минские. Меньше всего экскурсоводов в Могилевской и Гомельской областях — 57 и 20 соответственно. Гидов-переводчиков в стране 185. Правда, в некоторых областях (Витебской, Гомельской, Могилевской) всего по одному специалисту. Большинство гидов работает на английском языке. Хватает и тех, кто владеет польским, немецким, французским, итальянским и китайским.

— Недавно появились два гида-переводчика, которые знают японский язык. Туристы из Японии начали ездить к нам, и сегодня эти два человека нарасхват. Долго у нас не было специалистов, которые владели бы турецким языком, — теперь таких пять, — рассказывает Елена Лихимович. И добавляет, что проблема с гидами в регионах действительно есть. — Поэтому активно работаем, чтобы привлечь в профессию тех же выпускников Минского государственного лингвистического университета.

Самая распространенная экскурсия, по которой аттестовываются, — «Минск — столица Республики Беларусь». Это самый продаваемый маршрут. Активно защищают тему «Архитектурные памятники Мира и Несвижа». Если говорить о военно-историческом направлении, то популярны экскурсии по Линии Сталина и Хатыни.

Ужесточение в сфере необходимо?

Как турист может быть уверен, что заказывает услуги профессионала? Есть ли у человека свидетельство об аттестации, можно проверить на сайте bеlаrustоurism.bу. Там есть раздел, посвященный гидам, где указаны их контактные данные, темы, которые они защитили (водить экскурсии они имеют право только по этим маршрутам). При себе аттестованный специалист должен иметь также бейдж.

Тех, кто работает без бейджей или по теме, которую не защищал, могут наказать — лишить свидетельства об аттестации на срок до года.

А вот привлечь к ответственности нелегальных гидов (тех, кто не сдавал соответствующих экзаменов) невозможно — законодательство такого инструмента не предусматривает.

— Пока это больше меры воспитательного характера, когда профессиональные экскурсоводы подходят объяснить, что так нельзя, задают каверзные вопросы, чтобы показать группе, что перед ними неквалифицированный человек, — делится заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталий Грицевич. — Но мы работаем над этим. На следующий год предусмотрено внесение изменений в законодательство, возможно, это будет отдельная статья в Кодексе об административных правонарушениях. Как бы мы сейчас ни стремились к либерализации, наверное, в данной сфере ужесточение необходимо. Будем делать правила ведения экскурсий на территории Беларуси более строгими. Кроме того, что нелегальный экскурсовод занимается незаконной предпринимательской деятельностью, он еще и неправильно доносит информацию.

Изменения пытались внести еще в прошлом году. Но все закончилось на уровне обсуждения: специалисты других учреждений посчитали, что нарушения не носят массового характера.

— Наверное, они немного недооценивают этой опасности, — полагает Виталий Грицевич. — Хотя с моей точки зрения, это не меньшая проблема, чем незаконная торговля возле магазина. Там возможно отравление, так как неизвестно, что за товар. А в нашей ситуации есть риск «отравления мозга», и это надо предупреждать. Думаю, в следующем году сможем убедить другие органы, что необходима отдельная статья по деятельности экскурсоводов.

После введения безвизового режима вырос поток туристов в Брестскую и Гродненскую области. Часто поляки и литовцы приезжают к нам со своими экскурсоводами.

— Довольно сложно проверить, что они рассказывают, — обращает внимание на еще одну проблему представитель министерства. — Согласитесь, у нас разное видение истории. Конечно, гид, который приехал с группой из-за рубежа, может водить у нас экскурсию, но для этого он должен здесь пройти аттестацию по конкретному маршруту.

Но, как показывает практика, некомпетентными иногда оказываются и аттестованные гиды. Проверяет ли кто-нибудь их деятельность после аттестации, в «полях»? Может, запускают «тайного покупателя», чтобы он услышал, что рассказывается группе? Виталий Грицевич отвечает, что нет, такой работы не ведется.

— На мой взгляд, практика, отношение потребителя покажут, насколько тот или иной экскурсовод хороший. Если он непрофессионал, то через несколько месяцев пойдут слухи, что с ним работать неинтересно, и турфирмы сами откажутся от его услуг. И все — человек останется без работы. Любая жалоба туриста — пятно на репутации. Рынок сам отсекает неспециалистов.


По мнению председателя Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николая Чирского, есть проблема с подготовкой кадров. Например, колледжи выпускают специалистов с квалификацией «Турагент. Экскурсовод». Но ведь это две совершенно разные профессии, резонно замечает эксперт.

Чтобы защитить рынок услуг от непрофессионалов, Николай Чирский предлагает внести в Гражданский кодекс две статьи. Первую — о том, что нельзя проводить экскурсию на территории Беларуси без нагрудного знака-индификатора, подтверждающего право проведения экскурсии на объектах показа, который выдается Министерством спорта и туризма. Вторую — о том, что гиды могут рекламировать себя в СМИ или интернете только с указанием тем, по которым они аттестованы. За нарушение предлагается ввести штрафные санкции — от 50 до 100 базовых величин.

За рубежом в некоторых музеях сопровождать туристические группы имеют право только сотрудники этих учреждений. Николай Чирский говорит, что это нормальная практика.

— Если посторонние гиды хотят проводить экскурсии по музеям, они должны там аккредитоваться. Так действуют и в некоторых наших учреждениях: музейные работники принимают текст экскурсии и тогда дают разрешение.

Не ограничивает ли это свободу гидов? Эксперт считает такой строгий подход оправданным.

— Пропаганда — важная часть идеологии государства. А экскурсовод — это пропагандист. На основании того, как он выглядит, как и что говорит, складывается впечатление о нашей стране.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».