В 2017 году организации НАН завершили внедрение 264 своих разработок

37 из них нашли практическое применение в медицине и фармации, 28 — в агропромышленном комплексе страны, 16 — в сфере биотехнологий и так далее. Объем экспорта товаров и услуг НАН за прошлый год превысил 50 миллионов долларов. В Академии наук сейчас функционирует более 100 различных производств: только за два последних года было создано 18 новых производственных и опытно-производственных участков. Накануне празднования 90-летия Национальной академии наук председатель Президиума академик Владимир ГУСАКОВ встретился с журналистами, чтобы поделиться информацией о наиболее важных и знаковых достижениях белорусских ученых.

Сегодня в составе НАН Беларуси работает семь отделений наук и 115 организаций, где занято более 15 тысяч человек, в том числе 73 организации научной сферы, где работают восемь тысяч исследователей. Доля исследователей в возрасте до 29 лет составляет около 30 процентов от всего состава академии.

— Ежегодно мы принимаем 320-350 лучших выпускников вузов, отбираем наиболее талантливую молодежь, что позволяет нам обеспечить нормальную ротацию научного потенциала, — уверяет Владимир Гусаков. — Средний возраст по академии в настоящее время — 46,3 года, а еще совсем недавно он приближался к 60 годам. Молодежь до 40 лет составляет 45 процентов от всего научного персонала.

Белорусские исследователи могут похвастаться успехами во многих приоритетных направлениях фундаментальных исследований. Так, ученые-физики приняли участие в успешных экспериментах, которые подтвердили существование бозона Хиггса — это открытие имеет фундаментальное значение для развития представлений о структуре материи.

Информатиками был открыт новый закон распределения планетарных расстояний в Солнечной системе. Были реализованы новые подходы в области разработки метаматериалов для создания оптических систем с нанометровым разделением, в нанолитографии — для создания сенсоров нового поколения. Запуск первого отечественного спутника дал толчок развитию ряда ответвлений промышленности, и сегодня разработки белорусских ученых используются в международных космических проектах по исследованию Марса и Меркурия.

На шестом континенте планеты полным ходом идет создание Белорусской антарктической станции. Введен в строй уже второй ее объект. «Хочу обратить внимание, что эта работа по сложности не уступает запуску космических аппаратов», — подчеркнул председатель Президиума НАН.

Предметом гордости ученых является персональный суперкомпьютер, который выполняет 20 триллионов операций в секунду, а по размерам в сто раз меньше первоначального СКИФа. Ряд исследований академических ученых позволили получить результаты, имеющие мировое признание. Они касаются искусственных алмазов, высокоэффективных витаминных препаратов, химических и биохимических субстанций, микробиологических препаратов, сортов сельскохозяйственных растений и другого. Далеко за пределами Беларуси известны разработки ученых в области лазерных и плазменных технологий, оптических и лазерных приборов, новых материалов с особыми свойствами, радиоэлектроники, информатики, создания автоматизированных систем управления и медицинской техники, биотехнологий, производства лекарственных средств...

В качестве примера Владимир Гусаков привел разработанный в Академии наук препарат «Флударабел», признанный золотым стандартом в лечении хронической лимфоцитарной лейкемии. Он превышает по фармацевтической чистоте лучший немецкий аналог, а по цене — в полтора раза дешевле. Академия наук вышла на промышленное производство противоопухолевых препаратов нового поколения, причем это полный путь — от получения субстанции до готовой лекарственной формы. Создан биотехнологический комплекс, где уже освоены десятки наименований биотехнологической продукции.

Отвечая на вопрос журналиста «Звязды» об оплате труда ученых, Владимир Гусаков констатировал, что она существенно повысилась (вдвое и даже втрое), особенно у тех ученых, которые имеют гранты и участвуют в реализации различных проектов. Указ Президента № 467 расширил права руководителей бюджетных научных организаций в регулировании уровня оплаты работников и позволил привязать их зарплаты к результатам научной деятельности. Например, в Институте физики НАН есть ученые, которые получают более четырех тысяч рублей в месяц. Сейчас половина из 14 научных центров института просит руководство академии позволить повысить тарифные оклады своим сотрудникам на 300 процентов.

По словам председателя Совета молодых ученых НАН Беларуси, заместителя директора по научной работе Института общей и неорганической химии НАН Беларуси Андрея Иванца, раньше зарплаты молодых ученых были привязаны к ставке первого тарифного разряда, и младший научный сотрудник или его стажер не могли получать более высокий заработок даже при самой активной работе. А теперь появились инструменты для дифференциации и стимулирования, и при условии участия в тех или иных проектах молодой специалист может получать уже до одной тысячи рублей в месяц с использованием коэффициента в 200 процентов.

Надежда НИКОЛАЕВА

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.