Вы здесь

Что изменится для потребителей с 23 декабря?


С 23 декабря вступают в силу изменения в законе «О защите прав потребителей». Появится ли на этикетках белорусский язык? В каких случаях продавец сможет увеличить срок гарантийного ремонта? Будут ли выдавать сдачу с подарочного сертификата? Мы посмотрели, какие нововведения ждут потребителей, а также узнали, с какими проблемами чаще сталкиваются покупатели и что делать, если производитель отказывается признавать дефект товара.


Цену пропишут читаемым шрифтом

Какие же изменения вошли в закон? Так, на товарах обяжут помещать информацию о стране их происхождения, если она не совпадает с адресом производителя, и о классе энергоэффективности (например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин).

Продавцы, которые реализуют товар удаленно через рекламу или интернет, должны указывать цену шрифтом, размер которого должен быть не меньше половины самого большого шрифта, который есть в описании. Это позволит сделать информацию читаемой, и потребитель реже будет ошибаться насчет стоимости покупки.

— Значительное количество обращений при работе над проектом закона касалось языка информации. В этой связи учтено предложение о доведении сведений «на белорусском и (или) русском языках», — комментируют в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

Закрепили также право потребителя на расчет в наличной и безналичной форме. При этом продавцу запрещено устанавливать разные цены в зависимости от формы оплаты.

При возвращении покупателю денег у него не должны будут требовать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Потребитель сможет также отказаться от договора о выполнении работы (услуги), но в таком случае ему придется оплатить исполнителю фактически понесенные расходы.

Учитывались в законе и предложения бизнес-сообщества. В частности, вернуть или заменить технически сложные и дорогие товары после того, как прошло 30 дней после покупки, можно будет только в двух случаях: когда обнаружился существенный недостаток или если продавец нарушил сроки бесплатного ремонта.

Разрешается также с письменного согласия потребителя увеличивать срок гарантийного ремонта с 14 до 30 дней. «Поправка обусловлена случаями объективной необходимости, например в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, требованиями о проведении ремонта на оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, которые находятся далеко», — объясняют в министерстве.

Ремонтные организации обяжут проверять качество доставленного им продавцами товара в трехдневный срок. Если потребитель не забирает товар после двух месяцев с момента экспертизы или бесплатного ремонта без уважительной причины, с него имеют право взыскать расходы за хранение вещи. А возвращать качественный товар надо будет в упаковке, в которой его продали.

Сертификат можно будет вернуть

Некоторые моменты до сих пор обсуждаются. Например, правила действия подарочных сертификатов — сегодня они вызывают много споров. В проекте постановления Совета Министров "О некоторых мерах по защите прав потребителей" предусматривается, что сертификат можно будет вернуть в течение 14 дней с момента его покупки. Если за него рассчитывались в безналичной форме, то потребителю, предъявившему подарочный документ, вернут деньги на его счет.

Продавец не будет иметь право устанавливать условия реализации товаров или оказания услуг, которые ограничивают срок действия сертификата, а также требовать от потребителя каких-то дополнительных действий для получения подарка. При продаже такого документа обязаны будут выдавать чек.

Никаких доплат за услуги и товары, прописанные в сертификате, с вас требовать не смогут. А если стоимость этих услуг и товаров на момент получения потребителем снизилась, ему должны будут дать сдачу. То же самое и с сертификатами на определенную сумму: можно будет требовать сдачу, если не потратил эту сумму полностью.

Продавцу позволят продлевать срок действия подарочного документа.

Пересматривается также перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату в 14-дневный срок. Его предлагают расширить: включить туда ветеринарные средства, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (медицинские инструменты и инструменты, контактные линзы, предметы по уходу за детьми), жидкость для электронных парогенераторов.

— Озабоченность вызывает, что расширяется список технически сложных товаров бытового назначения, которые нельзя вернуть, если они не имеют дефектов, — делится председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — В российском законе есть «период охлаждения»: когда потребитель приобрел холодильник или плиту, он пять-семь дней привыкает к вещи, смотрит, подходит ему это или нет. К сожалению, такая норма в белорусском законе не принята. Она не прошла из-за давления бизнеса.

По мнению Анны Суши, следовало бы еще доработать статью 12 Закона «О защите прав потребителей». А именно пункт о товарах, которые наносят ущерб имуществу, здоровью и окружающей среде. Закон предписывает, что производитель должен снять такую ​​продукцию с реализации и отозвать от потребителя, но сам механизм, как это будет происходить, пока не определен. Из-за этого и возникнут проблемы.

— Во время нашего общественного надзора мы увидели, что товары из реестра опасной продукции продолжают реализовываться в торговой сети, — отмечает председатель общества.

Навязчивый сервис и сомнительные производители

Самой частой проблемой, с которой сталкиваются потребители, остается навязывание товаров и услуг — приглашения через звонки на презентации посуды, постельного белья.

— Там искусство продавать налажено очень хорошо, и люди, не задумываясь, заключают договоры рассрочки и приобретают вещи. И только потом начинают понимать, что сделали. Особенно в такие ситуации попадают пенсионеры и инвалиды — ООН выделяет их как группу уязвимых потребителей, — делится Анна Суша.

Она рассказывает, что сейчас, кроме фильтров и новых окон, навязчиво предлагают обслуживание компьютеров. Обходят квартиры и уговаривают домохозяек соглашаться на эту услугу, которая стоит 600 рублей.

Как бороться с таким сервисом? Вариант один—  потребитель должен научиться говорить «нет». Ведь те же моющие пылесосы, купленные на презентации в рассрочку, не удастся вернуть продавцу, потому что это технически сложный товар.

В случае если продукция бракованная, а в магазине отказываются это признавать, проводится экспертиза. По закону ее должен оплачивать продавец. Но на практике происходит иначе. Если покупатель заинтересован в экспертизе, он делает ее за свой счет, и если обнаруживается производственный дефект, то продавец компенсирует стоимость товара и прочие расходы (в том числе транспортные).

Проводят экспертизу технологи и товароведы. При оценке той же обуви они могут точно сказать, порвалась она из-за некачественного материала или из-за особенностей стопы и неправильно подобранного размера. Процедура эта стоит от 118 рублей. Но на ее приносят и дешевые товары.

— Обращаются, как правило, те покупатели, кого очень обидели. У нас была женщина, которой продавец сказала: «Вы в этом пальто спали, поэтому оно и имеет такой вид». Часто обращаются по мебели, установке дверей, обуви, одежде, — перечисляет эксперт Белорусского общества защиты потребителей Наталья Купревич.

Люди стали больше знать о своих правах, считает Анна Суша. Еще в 2000 году общество разработало учебное пособие «Основы потребительских знаний» — такой предмет в виде факультатива преподается в школах. Но не все отношения купли-продажи подпадают под закон «О защите прав потребителей». Например, если вы приобрели вещь на интернет-площадке у физического лица, то здесь этот документ не работает.

— Очень осторожно нужно относиться к покупкам. Стоит посмотреть сначала, как давно производитель присутствует на рынке. Ведь бывает так: предприниматель получил свидетельство о регистрации, привез товар, распродал и приостановил свою деятельность. Тогда предъявить претензию по качеству некому, — предостерегает председатель общества. — Прежде чем доставать кошелек, посчитайте хотя бы до пяти и подумайте: а нужен ли вам этот товар?

Только цифры

В прошлом году уполномоченные по защите прав потребителей при районных администрациях Минска рассмотрели 3880 письменных обращений. Из них 1120 приходилось на торговлю (а 37 процентов от этого количества — на интернет-торговлю). Плюс были даны консультации по более чем 12 тысячам обращений. Чаще всего (в 50 процентах случаев) у покупателей возникали вопросы по реализации некачественных товаров. 40 процентов обращений касались плохо оказанных услуг. В результате потребителям компенсировали материальный ущерб на сумму 22 тысяч рублей.

Некоторые споры решались через суд — так, в прошлом году было подано 65 исков. После рассмотрения дел гражданам вернули деньги за некачественные товары и услуги в размере 81 тысячи рублей. Также с ответчиков взыскали штрафы в местный бюджет — всего 68 тысяч рублей.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Анатолия Клещука и БЕЛТА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.