Вы здесь

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?


В конце прошлого года главой государства был подписан Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Как построить цифровое общество? С чего начинать? Какова роль в этом процессе отводится школе? А может быть, цифровая трансформация — просто модный тренд или временное явление? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы направились в главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) Министерства образования...


Платформенный подход

— ...И не мода, и не временное явление, а процесс, в который нужно вникнуть как можно раньше, чтобы получить максимальную пользу, — уверяет директор ГИАЦ Павел ЛИС. — Причем скорость принятия решений в этом деле принципиально важна. Именно система образования является фундаментом для цифровой экономики. Мир вокруг нас кардинально меняется, а сознание людей, к сожалению, не всегда успевает за изменениями. Сегодня требуется, чтобы система образования не просто готовила кадры для инновационной экономики, но и прогнозировала изменение квалификационных рамок, появление новых профессий, была более гибкой. Не догоняла, а опережала...

 «Мы будем или первыми, или уже не имеет смысла, какими мы будем» — это ваши слова, сказанные полгода назад. Скажите, что уже сделано для создания республиканской информационно-образовательной среды? Не отстает ли нормативная база от ваших планов и замыслов?

— Могу с уверенностью утверждать, что у нас есть четкое понимание, куда и как нам двигаться дальше. Подготовлен ряд важных документов, от которых напрямую зависит цифровая трансформация образования. Они будут регламентировать и стандартизировать информационно-образовательную среду, чтобы все было понятно и прозрачно, особенно с учетом нашего межведомственного взаимодействия. Процессы трансформации затронут не только содержательную часть образования, но и систему управления. Очень большое значение мы придаем пониманию и принятию новых правил всеми профессионалами, которые работают в системе образования. Чтобы этого достичь, организуем конференции и форумы, привлекаем лучших специалистов со всего мира, чтобы те поделились своим опытом.

Республиканская информационно-образовательная среда прописана как часть мероприятия в Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы. Замечу, что регламенты действия подобной среды будут открыты и для государственных, и для частных партнеров. Вся инфраструктура должна быть прозрачной и понятной как нам (тем, кто ей управляет), так и тем, кто ей пользуется.

Мы уже подали на согласование коллегам в другие министерства проект указа главы государства, который «узаконит» создание информационно-образовательной среды, порядок взаимодействия и управления. Наш выбор — платформенный подход, где вход в систему будет единственный. Это значит, что из него можно будет попасть на информацию любого уровня: от простого справочного текста до сложных сервисов. Причем это может сделать любой участник образовательного процесса: от школьника до представителя высшего менеджмента в образовании. Только уровень доступа к информации будет отличаться у разных категорий. Единая платформа охватит все уровни образования, станет частью электронного правительства, соответственно, закроет все потребности в сборе и обработке данных.

К 2020 году проект «Электронная школа» должен охватить уже 80 процентов учреждений общего среднего образования. Учебные заведения объединят в единую информационную систему с элементами статистического анализа. На каждом уровне предусмотрена своя специфика. Так, для школ будет действовать единая платформа по электронному журналу, а собственником информации станет Министерство образования.

Аналитика для руководителей

— Все говорят, что учителей давно нужно освободить от рутинных запросов и большого количества никому не нужных сведений, которые только загружают педагогов. А «Электронная школа» сможет разгрузить педагогов? Или параллельно с электронным журналом они по-прежнему будут вынуждены вести и бумажный его вариант?

— Конечная цель именно так и выглядит — учитель должен заниматься прежде всего педагогической деятельностью, а электронный журнал будет генерировать отчетность. Но поскольку в нем фигурируют персональные сведения учащихся, такие журналы должны быть аттестованы по безопасности, и то, что не аттестуют, будет запрещено. Я понимаю, что избежать переходного периода у нас не получится, хотя бы потому, что для освоения педагогами нужных навыков и компетенций требуется определенное время, нужно позаботиться и о программах повышения квалификации для учителей. Несмотря на цифровизацию процессов, в центре всех перемен все равно находится человек — с него и надо начинать.

Я, например, очень хочу, чтобы бумажных журналов вообще не было, но по нашему законодательству бумажный журнал является юридическим и бухгалтерским документом, сдается в архив. А внесение корректировок — не очень быстрый процесс. Сегодня мы не руководствуемся принципом «а давайте оцифруем все». Нужно оценить все процессы и ненужные вообще исключить из нашей практики. Поскольку ГИАЦ занимается информационными технологиями, мы можем только предложить специалистам, отвечающим за организацию образовательного процесса, от многого отказаться. Нужно задать себе вопрос, что нужно отбросить, чтобы с помощью цифровых технологий с новой скоростью продвинуться.

— Знаю, что уже создан регистр учащихся. А какая информация о школьниках будет в нем аккумулироваться?

— Я сторонник того, чтобы собирать все сведения, так как неизвестно, что в потоке больших данных может оказаться закономерностью. Наша задача — максимально упростить процесс их сбора, обеспечить их достоверность, а потом внедрить систему аналитики, которая поможет выявить самые различные закономерности. И уже на их основании будут приниматься быстрые решения, как изменить систему образования и с точки зрения управления, и в плане ее содержательного наполнения. Мы можем вносить в наш регистр самые разные данные, собирать сведения про учащегося, начиная с дошкольного учреждения и до выпуска из университета: о его спортивных и олимпиадных успехах, прогнозировать, куда дальше он может поступить с учетом его успешности и склонности к тем или иным наук . Имея сведения об успешности учащихся в освоении тех или иных предметов по всей стране, можно будет принимать точечные управленческие решения по корректировке, например учебных программ, по помощи конкретным регионам и конкретным учебным заведениям.

При создании республиканской информационно-образовательной среды мы изучали опыт очень многих стран: Китая, России, Германии, Австрии, Англии, Польши, Финляндии, Эстонии... Электронные системы управления в том или ином виде действуют повсеместно, но со своими нюансами, которые зависят и от уровня цифровых компетенций у управленческого и педагогического звена, и от масштабов страны, и от количества учреждений, охваченных этими системами. Причем мы изучали не только государственный опыт, но и опыт крупных частных компаний, у которых есть собственные образовательные центры и академии с десятками тысяч сотрудников. Они также занимаются прогнозированием и мониторингом. Республиканскую информационно-образовательную среду мы создавали с учетом чужого опыта, чужих ошибок и, конечно, с учетом наших реалий и потребностей.

Взять ту же Эстонию, которая считается одной из самых «продвинутых» стран в развитии цифровых технологий, — она ​​в десять раз меньше Беларуси. Там цифровую трансформацию начинали с формулирования основной идеи: доступ в интернет — это конституционное право каждого гражданина, как доступ к воде или воздуху. В середине нулевых годов это действительно звучало очень инновационно. Но сегодня у нас доступ к интернету с мобильных устройств — почти повсеместный, и педагогам нужно с этим считаться. Все домашние задания уже есть в сети, там можно найти программные продукты, которые помогают решить любые задачки. И возникает закономерный вопрос: как реагировать на такую ​​действительность? Имея доступ ко всем данным мира, просто непростительно этим не воспользоваться.

Чтобы не перевозить воздух...

— Но сегодня педагоги и психологи говорят уже про «эффект Гугл» — когда запоминается не содержание, а места нахождения информации, путь к ней. Замечено, что средняя продолжительность концентрации внимания у современных детей значительно меньше, чем была раньше, у поколения «гугл» исчезает способность читать и понимать большие тексты, ориентироваться без интернет-карт на местности. Это все побочные эффекты современной цивилизации...

— Сто лет назад не все люди умели читать, а сегодня все умеют читать, но не все хотят это делать. К сожалению, я даже за собой заметил, что потребление информации сильно изменилось: если десять лет назад я много читал, то сейчас много смотрю: например, просматриваю те же лекции в интернете, видео, где авторы книг зачитывают отрывки из своих произведений. Для экономии времени даже мой слух адаптировался к перемотке: я смотрю все на удвоенной скорости. Это реальность, которую можно или отрицать, или принять. Поэтому я считаю, что детей нужно учить новым компетенциям: умению ориентироваться в больших потоках информации, умению добывать ее, структурировать, отфильтровывать важную и полезную от вторичной, недостоверной или вообще фейковой. Если человек в состоянии сформулировать проблему и найти ее решение, не имеет значения, как он потребляет информацию. Нельзя стать образованным, просто делая запросы в «Гугл».

По моему мнению, школьный курс информатики нужно привязать к набору компетенций, которые ученик должен получить после его освоения. Самый неэффективный способ обучения — когда учитель или преподаватель рассказывает, а школьники и студенты слушают, потому что услышанное быстро забывается. И совсем другое дело — визуализация... Национальный институт образования активно работает над созданием программных продуктов для школы, чтобы не получилось так, что мы проложим рельсы, запустим поезда, но те будут перевозить в вагонах воздух. Вместе с тем думаем, как привлечь в нашу школу международные программные продукты, например по естественным наукам, потому что законы физики — одинаковы для всех...

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Есть мнение, что образование должно развивать только то, с чем не может справиться искусственный интеллект: это творчество, креативность, навыки проектной деятельности, планирования, расстановки приоритетов, умение принимать решения, формировать команду, способность рисковать, экспериментировать, придумывать, мыслить критически. Обязательно нужно развивать у детей проектное мышление и умение работать в команде. Когда класс делится на проектные группы, ты уже не можешь просто списать у соседа по парте — вы все вместе должны достичь определенного результата.

— В конце ноября пройдет уже вторая международная специализированная выставка-форум «Информационные технологии в образовании». Что вы готовите для ее посетителей?

— Мероприятия форума будут проходить на площадках Fаlсоn Сlub Minsk три дня — с 28 по 30 ноября. ITЕ 2018 обещает стать одним из самых масштабных мероприятий года в образовании. На него приглашены 72 спикера — ведущие белорусские и зарубежные специалисты в информатизации: член Совета по развитию цифровой экономики, председатель экспертного совета ПВТ Александр Курбацкий, ректор БГУИР Вадим Богуш, глава представительства «Майкрософт» в Беларуси Антон Мякишев, эксперт в области Wеbоmеtriсs Энрике Ордуна-Мале (Испания), образовательный технолог таллиннской центральной русской гимназии Людмила Рождественская (Эстония), старший директор по разработке программного обеспечения компании «Epam Systems» Павел Либер и другие. Деловая программа форума включает конференции «Цифровой университет», «Менеджмент университетских библиотек». При поддержке Всемирного банка пройдет международная конференция «Информационная система управления в секторе образования: лучшие мировые практики для Беларуси». Ассоциация «Образование для будущего» организует панельную дискуссию на тему «Какая школьная информатика нужна для IТ-страны». Будут обсуждаться STЕM-подходы в образовании. Запланированы также круглые столы «Цифровой колледж», «Информационная безопасность в образовании». Пройдет финал республиканского конкурса проектов «Информационные и мобильные технологии для образовательного процесса».

Одновременно будут действовать пять площадок: большая, рассчитанная на тысячу человек, и четыре — на 100 человек. И определиться с выбором, кого вы хотите послушать, будет довольно сложно. Например, эксперт из Испании расскажет, как белорусским вузам войти в топ-100 Wеbоmеtriсs, а образовательный технолог из таллиннской центральной русской гимназии поделится своим опытом и результатами внедрения IТ-технологий в странах зарубежья и СНГ. Мы планируем, что форум соберет за три дня около пяти тысяч участников. Присоединиться к нему может каждый, кого интересует тема и кто хочет повысить свою цифровую грамотность. Участие во всех мероприятиях — бесплатное. Но желательно предварительно зарегистрироваться на сайте іtе.unіbеl.bу.

Официальными партнерами ITЕ 2018 выступают белорусские и зарубежные компании — лидеры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Инновационные партнеры — Парк высоких технологий и IT-Асаdеmу.

Надежда НИКОЛАЕВА

Комментарии

Рэд. Дзякуй, выправілі.

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.