Вы здесь

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города


Урбанистическое пространство, какое бы экологически ориентированнон оно ни было, — территория бетона, стекла и металла, многоэтажных комплексов, стен сдержанных цветов. Тем более яркими и жизнерадостными выглядят на этом фоне проявления уличного искусства: муралы на фасадах, креативно оформленные двери, стены, лестницы, трансформаторные будки, пролеты мостов, украшенные трафаретами ограждения... Объектом стрит-арта может стать хоть обычная скамья, гигантский валун или автобусная остановка — вспомним «остановка Адамовича» в Глуше, о котором ранее писала наша газета. Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием, известным также как KОNTRА, — одним из тех, благодаря кому белорусские города (и не только) лишаются серости.


«Мне кажется, как раз медиа и разделили понятия граффити и стрит-арт, — говорит участник художественного объединения «TАKTАK» Александр Kоntrа, с которым мы встречаемся буквально на рабочем месте — в почти завершенных интерьерах столичного кафе. — На самом деле это части целого, и разница только лишь в том, что граффити — прежде всего шрифты, желание обозначить свою территорию, а стрит-арт ближе к живописи, им занимаются не только новички, но и высокопрофессиональные художники, а если речь о муралах, то рисунки обязательно с подтекстом, с определенным посылом, который художник несет зрителям».

В белорусских реалиях есть и еще одно отличие: граффити, как правило, выполняются несанкционированно и городскими властями рассматриваются как мелкое хулиганство, в то время как муралы чаще всего изображают на законных основаниях, с разрешения и одобрения районной администрации. Понятно: мало кому хочется, чтобы рисунок, над которым приходится работать не один день, сразу закрасили «ЖЭС-артом», поэтому согласование — хоть и не самый быстрый, но зато надежный путь сохранить уличную картину на долгое время.

— С чего начинался стрит-арт для вас, если учесть, что за плечами — архитектурный факультет БНТУ?

— Честно признаюсь, художественного образования у меня нет, — улыбается собеседник. — Свою первую работу я нарисовал в 2000-м, когда еще жил в деревне в Брестском районе. Мы с ребятами увлеклись брейк-дансом и хип-хоп-культурой. Кто-то потом начал танцевать, кто-то, начитавшись статей в «Музыкальной газете», сам пробовал писать хип-хоп-тексты, а нас с друзьями заинтересовали рисунки. Ну и однажды решились сами нарисовать что-то подобное.

— В деревне к этому отнеслись проще, чем в городе, или также обозвали хулиганами и приказали закрасить ваши проделки?

— Намного проще. Наша тусовка состояла из обычных, ничем не примечательных парней — только что хорошо учились, были такими, знаете, «ботанами». А здесь сделали рисунок на стене стадиона — она ​​была ужасно побеленная, страшная, словом, испортить ее было невозможно — и на следующее утро вся школа, включая учителей и директора, собралась посмотреть. Сразу скажу: ничего нам за это не было, посчитали мальчишеским озорством, но сверстники зауважали.

— Первую серьезную работу вспомните?

— Портрет Владимира Короткевича, изображенный в 2014-м в рамках художественной акции Must Асt — Must Аrt в Рогачеве. А самая любимая?.. Не знаю, сегодня — одна, завтра — другая, потому что я не люблю стоять на месте. Есть работа, которую я только мечтаю сделать, но еще не приступил, — идея связана с моей бабушкой, эскиз уже давно есть, но я все ждал, пока наработаю опыт, усовершенствую как следует технику.

Минск.

— Александр, размер имеет значение? Что проще рисовать: большой мурал на фасаде многоэтажного дома или, скажем, «обертку» для трансформаторной будки или подъезда?

— Знаете, чтобы «хайпануть» — ох, не люблю это слово, — вызвать ажиотаж, необязательно делать изображение больших размеров. Например, чем прославился Bаnksу (уличный художник, режиссер и политический активист из Англии, лица которого никто не видел, а некоторые остросоциальные арт-работы оцениваются в миллионы долларов. — Авт.)? Маленькими работами, которые имеют сатирический посыл... Поэтому мне интересно заниматься самыми разными направлениями, от дизайна упаковки до иллюстраций, от открыток до муралов, и каждый новый опыт чем-то обогащает, он интересен и полезен.

— После фестивалей уличной культуры Urbаn Mуths и Vuliса Brаsil стрит-арт, по крайней мере в Минске, многие приняли и полюбили. А насколько сложно согласовывать, получать от города разрешение на каждую работу?

— Если ты имеешь идею и можешь ее обосновать, объяснить, то не очень трудно. Я всегда за поиск компромисса архитектуры и стрит-арта, за то, чтобы работа вписывалась в контекст, была кстати. Граница между тем, чего хочет художник, к чему он стремится, и тем, чего хотят жители города и люди, которые согласовывают предлагаемые проекты, очень тонкая, и я понимаю обе точки зрения. Иногда собственное «я» побеждает, и художник решает, что больше не будет выполнять, скажем так, коммерческие работы для кого-то, чтобы «не становиться масскультом». Однако я не придерживаюсь таких убеждений — и пусть лучше меня вычеркивают из списков белорусского стрит-арта и записывают в оформители, но я сам решаю, чем хочу заниматься, не гонюсь за скандальным именем. Когда-то меня манило граффити, был интересен весь этот адреналин запрещенности, потом был определенный застой, потом — период увлечения архитектурой, дизайном и др. Главное — я нашел гармонию, и мои работы не имеют политического подтекста, не содержат какой-то «жести» , которая шокирует или раздражает. Мне нравится, когда люди в разных городах, от Воложина до Кличева, от польского Хелмно до нашей Малориты, выходя на улицу и глядя на мои работы, могут просто улыбнуться и поднять себе настроение.

Этим летом я рисовал в Хелмно, это провинциальный городок недалеко от Гданьска, а моя напарница Маша Рудаковская — в Муравленко, это Ямало-Ненецкий автономный округ России, и я, просто сидя на подмостях, ради интереса посмотрел в «Гугле», что между нами около 5 тысяч километров.

Кличев.

— Одна из ваших визиток — «птичья» серия.

— Когда Карина Соловей из ОО «Ахова птушак Бацькаўчшыны» предложила мне совместный проект, невольно пришлось стать орнитологом, — смеется художник. — Мне кажется, это очень крутая идея — увековечить в каждом районе свою птицу-символ: зимородков в Воложине и Ивенце, ушастую сову и гоголя в Минске, сойку в Кличеве, жаворонка-сметюха в Малорите... Важно, что средства на эти проекты каждый раз собираются хором, их жертвуют сами люди, которые хотели бы увидеть такие муралы на фасадах, местные власти тоже идут навстречу, — и огромное спасибо всем, кто поддерживает этот проект и позволяет продолжать его.

Кроме того, в этом году художники творческого дуэта TАKTАK поучаствовали еще в нескольких интересных проектах: в Глуше появился остановка Алеся Адамовича, а в Столбцах — четыре огромных открытки-мурала на многоэтажных домах, связанные с различными временами года, четырьмя Коласовскими местами (Акинчицы, Ласток , Альбуть, Смольным) и строками поэта. Чем более детально прорабатывают рисунок, тем больше времени нужно на его выполнение. На каждый из мурала в Столбцах понадобилось до 6-7 дней, а на реализацию всего проекта — около полугода; надо было как следует информационно подготовиться, чтобы понять идею, подобрать краски, собрать в голове «конструктор», как это будет выглядеть.

Сколько времени «живет» стрит-арт? Граффити сотрудники коммунальных служб могут зарисовать и через два часа, а судьба мурала зависит прежде всего от качества красок — например, российские и китайские быстро выцветают, испанские или немецкие не теряют яркости до 710 лет.

— Стрит-арт — больше об идее, художественной самореализации, чем о коммерцию?

— Для меня самого было странно, но стрит-арт может быть полностью прибыльным занятием. Но следует помнить, сколько времени и средств уходит на создание одного мурала: эскиз, согласование, недешевая краска, материалы и др. Конечно, есть сезонность, поздней осенью и зимой никто не будет делать мурал, но тем интереснее вынашивать новые замыслы и ждать следующего сезона, а в перерыве заниматься чем-то другим.

Польский Хелмно.

— Как-то вы давали мастер-классы для детей в школах и детских домах. Как впечатления?

— На самом деле с детьми очень интересно работать, даже веселее, чем с некоторыми художниками. Помню, сделал контуры будущего рисунка, показал, как работать с насадкой на баллон со спреем, чтобы не закрасить себя и других, выдали мы школьникам перчатки, маски и дали полную свободу действий. Обычно за день у меня получается «слить» от 40 до 80 баллонов, потом просто «умирает» палец, которым нажимаешь на кнопку, и уходишь никакой. А дети с таким энтузиазмом взялись за дело, что сделали то же за полчаса. Рисовать, как дети — это еще надо уметь и иметь талант. По крайней мере, они делают это от души и их ум еще не забит бытовыми проблемами, страхом что-то испортить.

— Многие подростки стремятся попробовать свои силы в стрит-арте. Дадите несколько советов начинающим: что нужно делать, а чего, наоборот, не стоит?

— Главный совет — рисуйте, если не можете не рисовать. Для меня граффити — это была не мода, а любовь с первого взгляда. Мы с друзьями приезжали на Брестский вокзал и перерисовывали в свои тетради изображения на поездах, которые приходили из Польши, а в школе на переменах тоннами рисовали эскизы. Так что я уверен: если человеку нравится стрит-арт, то он любыми путями найдет для себя информацию и возможности, найдет краски — это раньше их было не достать, а теперь — на любой вкус. Так что — рисуйте, рисуйте, совершенствуйтесь и не останавливайтесь. И второй совет: для начала, чтобы набить руку, можно повторять другие работы, но потом — не создавайте себе кумиров, ищите свое. Лучше делать плохо, но по-своему, и с течением времени количество перейдет в качество. Насчет того, чего не следует делать... Я люблю граффити, мне нравилось чувство адреналина от того, что делаешь что-то нелегальное, а потом — наверное, повзрослел и понял, что за свои поступки нужно отвечать. И поэтому новичкам советую: не совершайте чего-то, если не готовы нести за это ответственность. Имею в виду не только работу в рамках закона, а вообще человеческую адекватность, умение договариваться с другими. Если этому научиться, к вам начнут притягиваться такие же адекватные люди, и жизнь станет намного более простой и приятной.

Кстати

Не путайте стрит-арт и граффити: второе — часть первого, но не наоборот. Как шутят некоторые художники, разница в деньгах: граффити — то, за что ты заплатишь (штраф), стрит-арт — то, за что тебе заплатят.

Столбцы.

Беседовала Виктория ТЕЛЕШУК

Фото из архива художника и из открытых источников

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.